logo search
Агрессия-2

Симптомокомплексы теста «Несуществующее животное»

Симптомокомплексы

баллы

1

Угрожающее название

0, 1, 2

2

Одинокий

0, 1, 2

3

Рисунок расположен в нижней части

0, 1, 2

4

Большое количество зубов

0, 1, 2

5

Рот с зубами и клыками, клюв

0, 1, 2

6

Открытый рот без прорисовки губ, языка, зачеркнутый

0, 1, 2

7

Глаза отсутствуют, пустые, большие, зачеркнутые

0, 1, 2

8

Хвост повернут влево, вниз

0, 1, 2

9

Затемнение линий контура, штриховка

0, 1, 2

10

Наличие деталей: рога, когти, панцирь, иглы, чешуя

0, 1, 2

11

Голова обращена влево или анфас

0, 1, 2

12

Крупное изображение

0, 1, 2

13

Неаккуратность рисунка

0, 1, 2

14

Сверхсильный нажим

0, 1, 2

15

Острые ногти, острые рога, острые  наросты

0, 1, 2

16

Реально существующие

0, 1, 2

17

Оружие, режущее, колющее или рубящее

0, 1, 2

18

Описание образа жизни: питается людьми, подробное описание поедание жертв

0, 1, 2

19

Описание образа жизни: любимое или обычное занятие: ломает деревья

0, 1, 2

20

Описание образа жизни: друзья: злые, агрессивные персонажи

0, 1, 2

21

Описание образа жизни: враги: большое число или полное отсутствие (боязнь агрессии

0, 1, 2

- Высокая агрессивность - 21 - 42 баллов.

- Средняя агрессивность - 11 - 21 баллов.

- Низкая агрессивность - 1 - 11 баллов.

Рисункам детей с высоким уровнем агрессии присущи: крупное изображение, сильная, уверенная линия рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т.д.), изображение двух животных - один нападает, другой убегает. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, способствующими спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию.

На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет угрожающих или нападающих животных, хищников, отсутствуют символы прямой агрессии (зубы, клюв, когти и т.д.). Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что свидетельствует о наличии самоконтроля, дружелюбия, защитного характера агрессии.

После выполнения задания следует получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Методика «Несуществующее животное» проста для освоения и позволяет работать непосредственно с личностными характеристиками ребенка. Исследование затрагивает глубинные проблемы личности, которые не поддаются сознательному контролю. Позволяет увидеть внутреннее состояние ребенка, то, как он сам относится к окружающему миру.

3.Примерная схема наблюдения за агрессивным проявлением в поведении ребенка автор А. А. Романов (Приложение 3) позволяет определить уровень агрессивности ребенка и сделать предположение о тенденции к формированию патохарактерологических агрессивных реакций.

По данной схеме наблюдателю предлагается фиксировать частоту поведенческих актов ребенка в соответствии с 15 показателями проявления агрессивности:

0 — не проявляется никогда,

1 — иногда наблюдается,

2 — наблюдается довольно часто,

3 — проявляется почти всегда,

4 — наблюдается постоянно.

Общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет уровень агрессивности:

Сложив полученные баллы, вы определите уровень агрессивности у ребенка.

Низкий уровень  - от 0 до 65 баллов. Вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологиченских; он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.

Средний уровень – от 65 до 130 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

Высокий уровень  – от 130 до 195 баллов. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медицинская помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Уровень повышенной агрессивности – от 195 до 260 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медицинская помощь ребенку.

Все полученные данные были подвергнуты соответствующей тестовой процедуре обработке, количественному и качественному анализу. Итоговый уровень агрессивности определяли на основании выделенных критериев и уровней агрессивностей в поведении младших школьников.

Далее мы представим обсуждение результатов исследования.