logo
KKL_po_raspredlogistike

1. Значение задачи обоснования инструментария анализа и проектирования логистических каналов.

Управлением распределения товарными потоками в производст­венных или торговых компаниях долгое время занимался коммер­ческий отдел в связи с тем, что процесс распределения на рынках сбыта ассоциировался с процессом сбыта. С введением в организа­ционную структуру управления отдела логистики и перераспределе­нием функциональных обязанностей между отделами возник воп­рос о формировании сети распределения и о продвижении товарных потоков по сети до конечного потребителя. Коммерческому отделу (департаменту), в который входит служба сбыта (отдел, подразделе­ние), выделяются основные функции, связанные с процессом куп­ли-продажи, в распределении это сбытовые функции: определение сбытовой системы, поиск потребителей, заключение договоров на продажу товаров и услуг, формирование политики обслуживания и т.п. Функции обеспечения снабжения клиентской базы передают­ся логистике. Становится очевидным, что для обеспечения продви­жения потоков товара до конечных потребителей логистика должна создать систему логистических цепей поставок с эффективно функ­ционирующей логистической инфраструктурой. Для логистики это означает проектирование сети распределения на основе оптимиза­ции имеющихся ресурсов.

Проектированием сети распределения компании занимаются только при продвижении товарных потоков собственными силами. Процесс проектирования чаще всего является ответом логистики на предлагаемые маркетингом новые стратегии, затрагивающие изменения в территориальном охвате потребителей, увеличении объемов продаж или политики обслуживания.

Инициатива проектирования может исходить и от самой логис­тики при решении об изменении стратегии распределения или если анализ действующей сети показал ее неэффективность. В этом слу­чае речь, как правило, идет о реорганизации существующей сети распределения, которая может быть следствием ряда причин.

• Изменение спроса на рынках сбыта.

• Усиление конкурентной среды и как результат — поиск более эффективных решений.

• Появление новых клиентов.

• Требования клиентов к повышению уровня обслуживания.

• Изменение товарной специализации.

• Поиск возможностей снижения затрат в сети распределения.

• Расширение рынков сбыта, выход на новые рынки.

• Изменения в политике сбыта.

• Изменения политики ценообразования.

• Переход на аутсорсинг.

• Изменения вида деятельности компании.

• Слияние компаний.

• Финансовые изменения компании.

• Увеличение радиуса обслуживания с одного склада.

• Низкая эффективность использования ресурсов.

Управление распределением требует от логистики постоянного контроля над эффективностью организации логистических процессов в сети распре­деления. Повышение эффективности функционирования сети распределения требует проведения тщательной и всесторонней оценки существующего и перс­пективного состояния систем распределения компании.

Целью оценки эффективности системы распределения (CP) ком­пании является всестороннее изучение организации логистических процессов CP, состояния и функционирования системы управле­ния товародвижением и затрат на выполнение логистических опе­раций и функций в CP, выявление недостатков в организации, пла­нировании, выполнении и контроле логистической деятельности CP, а также в качестве логистического сервиса и путей устранения недостатков. Анализ состояния CP позволит выработать направле­ния построения и совершенствования логистики распределения для дальнейшего повышения эффективности деятельности компании в целом.

К основным задачам оценки эффективности логистики распре­деления относится анализ, изучающий такие факторы, как:

• существующая логистическая сеть и организационная струк­тура управления распределением товарной продукции компании;

• эффективность основных логистических функций, выполняе­мых отделами (службами) и подразделениями компании в CP;

• степень удовлетворенности внутренних потребителей и вне­шних клиентов компании качеством логистического сервиса CP;

• степень рациональности использования финансовых, материаль­ных и трудовых ресурсов при выполнении функций распределения;

• общие затраты на логистику распределения и составляющие логистических издержек по видам деятельности;

• наличие конфликтных ситуаций между подразделениями ком­пании по логистическим параметрам и перекрестных функций при управлении логистическими процессами в CP;

• эффективность документооборота, относящегося к логистике распределения в структурных отделах (подразделениях);

• состояние и планирование потребности и управления товар­ными запасами;

• состояние складского хозяйства, транспорта и других логис­тических инфраструктурных подразделений в распределении.

Источниками получения необходимой первичной информации при проведении анализа и оценки эффективности CP являются:

• плановые, учетные и отчетные документы;

• результаты опроса (анкетирования) работников структурных подразделений (отделов) компании;

• формы документов, применяемых при планировании, выполнении и контроле логистических функций и операций в распределении;

• положения о структурных/функциональных подразделен (отделах, службах) компании, должностные инструкции работ ков соответствующих служб и подразделений CP;

• нормативно-справочные материалы;

• результаты сбора статистической информации о логистиче­ских процессах и затратах в СР.

Результаты анализа позволяют сделать выводы об эффектив­ности функционирования СР. В случаях выявления отклонений от установленных критериев эффективности, снижающих результа­тивность действующей сети, возникает вопрос о реорганизации су­ществующей CP и возможном проектирования новой СР.