Методы познания: общенаучные и специальные методы товароведения.
Метод (от греч. methodos) — способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели. В товароведении как прикладной естественно-научной дисциплине наряду с собственными методами (например, органо- лептическими, экспертными и измерительными методами определения значений показателей качества) применяются и заимствованные из других, в основном фундаментальных наук — физики, химии, математики, философии и др. В науке такое заимствование — распространенное явление. Так, во многих науках применяются философские (индукция и дедукция, абстракции, обобщения, анализ и синтез) и математические (расчеты, моделирование и т. п.) методы. В химии широко распространены физические методы (рефрактометрические, поляриметрические и т. п.). Современный этап развития науки характеризуется интеграцией разных ее областей, что находит отражение и в заимствовании методов деятельности.
Таким образом, для товароведения как науки характерны свойственные и другим областям знаний тенденции: интеграция знаний, их постоянное совершенствование и развитие для повышения эффективности результатов. Применяемые в товароведении методы подразделяются на три группы: теоретические, эмпирические и практические.
Теоретические методы — методы, основанные на мыслительных действиях и/или операциях в целях познания и/или исследования действительности. К ним относятся анализ, сравнение, синтез, диагностика и другие методы-операции.
К теоретическим методам относятся анализ, синтез, обобщение и систематизация, построение гипотез.
Анализ — разделение исследуемого объекта (товара, технологического процесса и т. п.) на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций.
В товароведении — это один из наиболее распространенных методов познания товара как объекта, обладающего совокупностью физических, химических, физико-химических и анатомо-морфологических свойств.
Синтез — объединение составных элементов объекта в единое целое (систему). При этом между отдельными элементами возникают логические причинно-следственные связи, обусловливающие целостность объекта.
Обобщение — метод, основанный на выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. товароведные характеристики товаров однородных групп основываются на обобщении их потребительских свойств и показателей, выявлении обобщенных идентифицирующих и классификационных признаков.
Систематизация — метод, основанный на построении единой системы характеристик объектов и связанных с ними процессов. С помощью этого метода обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового ассортимента, необходимого и достаточного для достижения определенных целей организации, а также выбор показателей при оценке качества и условий хранения для минимизации потерь.
Эмпирические методы — методы, основанные на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений (технических устройств или органов чувств) для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов. Данные методы включают как методы-операции (измерительные, органолептические и др.), так и методы-действия (обследование, мониторинг). Благодаря им стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров. В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на: измерительные — физические, физико-химические, химические, биологические; органолептические, регистрационные и социологические.
Измерительный метод — метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений.
Органолептический метод — метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств. В научной и практической товароведной оценке качества товаров этот метод, имеющий физиолого-психологические основы, получил самое широкое распространение.
Регистрационный метод — метод, основанный на наблюдениях и учете определенных объектов (товаров, процессов и услуг) и их характеристик.
Разновидностью регистрационного метода является мониторинг.
Мониторинг — метод, основанный на постоянном наблюдении за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предложению. Достаточно часто мониторинг проводится за качеством и безопасностью пищевых продуктов, для определения заболеваний, связанных с нерациональным питанием, а также для выявления фальсифицированной и контрафактной продукции.
Социологический метод — метод, основанный на проведении опросов с помощью специально разработанных анкет. Он находит широкое применение для выявления запросов потребителей в отношении определенных товароведных характеристик, мнений и оценок экспертов.
Практические методы — методы, основанные на технологических действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик товара (качества, количества, товарной информации) и обеспечения их сохранения при товародвижении. К практическим методам относятся методы оценки качества, хранения, транспортирования, товарной обработки.
Методы оценки качества — методы, предназначенные для измерения значений показателей качества и установления их соответствия определенным требованиям.
Методы транспортирования — способы, предназначенные для перемещения товаров и обеспечения их сохранности в пути. Эти методы подразделяются в зависимости от вида транспортных средств и способа размещения в них товаров.
Методы товарной обработки — способы подготовки товаров к продаже с целью улучшения их качества и сохраняемости. К ним относятся методы сортировки, калибровки, фасования товаров и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Объект товароведной деятельности. Потребность, товар.
- Субъекты товароведной деятельности.
- Методы познания: общенаучные и специальные методы товароведения.
- 4. Классификация как метод товароведения. Иерархичная и фасетная классификация.
- 5. Классификаторы. Характеристика окп.
- 6.Товароведная классификация товаров.
- 7.Система товарной информации: упаковка и маркировка.
- Первая группа - конструктивные особенности упаковки:
- 8.Кодирование как метод товароведения. Штрих – кодирование.
- Понятие ассортимента и вида ассортимента товаров.
- Свойства ассортимента товаров и показатели, их характеризующие.
- Управление ассортиментом товаров. Матрица «рост/доля» в управлении ассортиментом.
- 12. Качество как фундаментальная категория рыночной экономики.
- Понятие качества и конкурентоспособности продукции.
- Определение конкурентоспособности продукции на основе показателей качества.
- Свойства, признаки и параметры продукции.
- 16. Классификация показателей качества продукции: единичные и комплексные.
- Назначение как основная характеристика товара.
- 18. Надежность как основной показатель качества непродовольственных товаров.
- 19. Безопасность как основной показатель качества продукции.
- 21. Экологические показатели качества.
- 22. Эстетические показатели качества.
- 22. Эстетические показатели качества.
- 23. Методы определения значений показателей качества: традиционный, экспертный и социологический.
- 24. Измерительные методы определения значений показателей качества.
- 25. Органолептические методы определения значений показателей качества.
- 26. Градация качества. Ненадлежащее качество: дефекты.
- 27. Развертывание функции качества. Модель Кано.
- 28. Понятие стандартизации, основные функции и цели стандартизации.
- 29. Методические основы стандартизации (упорядочение).
- 30. Типы стандартизации: параметрическая, комплексная, опережающая.
- 31. Технические регламенты и виды стандартов.
- 32. Состав обязательных требований технических регламентов.
- 33. Основы метрологии: основные понятия
- 34. Экспертиза и экспертные методы оценки.
- 35. Организация проведения товарной экспертизы.
- 36. Экологическая экспертиза
- 37. Процедура получения сертификата происхождения продукции.
- 38. Основы сертификации: общие понятия и определения.
- 39. Органы технического регулирования в рф.
- 40. Законодательное обеспечение технического регулирования.
- 41. Типовой порядок процедуры обязательной сертификации в рф.
- 42. Схемы сертификации в рф. Характеристика схем сертификации 1-8.
- 43. Схемы сертификации в рф. Характеристика схем сертификации 9-10а.
- 44. Декларирование соответствия и добровольная сертификация.
- 45. Эволюция системы управления качеством. Понятие «всеобщего управления качеством» (tqm). История развития систем управления качеством
- 46. Содержание основных принципов tqm.
- 1. Ориентация организации на заказчика
- 2. Ведущая роль руководства.
- 3. Вовлечение сотрудников
- 4. Процессный подход
- 5. Системный подход к управлению
- 6. Постоянное улучшение
- 7. Подход к принятию решений, основанный на фактах
- 8. Отношения с поставщиками
- 9. Минимизация потерь, связанных с некачественной работой
- 47. Международные стандарты в области качества. Характеристика iso 9000.2000
- 48. Сертификация системы контроля и управления качеством.
- Этапы сертификации смк
- 50. Защита прав потребителей: правовые основы. Закон рф "о защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992