6. Взаимосвязь и различия логистики и маркетинга.
Наиболее тесное взаимодействие логистики и маркетинга необходимо при разработке и реализации корпоративных стратегий, направленных на расширение рынков сбыта или значительное увеличение объема продаж. В этом случае союз маркетинга и логистики может позволить не просто повысить конкурентоспособность фирмы, но и обеспечить реализацию корпоративных задач с минимальными инвестициями.
Тесное сотрудничество логистики и маркетинга продиктовано самой основой существования этих направлений в бизнесе. Более того, современное развитие бизнеса меняет акценты в приоритетах взаимоотношений маркетинга и логистики, так же как меняется традиционный подход к деятельности и задачам маркетинга. В классическом варианте маркетинг связывает достижение конкурентных преимуществ с усилением (для производителей) или продвижением (при реализации) сильного бренда, с укреплением имиджа компании, с проведением рекламных акций. А основная деятельность направлена на формирование спроса.
Соответственно, и классический подход к взаимодействию логистики и маркетинга здесь определяется следующими позициями.
• Маркетинг занимается развитием и управлением предложением и спросом, а также поиском способов дифференциации предлагаемых услуг на рынке.
• Логистика занимается развитием и управлением механизмов реализации этих предложений.
При этом логистика выступает как поддержка при реализации задач маркетинга. Однако в поддержке при реализации своих задач нуждается не только маркетинг, но и логистика. Такие задачи логистики, как, например:
• разработка графиков поставок покупателям,
• определение минимальных размеров партии поставки клиентам,
• разработка показателей оценки обслуживания клиентской базы,
• управление логистическим процессом на складе и целый ряд других задач логистики складирования,
• формирование системы возврата бракованного товара и т.д., могут быть успешно решены лишь в союзе с маркетингом, так как полученная от него информация является основой для принятия решений.
Традиционно основными областями взаимодействия логистики и маркетинга считаются следующие.
• Установление цены на реализуемый товар. Ценообразование является одной из основных функций маркетинга. Маркетинг определяет цену на товар с учетом себестоимости продукции, конкурентной среды, целей и задач компании, планируемого уровня прибыли, а также с учетом логистических издержек. Логистика обязана предоставлять маркетингу информацию о предполагаемых издержках, связанных с обслуживанием клиентов.
Оформление продукции (дизайн и упаковка), осуществляемое в рамках производственного цикла. Задача маркетинга заключается в оформлении самого изделия и его индивидуальной упаковки и потребительской тары, с учетом отличительных особенностей дизайна и выполнении необходимых требований к информации о товаре. При этом логистика выставляет конкретные требования (ограничения) к типу и размеру упаковки, исходя из стандартизации и унификации транспортной тары и товароносителей.
Прогнозирование объемов продаж и регионов сбыта. Этим традиционно занимается маркетинг, так как соответствующие прогнозы являются основой решения многих стратегических задач: завоевание рынка новых регионов, увеличение объемов продаж в регионе существующего рынка сбыта и т.д. От точности таких прогнозов зависит решение многих логистических задач, связанных с реорганизацией логистической системы при управлении распределением, формированием складской сети, определением уровня товарных запасов и их концентрации в сети и т.п.
Создание сбытовых систем. Задача маркетинга сводит определению наиболее выгодной сбытовой системы (обеспечению купли-продажи) применительно к каждому региону сбыта. А логистика должна обеспечить продвижение товарных потоков к клиентам через собственную логистическую инфраструктуру или с привлечением услуг логистических посредников. В последнем случае задача логистики сводится к поиску надежных участников системы и организации всего процесса с их участием.
Проектирование складской сети в системе распределения практически сводится к формированию складской сети для концентрации товарных запасов в системе распределения. Маркетинг должен предоставить логистике основные прогнозные характеристики грузопотоков, обеспечивающих потребности каждого региона сбыта, а логистика займется определением стратегии складирования запасов, расчетом оптимального количества складов в сети для концентрации товарных запасов, поиском местоположения склада и разработкой системы снабжения складов.
Формирование политики обслуживания клиентов – прямая задача маркетинг. Однако эта задача не может быть решена без анализа возможностей компании по оказанию услуг клиентам и логистических затрат, связанных с их предоставлением.
Управление заказами клиентов. Данная процедура осуществляется в несколько этапов, к исполнению которых привлекаются отделы маркетинга, продаж, логистики, финансов и даже бухгалтерия. Маркетинг занимается начальным этапом этой процедуры – планированием заказов. Логистика берет на себя процессы, связанные с подготовкой заказов и их доставкой.
