28. Понятие стандартизации, основные функции и цели стандартизации.
Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и требований к товарам и услугам с целью защиты интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности окружающей среды.
Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», обязательны для всех предприятий, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений независимо от форм собственности и подчинения, а также граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью.
Вопросами стандартизации в Российской Федерации занимается Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), в полномочия которого входят организация, координация и управление работами по стандартизации, метрологии и сертификации в Российской Федерации и представление ее интересов за рубежом.
Таким образом, стандартизация — это плановая деятельность по установлению обязательных правил, норм и требований в целях обеспечения:
— безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества человека;
— технической информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
— качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
— единства измерений, правовые и другие основы которого регламентированы Законом «Об обеспечении единства измерений»;
— экономии всех видов ресурсов;
— безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
— обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Важнейшими задачами стандартизации являются: обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями; установление оптимальных требований к качеству продукции; а также требований по совместимости и заменяемости продукции и комплектующих деталей изделий и их унификации.
Одной из задач стандартизации является также создание системы нормативной документации, включающей такие документы, как стандарты, технические условия, общероссийские классификаторы, методические рекомендации, положения, правила и другие материалы.
В Российской Федерации действуют следующие виды нормативной документации: межгосударственные стандарты (ГОСТ), государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТГТ), технические условия (ТУ).
К нормативной документации относятся также общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
Межгосударственные стандарты (ГОСТ) - это стандарты, принятые государствами, подписавшими Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации и непосредственно ими применяемые.
Ныне действующие и вновь вводимые в рамках соглашения ГОСТы, должны применяться на территории России без переоформления и без изменения их обозначения.
До настоящего времени, впредь до разработки и утверждения новых ГОСТов, на территории Российской Федерации в полном объеме действуют также ранее утвержденные стандарты Советского Союза.
Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) -являются новым видом национального стандарта, утвержденного Госстандартом России и действующим на всей территории РФ.
В ГОСТы и ГОСТ Р включают:
-обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья человека, а также окружающей среды;
-основные потребительские свойства продукции, требования к ее упаковке, маркировке, транспортировке, хранению и утилизации;
-обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
-обязательные методы контроля качества продукции, позволяющие обеспечит безопасность и экологичность товаров, а также оценить уровень ее качества;
-требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции; требования, обеспечивающие качество продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации;
-правила оформления технической документации, терминологии, определения и обозначения понятий, метрологические и другие общетехнические нормы и правила.
-Отраслевые стандарты - (ОСТ) - обычно разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами (ведомствами) Российской Федерации при отсутствии ГОСТов на объекты стандартизации или же при необходимости установления требований, превышающих требования ГОСТа или ГОСТ Р.
-Стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО), являющиеся новым для России видом нормативной документации, разрабатываются и утверждаются этими обществами.
-Стандарты предприятий (СТП) - это стандарты на создаваемую или применяемую данным предприятием продукцию. Такие стандарты могут применяться и на других предприятиях при наличии разрешения предприятия, утвердившего эти стандарты. СТП не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов и ОСТов.
-Наряду со стандартами в РФ действует другой вид нормативной документации - технические условия. Технические условия (ТУ) - нормативный документ на конкретную продукцию, утвержденный предприятием-разработчиком, как правило, при согласовании с предприятием-заказчиком или потребителем.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Объект товароведной деятельности. Потребность, товар.
- Субъекты товароведной деятельности.
- Методы познания: общенаучные и специальные методы товароведения.
- 4. Классификация как метод товароведения. Иерархичная и фасетная классификация.
- 5. Классификаторы. Характеристика окп.
- 6.Товароведная классификация товаров.
- 7.Система товарной информации: упаковка и маркировка.
- Первая группа - конструктивные особенности упаковки:
- 8.Кодирование как метод товароведения. Штрих – кодирование.
- Понятие ассортимента и вида ассортимента товаров.
- Свойства ассортимента товаров и показатели, их характеризующие.
- Управление ассортиментом товаров. Матрица «рост/доля» в управлении ассортиментом.
- 12. Качество как фундаментальная категория рыночной экономики.
- Понятие качества и конкурентоспособности продукции.
- Определение конкурентоспособности продукции на основе показателей качества.
- Свойства, признаки и параметры продукции.
- 16. Классификация показателей качества продукции: единичные и комплексные.
- Назначение как основная характеристика товара.
- 18. Надежность как основной показатель качества непродовольственных товаров.
- 19. Безопасность как основной показатель качества продукции.
- 21. Экологические показатели качества.
- 22. Эстетические показатели качества.
- 22. Эстетические показатели качества.
- 23. Методы определения значений показателей качества: традиционный, экспертный и социологический.
- 24. Измерительные методы определения значений показателей качества.
- 25. Органолептические методы определения значений показателей качества.
- 26. Градация качества. Ненадлежащее качество: дефекты.
- 27. Развертывание функции качества. Модель Кано.
- 28. Понятие стандартизации, основные функции и цели стандартизации.
- 29. Методические основы стандартизации (упорядочение).
- 30. Типы стандартизации: параметрическая, комплексная, опережающая.
- 31. Технические регламенты и виды стандартов.
- 32. Состав обязательных требований технических регламентов.
- 33. Основы метрологии: основные понятия
- 34. Экспертиза и экспертные методы оценки.
- 35. Организация проведения товарной экспертизы.
- 36. Экологическая экспертиза
- 37. Процедура получения сертификата происхождения продукции.
- 38. Основы сертификации: общие понятия и определения.
- 39. Органы технического регулирования в рф.
- 40. Законодательное обеспечение технического регулирования.
- 41. Типовой порядок процедуры обязательной сертификации в рф.
- 42. Схемы сертификации в рф. Характеристика схем сертификации 1-8.
- 43. Схемы сертификации в рф. Характеристика схем сертификации 9-10а.
- 44. Декларирование соответствия и добровольная сертификация.
- 45. Эволюция системы управления качеством. Понятие «всеобщего управления качеством» (tqm). История развития систем управления качеством
- 46. Содержание основных принципов tqm.
- 1. Ориентация организации на заказчика
- 2. Ведущая роль руководства.
- 3. Вовлечение сотрудников
- 4. Процессный подход
- 5. Системный подход к управлению
- 6. Постоянное улучшение
- 7. Подход к принятию решений, основанный на фактах
- 8. Отношения с поставщиками
- 9. Минимизация потерь, связанных с некачественной работой
- 47. Международные стандарты в области качества. Характеристика iso 9000.2000
- 48. Сертификация системы контроля и управления качеством.
- Этапы сертификации смк
- 50. Защита прав потребителей: правовые основы. Закон рф "о защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992