3. Транспортно-логистическая система и ее состав.
Промышленные, сельскохозяйственные, перерабатывающие, оптово-торговые и другие предприятия и организации связаны между собой транспортной инфраструктурой. Они функционируют в различных климатических условиях, расположены друг от друга на значительных расстояниях, работают в основном в дневной период времени, подвержены форсмажорным обстоятельством и другим случайным воздействием, которые порождают неравномерность в производственных, снабженческо-сбытовых, транспортных и других процессах. Для погашения неравномерности, концентрации/распределения материальных и грузовых потоков, управления ими создаются склады промышленных, сельскохозяйственных, перерабатывающих, оптово-торговых, транспортных и других предприятий и организаций.
Складская система является важным звеном (инфраструктурой) в процессе регулирования материальных и грузовых потоков в начально-конечных и транзитных пунктах логистических цепей движения ресурсов, т. е. управления запасами данных потоков на всех звеньях логистической цепи. При этом решаются задачи: определения величины заказываемой партии груза; установления размера транспортной отправки груза; расчета состава поезда на железнодорожном транспорте; определения частоты отправки транспортных единиц и т. п.
Следовательно, на складах выполняется концентрация/распределение материальных и грузовых потоков. Кроме концентрации/распределения этих потоков на складах и в зоне их расположения совершается ряд других логистических операций. Как правило, склады различных типов и расположенные в непосредственной близости от них другие объекты для выполнения логистических операций образуют комплекс, который называют логистическим центром.
Логистические центры могут быть:
1 По п р ин а д л е ж н о с ти: собственные, арендованные (необщего пользования) и общего пользования.
2 По ф у нкци о н а л ь н о му н аз н а ч е н ию:
– производственные, где концентрируются запасы материальных ресурсов и распределяется готовая продукция. Они расположены в пределах сложных логистических производственно-транспортных систем;
– торговые, где концентрируются и распределяются запасы конечной готовой продукции (товаров) вплоть до розничной торговли. Они размещены в пределах сложных логистических транспортно-сбытовых систем;
– транспортные, где концентрируются и распределяются запасы грузовых (грузы, контейнеры и т. п.) и транспортных (вагоны, поезда, автомобили, суда и т. п.) потоков. Они расположены в пределах сложных логистических производственно-транспортных или транспортно-сбытовых систем.
Производственные логистические центры (ПЛЦ) принадлежат, как правило, промышленным предприятиям, т. е. производителям и потребителям; торговые (ТРЛЦ) – оптовым и другим посредническим фирмам и розничной торговле; транспортные (ТЛЦ) – транспорту общего пользования, транспортно-экспедиционным и другим посредническим организациям (в дальнейшем их будем называть транспортно-логистические центры).
ПЛЦ расположены в начальных и конечных звеньях логистической цепи движения ресурсов (ЛЦДР), а ТрЛЦ и ТЛЦ – в промежуточных звеньях данной цепи. Причем ПЛЦ и ТрЛЦ работают с материальными потоками и соответственно с договорами (контрактами) на поставку продукции (товаров), а ТЛЦ – с грузовыми и транспортными потоками и с договорами перевозки грузов.
Грузовые потоки перерабатываются (погрузка, выгрузка, концентрация/распределение) на грузовых дворах железнодорожного, автомобильного, водного транспорта общего пользования, терминалах экспедиторских фирм и др., а транспортные потоки (расформирование, формирование, накопление, распределение) – на железнодорожных станциях различных типов, морских портах, автомобильных терминалах. Поэтому ТЛЦ – это прежде всего пункты концентрации/распределения логистических потоков, к которым относят грузовые, информационные, финансовые и сервисные потоки. Они связаны между собой сетью путей сообщения: железных и автомобильных дорог, водных и воздушных путей, трубопроводов. В результате формируется транспортно-логистическая система движения ресурсов.
Транспортно-логистическая система движения ресурсов (ТЛСДР) – система каналов движения ресурсов, обеспечивающая возможность управления логистическими потоками при транспортировании грузов с целью изменения их количественных параметров в соответствии с требованиями внешней среды. Попадая в транспортное средство, материальный (грузовой) поток превращается в транспортный. Поэтому транспортно-логистическая система движения ресурсов является сложной и в свой состав включает транспортную систему и комплекс транспортно-логистических центров в ее пределах.
Как известно, транспортная система (ТС) – комплекс различных видов транспорта, взаимодействующих друг с другом. Иногда под ТС понимают определенный вид транспорта: автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный и трубопроводный.
Транспортно-логистическая система (ТЛС) работает с грузовыми потоками на основе принципов и законов логистики. Инфраструктура ее зависит от объемов транспортируемых грузов, их номенклатуры, направления и дальности перевозки.
В ТЛС тарифные ставки, сроки доставки, уровни сохранности грузов и сервисного обслуживания должны удовлетворять рынку транспортных услуг, который формируется на основе предельных (верхних) значений транспортных затрат, продолжительности транспортировки, уровней сохранности доставляемой продукции и транспортно-экспедиционного обслуживания клиентов. Вышеперечисленные предельные значения параметров определяются из следующих условий:
– верхний предел транспортных затрат – как разница между рыночными и отпускными ценами предприятия за вычетом издержек на услуги посреднических торговых фирм, учитывающих потери и компенсации;
– верхний предел срока доставки – как разница между логистическим циклом, задаваемым рынком товаров, и продолжительностью производства, хранения запасов материальных ресурсов и готовой продукции у посреднических и торговых фирм;
– допустимый уровень несохранных перевозок продукции – как оптимальный уровень страховых запасов, обусловленный такими перевозчиками;
– предельный уровень транспортно-экспедиционного обслуживания – как оптимальный уровень такого обслуживания.