Политика в области запасов является единственной областью взаимодействия маркетинга и логистики, которая может вызвать противоречие между ними, приводящее к конфликту. Позиция маркетинга в этом вопросе сводится к стремлению максимально удовлетворить любые потребности всех клиентов, лишь бы это привело к увеличению объемов продаж. Логистика придерживается иной позиции: уровень обслуживания должен быть гибким с учетом особенностей потребителей (объемов партии поставки, сроков выполнения заказа, уровня комплектации при формировании заказа, времени работы клиентов и т.д.). Логистика должна разработать стандарт на каждую услугу логистического сервиса с учетом себестоимости предоставления каждой услуги, иными словами, предложить тарифную сетку услуг и условий их предоставления.
Логистика и маркетинг при умелом управлении в компании и правильном распределении функций (конкретных операций и задач) и ответственности их исполнение должны работать в тесном сотрудничестве, занимая каждый свою нишу в сфере повышения эффективного функционирования. В этом случае жду ними практически не должно возникать поводов для конфликтов.
Корпоративная стратегия компании по-прежнему является определяющей при разработке как маркетинговой, так и логистической стратегий. При этом, как и в прошлом, одной из целей логистики остается поддержка маркетинговой стратегии в ее реализации. Однако логистика и сама начинает влиять на эффективность маркетинга, создавая «ценность для покупателя» на основе предоставления высококачественного обслуживания клиентов, реализуя маркетинговые предложения. Неразрывность маркетинга и логистики усиливается и тем, что на современных рынках процессы, обеспечивающие предоставление ценности покупателям, должны управляться параллельно с основными процессами.
- Тема 9. Содержание распределительной логистики и её место в системе логистического управления. Задачи и функции, основные понятия и концепции
- Распределительная логистика как часть общей логистической системы.
- Область исследований в распределительной логистике.
- 3. Предмет изучения распределительной логистики. Задачи и функции распределительной логистики.
- 4. Основные понятия, используемые в распределительной логистике.
- 5. Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения
- 6. Взаимосвязь и различия логистики и маркетинга.
- Тема 10. Каналы дистрибуции и логистические цепи в распределительной логистике
- 1. Понятие маркетингового канала в современной интерпретации.
- 2. Понятие логистической цепи и его отличия от логистического канала.
- 3. Формы движения материального потока и их характеристика.
- 4. Стратегии в логистических каналах и их содержание.
- Тема 11. Методология анализа и проектирования логистических каналов. Методика создания логистической цепи
- 1. Значение задачи обоснования инструментария анализа и проектирования логистических каналов.
- 2. Комплексная методика создания логистической цепи распределения товаров.
- 3. Структура процесса формирования лдц.
- 4. Основные этапы и процедуры на стадии предпроектной подготовки.
- 5. Основные этапы разработки лдц на стадии проектирования.
- 6. Оптимизация дистрибутивных цепей как ключевое управленческое решение в распределительной логистике.
- Тема 12. Управление заказами
- 1. Управление заказами как одна из важнейших функций распределительной логистики.
- 2. Автоматизированные системы управления заказами (асуз) и ее возможности оптимизации на практике.
- 3. Совокупность логистических операций и работ, составляющих технологию управления заказами.
- 4. Контроль системы управления заказами.
- Тема 13. Управление поставками
- Понятие поставки как продажа и доставка продукции оптовым покупателям.
- Дисциплина обслуживания.
- Анализ выполнения плана (программы) поставок. Анализ договорных обязательств и его содержание.
- 4. Методы оценки уровня равномерности поставок. Методы оценки ассортиментных отклонений поставок.
- 5. Причины возврата партий поставки.
- Тема 14. Конфликты в каналах дистрибуции и методы управления ими
- 1. Выявление реальных и потенциальных конфликтов в канале. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов.
- 2. Понятие конфликта в канале. Виды конфликтов, их глубина, частота и значимость.
- 3. Особенности неконструктивного и конструктивного конфликтов.
- 4. Методы урегулирования конфликтов
- 5. Виды стратегий разрешения конфликтов.
- Тема 15. Управление логистическим сервисом
- 1. Значение и сущность логистического сервиса. Предмет и объект логистического сервиса.
- 2. Понятие базового уровня сервиса и его показатели.
- Оптимизация объема логистического сервиса.
- 3. Классификация видов деятельности, относящихся к услугам в вто.
- 4. Логистический сервис и сервисная логистика.
- 5. Показатели качества логистического сервиса.
- Тема 16. Логистические центры. Логистика в торговле
- 1. Логистические центры и их виды.
- 2. Информационно-аналитический центр как ядро логистического центра.
- 3. Транспортно-логистическая система и ее состав.
- 4. Логистические системы в оптовой торговле
- 5. Логистические системы в розничной торговле.
- 6. Эффективность применения логистики в торговле