logo
ответы товар

19. Безопасность как основной показатель качества продукции.

Безопасность — очень важное и широко трактуемое свойст­во многих объектов: товаров, процессов, услуг, а также окру­жающей среды. Поэтому в ст. 2 ФЗ «О техническом регулиро­вании» дано обобщенное определение термина: «Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному иму­ществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений».

Безопасность товаров относится к обязательным требовани­ям и должна регламентироваться техническими регламентами.

Применительно к качеству потребительских товаров безо­пасность может быть определена как отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при экс­плуатации или потреблении товаров.

Безопасность — важнейшее свойство качества, которым должны обладать все потребительские товары. В отличие от других потребительских свойств, ухудшение или утрата которых приводит к потерям функционального или социального назна­чения, превышение допустимого уровня показателей безопас­ности переводит продукцию в категорию опасной. Опасная продукция подлежит уничтожению, а продукция, утратившая иные потребительские свойства, относится к условно пригод­ной и может быть использована на промпереработку. Кроме того, утраченные свойства продукции могут быть восстановле­ны после соответствующего устранения дефектов, благодаря чему она может быть использована по назначению.

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» разли­чают следующие виды безопасности:

Общими и наиболее распространенными для товаров явля­ются химическая и биологическая безопасности. Остальные ви­ды безопасности следует отнести к специфичным. Например, взрывоопасность характерна в основном для товаров бытовой химии, нефтепродуктов, а также бытового газа. Готовой про­дукции — товарам, как правило, не свойственны такие виды безопасности, как промышленная и ядерная.

Химическая безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен токсичными веществами жизни, здоровью и имуществу потребителей.

Радиационная безопасность отсутствие недопустимого рис­ка, который может быть нанесен жизни, здоровью и имущест­ву потребителя радиоактивными элементами (изотопами) или ионизирующим излучением этих элементов.

Биологическая безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может возникнуть при различного рода биопо­вреждениях потребительских товаров.

Механическая безопасность отсутствие недопустимого рис­ка для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может быть нанесен вследствие различных механических воз­действий (ударов, трения, проколов, деформации и т. п.).

Электрическая, магнитная и электромагнитная безопас­ность — отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен воздействием электрического тока, а также электриче­ских, магнитных и электромагнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров.

Термическая безопасность — отсутствие недопустимого рис­ка, наносимого потребителю воздействием высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров

Пожарная безопасность отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания или самовоз­горания.

Эргономические свойства — способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовле­творения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими и органолептическими (психолого-физиологическими) характеристиками потребителя.

Эргономика — наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности с целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации либо потребления. Вначале эргономика занималась лишь комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности для оптимизации изделий, условий и процессов труда. В настоящее время сфера ее применения значительно расширилась и охватывает также потребление (эксплуатацию) товаров.

20. Показатели эргономичности.

Эргономические свойства удовлетворяют физиологические и/или психические потребности в соответствии с определенны­ми характеристиками потребителя. В зависимости от этих ха­рактеристик эргономические свойства подразделяются на сле­дующие подгруппы: антропометрические, физиологические, психологические и органолептические (психолого-физиологи- ческие) свойства.

Антропометрические1 свойства способность товаров при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей сте­пени измеряемым характеристикам потребителя.

Эти свойства должны создавать комфортность, удобства при потреблении товаров. Наибольшее значение они имеют при оценке качества непродовольственных товаров, особенно одеж- но-обувных. Поэтому при проектировании и разработке про­дукции используются данные об антропометрических замерах населения, на основании которых устанавливаются размеры одежды, обуви, головных уборов.

В разных регионах земного шара антропометрические ха­рактеристики людей (рост, полнота, объем талии, длина и ши­рина ступни и др.) неодинаковы. В результате размеры одежды и обуви, производимых в разных странах, не соответствуют друг другу. Так, итальянская, китайская, вьетнамская обувь меньше отечественной при одинаковой маркировке размера. Товароведы и продавцы должны учитывать это и информиро­вать потребителя.

Физиологические свойства — способность товаров обеспечи­вать удобство функционирования отдельных органов или час­тей тела человека при их использовании.

В процессе потребления (эксплуатации) товаров человек за­трачивает определенные усилия, расходуя при этом энергию. Чем меньше усилий необходимо при потреблении товара, тем лучше его функциональные свойства. Косвенными показателя­ми этих свойств могут служить масса товаров (например, одеж­ды, обуви, посуды и т. п.), форма и объем (посуды, одежды ит. п.), конструкция органов управления сложнотехническими товарами (рукоятками, кнопками, рулями и т. п.). Для органов управления бытовой и иной техникой установлены оптималь­ные и максимальные величины усилий человека, позволяющие предотвратить повышенную утомляемость при многократном воздействии на эти органы.

Физиологические свойства товаров должны учитывать инди­видуальные особенности определенных сегментов потребителей по разным признакам, например, по возрасту (товары для де­тей, пожилых людей, молодежи и т. д.), состоянию здоровья (например, товары для инвалидов, левшей и др.). Примером показателя физиологических свойств пищевых продуктов мо­жет служить консистенция и/или степень дисперсности про­дуктов детского питания, предназначенных для детей разного возраста. Для детей до 6 мес. продукты детского питания долж­ны иметь жидкую консистенцию, до 1 года — гомогенизиро­ванную и крупнодисперсную.

требителю, соответствовать его индивидуальному восприятию товара.

Душевный комфорт — состояние внутреннего спокойствия, отсутствия разлада с собой и окружающим миром.

Психологические свойства способность товаров обеспечи­вать при потреблении (эксплуатации) душевный комфорт по­

Одним потребителям душевный комфорт могут создавать лю­бимые, привычные вещи, а другим необходимо постоянное об­новление их. Психологические требования могут выражаться че­рез восприятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, ярко­сти изображения и т. п.

Органолептические (психолого-физиологические) свойства — способность товаров обеспечивать соответствие психолого-фи­зиологическим возможностям и запросам потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физио­логические потребности человека.

В основном они характеризуются органолептическими пока­зателями, основу которых составляет психолого-физиологиче­ское восприятие человеком отдельных свойств товаров с помо­щью органов чувств. Органолептические ощущения зависят от физиологического и психологического состояния конкретного человека, что и предопределяет его потребности. Например, в состоянии утомления, стрессов, депрессий у разных людей воз­никают неодинаковые потребности. Кто-то пытается снять нервное напряжение с помощью алкогольных напитков, чая, кофе, табачных изделий, кто-то — с помощью сладких изделий (шоколада, конфет и т. п.).

С точки зрения физиологии человека это вполне объяснимо. При сильных вкусовых и обонятельных ощущениях происходит переключение возбудимости одних участков коры головного мозга на другие, обеспечивающие восприятие вкуса и запаха. Древние цивилизации неосознанно выработали приемы снятия нервных напряжений с помощью различных запахов, создавае­мых благовониями, душистыми травами.