logo
ответы товар

16. Классификация показателей качества продукции: единичные и комплексные.

Качество – это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида, условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему истинному назначению.

Показатель качества — количественное и качественное вы­ражение свойств продукции (или товара). Показатели качества по наименованиям делятся на группы в зависимости от характеризуемых свойств (единичные, ком­плексные и интегральные) или от назначения (базовые и опре­деляющие).

Единичные показатели — показатели, предназначенные для выражения простых свойств товаров. Например, к единичным показателям относятся цвет, форма, целостность, кислотность.

Комплексные показатели — показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товаров. Так, состояние мяки­ша хлеба — комплексный показатель, состоящий из нескольких единичных показателей: цвет, пористость, эластичность и др.

Интегральные показатели — показатели, определяемые как отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к затратам на разработку, производ­ство, реализацию, хранение и потребление. Такой показатель обычно применяется при упрощенных расчетах конкурентоспо­собности товаров. Однако он не учитывает другие товаровед­ные характеристики товаров (в частности, ассортиментную), включающие престижность, известность торговой марки. По­этому расчет только интегрального показателя качества при оценке конкурентоспособности товаров разных торговых ма­рок, отличающихся известностью и престижностью, не дает достоверных результатов.

Базовые показатели — показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показателей качества. Примером базового показателя может служить цвет эталона, соответст­вующий цвету муки определенного сорта.

В качестве базовых могут использоваться показатели лучших образцов аналогичной продукции, созданных на основе передо­вых научно-технических достижений, а также показатели стан­дартов или технических регламентов.

Определяющие показатели — показатели, имеющие решаю­щее значение при оценке качества товаров. К ним относятся многие органолептические показатели — внешний вид, цвет всех потребительских товаров, вкус и запах пищевых продук­тов; физико-химические показатели — массовая доля жира (в жиросодержащих продуктах — коровье молоко, маргарин и др.), этилового спирта (в алкогольных напитках) и т. д.

Комплексные показатели подразделяют на:  обобщенные – показатели, которые характеризуют наиболее значительную совокупность свойств, по которой оценивают качество;  интегральные – показатели, отражающие соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных расходов использования;  индексные – показатели, которые отражают соотношение качества разнородной продукции. Они могут быть выражены в натуральных единицах (килограммах, метрах, литрах), в стоимостных единицах.

  1. Yandex.RTB R-A-252273-3
    Yandex.RTB R-A-252273-4