4. Классификация как метод товароведения. Иерархичная и фасетная классификация.
Классификация — разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Объект классификации — элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Признак классификации — свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. Признаки классификации подразделяются на телеологические (назначение, применение), генетические (исходные материалы, сырье, основные компоненты химического состава) и технологические (конструкция, рецептура, процессы производства, способы отделки или оформления).
Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Целью классификации является систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров. Систематизация достигается путем установления последовательности и взаимосвязей определенных классификационных группировок, полученных конкретным методом классификации.
Различают две разновидности метода классификации: иерархический; фасетный.
Иерархический метод классификации — последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Основой деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку является ступень классификации. Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.
Фасетный метод классификации — параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны,между собой.
Метод | Преимущества | Недостатки |
Иерархический | Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность | При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, иногда необоснованные. Трудность применения При небольшой глубине: информационная недоста- точность, неполный охват 1 объектов и признаков |
Фасетный | Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов | Невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках |
К специфичным правилам классификации объектов при иерархическом методе относятся:
Первоочередность наиболее общих признаков при делении множества на подмножества.
Использование на каждой ступени только одного признака, имеющего принципиальное значение для этого этапа.
Разделение объектов последовательно — от большего к меньшему, от общего к частному.
Выбор из множества признаков одинаковой степени общности наиболее существенного.
Необходимость установления оптимального числа признаков и ступеней, а также глубины.
Специфичными правилами фасетного метода являются:
Примерно одинаковая значимость и независимость ис- пользуемых классификационных признаков.
Отсутствие общности классификационных признаков.
Возможность дополнения количества признаков..
Преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т. е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в некоторых случаях их используют совместно.
Правила классификации предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества. Общим правилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее целевого назначения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Объект товароведной деятельности. Потребность, товар.
- Субъекты товароведной деятельности.
- Методы познания: общенаучные и специальные методы товароведения.
- 4. Классификация как метод товароведения. Иерархичная и фасетная классификация.
- 5. Классификаторы. Характеристика окп.
- 6.Товароведная классификация товаров.
- 7.Система товарной информации: упаковка и маркировка.
- Первая группа - конструктивные особенности упаковки:
- 8.Кодирование как метод товароведения. Штрих – кодирование.
- Понятие ассортимента и вида ассортимента товаров.
- Свойства ассортимента товаров и показатели, их характеризующие.
- Управление ассортиментом товаров. Матрица «рост/доля» в управлении ассортиментом.
- 12. Качество как фундаментальная категория рыночной экономики.
- Понятие качества и конкурентоспособности продукции.
- Определение конкурентоспособности продукции на основе показателей качества.
- Свойства, признаки и параметры продукции.
- 16. Классификация показателей качества продукции: единичные и комплексные.
- Назначение как основная характеристика товара.
- 18. Надежность как основной показатель качества непродовольственных товаров.
- 19. Безопасность как основной показатель качества продукции.
- 21. Экологические показатели качества.
- 22. Эстетические показатели качества.
- 22. Эстетические показатели качества.
- 23. Методы определения значений показателей качества: традиционный, экспертный и социологический.
- 24. Измерительные методы определения значений показателей качества.
- 25. Органолептические методы определения значений показателей качества.
- 26. Градация качества. Ненадлежащее качество: дефекты.
- 27. Развертывание функции качества. Модель Кано.
- 28. Понятие стандартизации, основные функции и цели стандартизации.
- 29. Методические основы стандартизации (упорядочение).
- 30. Типы стандартизации: параметрическая, комплексная, опережающая.
- 31. Технические регламенты и виды стандартов.
- 32. Состав обязательных требований технических регламентов.
- 33. Основы метрологии: основные понятия
- 34. Экспертиза и экспертные методы оценки.
- 35. Организация проведения товарной экспертизы.
- 36. Экологическая экспертиза
- 37. Процедура получения сертификата происхождения продукции.
- 38. Основы сертификации: общие понятия и определения.
- 39. Органы технического регулирования в рф.
- 40. Законодательное обеспечение технического регулирования.
- 41. Типовой порядок процедуры обязательной сертификации в рф.
- 42. Схемы сертификации в рф. Характеристика схем сертификации 1-8.
- 43. Схемы сертификации в рф. Характеристика схем сертификации 9-10а.
- 44. Декларирование соответствия и добровольная сертификация.
- 45. Эволюция системы управления качеством. Понятие «всеобщего управления качеством» (tqm). История развития систем управления качеством
- 46. Содержание основных принципов tqm.
- 1. Ориентация организации на заказчика
- 2. Ведущая роль руководства.
- 3. Вовлечение сотрудников
- 4. Процессный подход
- 5. Системный подход к управлению
- 6. Постоянное улучшение
- 7. Подход к принятию решений, основанный на фактах
- 8. Отношения с поставщиками
- 9. Минимизация потерь, связанных с некачественной работой
- 47. Международные стандарты в области качества. Характеристика iso 9000.2000
- 48. Сертификация системы контроля и управления качеством.
- Этапы сертификации смк
- 50. Защита прав потребителей: правовые основы. Закон рф "о защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992