Симптомокомплексы теста «Несуществующее животное»
№ | Симптомокомплексы | баллы |
1 | Угрожающее название | 0, 1, 2 |
2 | Одинокий | 0, 1, 2 |
3 | Рисунок расположен в нижней части | 0, 1, 2 |
4 | Большое количество зубов | 0, 1, 2 |
5 | Рот с зубами и клыками, клюв | 0, 1, 2 |
6 | Открытый рот без прорисовки губ, языка, зачеркнутый | 0, 1, 2 |
7 | Глаза отсутствуют, пустые, большие, зачеркнутые | 0, 1, 2 |
8 | Хвост повернут влево, вниз | 0, 1, 2 |
9 | Затемнение линий контура, штриховка | 0, 1, 2 |
10 | Наличие деталей: рога, когти, панцирь, иглы, чешуя | 0, 1, 2 |
11 | Голова обращена влево или анфас | 0, 1, 2 |
12 | Крупное изображение | 0, 1, 2 |
13 | Неаккуратность рисунка | 0, 1, 2 |
14 | Сверхсильный нажим | 0, 1, 2 |
15 | Острые ногти, острые рога, острые наросты | 0, 1, 2 |
16 | Реально существующие | 0, 1, 2 |
17 | Оружие, режущее, колющее или рубящее | 0, 1, 2 |
18 | Описание образа жизни: питается людьми, подробное описание поедание жертв | 0, 1, 2 |
19 | Описание образа жизни: любимое или обычное занятие: ломает деревья | 0, 1, 2 |
20 | Описание образа жизни: друзья: злые, агрессивные персонажи | 0, 1, 2 |
21 | Описание образа жизни: враги: большое число или полное отсутствие (боязнь агрессии | 0, 1, 2 |
- Высокая агрессивность - 21 - 42 баллов.
- Средняя агрессивность - 11 - 21 баллов.
- Низкая агрессивность - 1 - 11 баллов.
Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присущи: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т.д.), изображение двух животных - один нападает, другой убегает. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, способствующими спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию.
На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет угрожающих или нападающих животных, хищников, отсутствуют символы прямой агрессии (зубы, клюв, когти и т.д.). Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что свидетельствует о наличии самоконтроля, дружелюбия, защитного характера агрессии.
После выполнения задания следует получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).
Методика «Несуществующее животное» проста для освоения и позволяет работать непосредственно с личностными характеристиками ребенка. Исследование затрагивает глубинные проблемы личности, которые не поддаются сознательному контролю. Позволяет увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к окружающему миру.
3.Примерная схема наблюдения за агрессивным проявлением в поведении ребенка автор А. А. Романов (Приложение 3) позволяет определить уровень агрессивности ребенка и сделать предположение о тенденции к формированию патохарактерологических агрессивных реакций.
По данной схеме наблюдателю предлагается фиксировать частоту поведенческих актов ребенка в соответствии с 15 показателями проявления агрессивности:
0 — не проявляется никогда,
1 — иногда наблюдается,
2 — наблюдается довольно часто,
3 — проявляется почти всегда,
4 — наблюдается постоянно.
Общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет уровень агрессивности:
Сложив полученные баллы, вы определите уровень агрессивности у ребенка.
Низкий уровень - от 0 до 65 баллов. Вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологиченских; он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
Средний уровень – от 65 до 130 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Высокий уровень – от 130 до 195 баллов. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медицинская помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
Уровень повышенной агрессивности – от 195 до 260 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медицинская помощь ребенку.
Все полученные данные были подвергнуты соответствующей тестовой процедуре обработке, количественному и качественному анализу. Итоговый уровень агрессивности определяли на основании выделенных критериев и уровней агрессивностей в поведении младших школьников.
Далее мы представим обсуждение результатов исследования.
- Содержание
- Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..6
- 1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...12
- Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников……………………………………………………………26
- Введение
- Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте
- 1.1. Теоретический анализ понятия «агрессия» и «агрессивность» в психолого-педагогической литературе
- Структура проявления агрессии по н.Д. Левитову
- Классификация агрессивных действий Басса
- 1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
- 1.3 Методы и приемы, корректирующие агрессию младших школьников
- Выводы по Главе I
- Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у младших школьников
- 2.1. Методы, процедура и организация исследования
- Критерии и уровни агрессивности у младших школьников
- 2.Методика «Несуществующее животное» (Приложение 2).
- Симптомокомплексы теста «Несуществующее животное»
- 2.2 Практическая работа по диагностике агрессивности младших школьников
- Факторы агрессивности младших школьников
- 2.3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения младших школьников
- Конспект занятия «Давайте жить дружно!»:
- Выводы по Главе II
- Заключение
- Список используемых источников
- Приложение
- Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки. (адаптация а.К. Осницкого)
- Проективная методика «Несуществующее животное»
- Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное» Задание «Злое животное» позволяет выявить: скрытые агрессивные, реакцию на угрозу. Проведение тестирования.
- Описание образа жизни
- Злое животное в сравнении с обычным
- За агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Протокол исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Результаты исследования по методике а.Басса и а.Дарки
- Результаты исследования по проективной методике «Несуществующее животное»
- Результаты исследования по схеме наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка
- Сопоставительные данные по трем методикам
- Внеурочные мероприятия по коррекции агрессивного поведения у младших школьников
- V. Диагностика с целью выявления степени агрессивности
- VI. Анкета для родителей