Одна из главных причин применения неэффективных логистических схем доставки – отсутствие инновационной ТЛС, базирующейся на современной инфраструктуре, включающей не только транспортные коммуникации, но и ТЛЦ. В ТЛЦ происходит концентрация и распределение грузовых потоков и осуществляется взаимодействие различных структур, связанных с доставкой материальных ресурсов и готовой продукции во внутриреспубликанском и международном сообщениях.
Наличие ТЛС доставки ресурсов от поставщиков до потребителей позволит выполнять их перевозку оптимальными отправками грузов на промежуточных этапах от грузоотправителя до ТЛЦ, между ТЛЦ, от ТЛЦ до грузополучателя.
Следует указать, что в ТЛЦ не только выполняется концентрация/распределение грузов, но может также осуществляться переход прав собственности (купля/продажа) доставляемых товаров. Поэтому четкая грань различия между транспортно-логистическими и логистическими центрами может быть проведена на основе их классификации в зависимости от объема выполняемых операций по купле/продаже товаров, концентрации/распределения грузов и других факторов. В бывшем Советском Союзе торговые базы выполняли применительно к социалистической системе функции логистических центров, а места общего пользования (грузовые дворы) на транспорте – функции транспортно-логистических центров. В настоящее время бывшие торговые базы переоборудованы в крупные магазины розничной торговли. Кроме того, в ряде выступлений государственных деятелей подчеркивается, что в Беларуси имеется достаточный транспортный потенциал, включая складское хозяйство, например на железнодорожном транспорте. Однако такая транспортная инфраструктура морально и физически устарела, отсутствуют современные средства механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, информационно-управляющие системы и т. п.
Республика Беларусь значительно отстает от ведущих стран мира в создании эффективной транспортно-логистической системы, не имеет в данной сфере достаточного научно-технического и в определенной степени интеллектуального потенциала, необходимых инвестиций и др. Очевидно, что Беларусь пока не перешла на инновационный путь развития в области транспортного обслуживания отечественных производителей, а также в части транзитных перевозок грузов.
- Тема 9. Содержание распределительной логистики и её место в системе логистического управления. Задачи и функции, основные понятия и концепции
- Распределительная логистика как часть общей логистической системы.
- Область исследований в распределительной логистике.
- 3. Предмет изучения распределительной логистики. Задачи и функции распределительной логистики.
- 4. Основные понятия, используемые в распределительной логистике.
- 5. Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения
- 6. Взаимосвязь и различия логистики и маркетинга.
- Тема 10. Каналы дистрибуции и логистические цепи в распределительной логистике
- 1. Понятие маркетингового канала в современной интерпретации.
- 2. Понятие логистической цепи и его отличия от логистического канала.
- 3. Формы движения материального потока и их характеристика.
- 4. Стратегии в логистических каналах и их содержание.
- Тема 11. Методология анализа и проектирования логистических каналов. Методика создания логистической цепи
- 1. Значение задачи обоснования инструментария анализа и проектирования логистических каналов.
- 2. Комплексная методика создания логистической цепи распределения товаров.
- 3. Структура процесса формирования лдц.
- 4. Основные этапы и процедуры на стадии предпроектной подготовки.
- 5. Основные этапы разработки лдц на стадии проектирования.
- 6. Оптимизация дистрибутивных цепей как ключевое управленческое решение в распределительной логистике.
- Тема 12. Управление заказами
- 1. Управление заказами как одна из важнейших функций распределительной логистики.
- 2. Автоматизированные системы управления заказами (асуз) и ее возможности оптимизации на практике.
- 3. Совокупность логистических операций и работ, составляющих технологию управления заказами.
- 4. Контроль системы управления заказами.
- Тема 13. Управление поставками
- Понятие поставки как продажа и доставка продукции оптовым покупателям.
- Дисциплина обслуживания.
- Анализ выполнения плана (программы) поставок. Анализ договорных обязательств и его содержание.
- 4. Методы оценки уровня равномерности поставок. Методы оценки ассортиментных отклонений поставок.
- 5. Причины возврата партий поставки.
- Тема 14. Конфликты в каналах дистрибуции и методы управления ими
- 1. Выявление реальных и потенциальных конфликтов в канале. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов.
- 2. Понятие конфликта в канале. Виды конфликтов, их глубина, частота и значимость.
- 3. Особенности неконструктивного и конструктивного конфликтов.
- 4. Методы урегулирования конфликтов
- 5. Виды стратегий разрешения конфликтов.
- Тема 15. Управление логистическим сервисом
- 1. Значение и сущность логистического сервиса. Предмет и объект логистического сервиса.
- 2. Понятие базового уровня сервиса и его показатели.
- Оптимизация объема логистического сервиса.
- 3. Классификация видов деятельности, относящихся к услугам в вто.
- 4. Логистический сервис и сервисная логистика.
- 5. Показатели качества логистического сервиса.
- Тема 16. Логистические центры. Логистика в торговле
- 1. Логистические центры и их виды.
- 2. Информационно-аналитический центр как ядро логистического центра.
- 3. Транспортно-логистическая система и ее состав.
- 4. Логистические системы в оптовой торговле
- 5. Логистические системы в розничной торговле.
- 6. Эффективность применения логистики в торговле