27. Развертывание функции качества. Модель Кано.
Выбор технических характеристик, разработка конструкции и массовое производство изделия, укладывающегося в эти границы решаются через развертывание функций качества (РФК), которые понимаются как "средство планирования для преобразования характеристик качества, требуемого потребителем, в соответствующие инженерные характеристики и далее в готовое изделие".
Метод РФК был создан в Японии в конце 1960-х годов, а первой его применила (в 1972 г.) корпорация тяжелой промышленности фирмы "Мицубиси" из судоверфи в г. Кобе. Причем он долгое время держался в секрете, поскольку японцы видели в нем основу своего успеха, в том числе на международном автомобильном рынке. Дело в том, что применение метода РФК при проектировании автомобилей позволяет экономить до 60 % средств и на 30 % сокращать период разработки. Например, фирма "Тойота", начав заниматься им в 1977 г. и затратив на его освоение четыре года, уже очень скоро ощутила достоинства метода. Так, в период 1977—1984 гг. она поставила на производство четыре автофургона. При этом с января 1977 г. по октябрь 1979 г. затраты на разработку и подготовку производства новых АТС сократились на 20 %, с октября 1979 г. по октябрь 1982 г. — на 38, а с октября 1982 г. по апрель 1984 г. — на 61 %. Сроки же выхода на массовое производство каждой очередной модели уменьшились на треть.
Концепция метода РФК базируется на следующих четырех ключевых документах.
1. Плановой матрице всех потребительских требований, которая переводит "голос" потребителя в контрольные характеристики — двойники. То есть преобразовывает потребительские требования, извлекаемые из рынка, в конкретные контрольные инженерные характеристики конечного продукта.
2. Матрице структурирования характеристик конечного продукта, преобразующей контрольные характеристики этого продукта в характеристики составных его элементов, критических для изделия.
3. Плане процесса контроля, в котором оговариваются критические параметры изделия или процесса, а также контрольные точки проверки каждого параметра.
4. Рабочих инструкциях, с заложенными в них критическими параметрами изделия или процесса, которые определяют операции, обязательные для выполнения и гарантирующие, что основные параметры (целевые показатели) будут достигнуты.
Как видим, метод РФК, основанный на перечисленных документах, отражает непрерывный поток преобразования информации, начиная с требований потребителя и кончая рабочими инструкциями.
Автор метода: Нориаки Кано (Япония), 70-е годы ХХ в.
Назначение метода
Применяется для выработки стратегии организации и решения задач обеспечения удовлетворенности потребителей. Модель Кано - один из инструментов управления качеством.
Цель метода
Определение и распределение всего диапазона потребностей (требований) потребителей по приоритетам.
Разделение требований потребителей по составляющим профиля качества.
Суть метода
Теория привлекательного качества - инструмент, позволяющий описать, удовлетворение каких потребностей оставляет потребителя равнодушным, неудовлетворенным, либо приводит его в восторг.
Помогает выявить приоритетные потребности.
План действий
Собрать данные о требованиях потребителей в диаграмме сродства.
Проанализировать потребности в диаграмме сродства и сгруппировать их по трем составляющим профиля качества.
Если в одной из категорий требований очень мало или нет ни одной потребности, то нужно собрать дополнительные данные о потребителе.
После получения дополнительных данных завершить объединение требований потребителя по составляющим профиля качества.
Выделить нужды потребителя первостепенной важности, которые затем будут использованы при разработке критических для качества характеристик.
Особенности метода
Модель Кано отражает восприятие качества потребителем и способствует его пониманию, так как показывает взаимосвязь между качеством продукции и параметрами этого качества. Н. Кано в своей теории привлекательного качества выделяет три составляющие профиля качества:
базовое (основное) качество, соответствующее "обязательным" характеристикам продукции;
требуемое (ожидаемое) качество, соответствующее "количественным" характеристикам продукции;
привлекательное (опережающее) качество, соответствующее "сюрпризным" характеристикам продукции, вызывающим восхищение.
МодельКано
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Объект товароведной деятельности. Потребность, товар.
- Субъекты товароведной деятельности.
- Методы познания: общенаучные и специальные методы товароведения.
- 4. Классификация как метод товароведения. Иерархичная и фасетная классификация.
- 5. Классификаторы. Характеристика окп.
- 6.Товароведная классификация товаров.
- 7.Система товарной информации: упаковка и маркировка.
- Первая группа - конструктивные особенности упаковки:
- 8.Кодирование как метод товароведения. Штрих – кодирование.
- Понятие ассортимента и вида ассортимента товаров.
- Свойства ассортимента товаров и показатели, их характеризующие.
- Управление ассортиментом товаров. Матрица «рост/доля» в управлении ассортиментом.
- 12. Качество как фундаментальная категория рыночной экономики.
- Понятие качества и конкурентоспособности продукции.
- Определение конкурентоспособности продукции на основе показателей качества.
- Свойства, признаки и параметры продукции.
- 16. Классификация показателей качества продукции: единичные и комплексные.
- Назначение как основная характеристика товара.
- 18. Надежность как основной показатель качества непродовольственных товаров.
- 19. Безопасность как основной показатель качества продукции.
- 21. Экологические показатели качества.
- 22. Эстетические показатели качества.
- 22. Эстетические показатели качества.
- 23. Методы определения значений показателей качества: традиционный, экспертный и социологический.
- 24. Измерительные методы определения значений показателей качества.
- 25. Органолептические методы определения значений показателей качества.
- 26. Градация качества. Ненадлежащее качество: дефекты.
- 27. Развертывание функции качества. Модель Кано.
- 28. Понятие стандартизации, основные функции и цели стандартизации.
- 29. Методические основы стандартизации (упорядочение).
- 30. Типы стандартизации: параметрическая, комплексная, опережающая.
- 31. Технические регламенты и виды стандартов.
- 32. Состав обязательных требований технических регламентов.
- 33. Основы метрологии: основные понятия
- 34. Экспертиза и экспертные методы оценки.
- 35. Организация проведения товарной экспертизы.
- 36. Экологическая экспертиза
- 37. Процедура получения сертификата происхождения продукции.
- 38. Основы сертификации: общие понятия и определения.
- 39. Органы технического регулирования в рф.
- 40. Законодательное обеспечение технического регулирования.
- 41. Типовой порядок процедуры обязательной сертификации в рф.
- 42. Схемы сертификации в рф. Характеристика схем сертификации 1-8.
- 43. Схемы сертификации в рф. Характеристика схем сертификации 9-10а.
- 44. Декларирование соответствия и добровольная сертификация.
- 45. Эволюция системы управления качеством. Понятие «всеобщего управления качеством» (tqm). История развития систем управления качеством
- 46. Содержание основных принципов tqm.
- 1. Ориентация организации на заказчика
- 2. Ведущая роль руководства.
- 3. Вовлечение сотрудников
- 4. Процессный подход
- 5. Системный подход к управлению
- 6. Постоянное улучшение
- 7. Подход к принятию решений, основанный на фактах
- 8. Отношения с поставщиками
- 9. Минимизация потерь, связанных с некачественной работой
- 47. Международные стандарты в области качества. Характеристика iso 9000.2000
- 48. Сертификация системы контроля и управления качеством.
- Этапы сертификации смк
- 50. Защита прав потребителей: правовые основы. Закон рф "о защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992