1. Значение задачи обоснования инструментария анализа и проектирования логистических каналов.
Управлением распределения товарными потоками в производственных или торговых компаниях долгое время занимался коммерческий отдел в связи с тем, что процесс распределения на рынках сбыта ассоциировался с процессом сбыта. С введением в организационную структуру управления отдела логистики и перераспределением функциональных обязанностей между отделами возник вопрос о формировании сети распределения и о продвижении товарных потоков по сети до конечного потребителя. Коммерческому отделу (департаменту), в который входит служба сбыта (отдел, подразделение), выделяются основные функции, связанные с процессом купли-продажи, в распределении это сбытовые функции: определение сбытовой системы, поиск потребителей, заключение договоров на продажу товаров и услуг, формирование политики обслуживания и т.п. Функции обеспечения снабжения клиентской базы передаются логистике. Становится очевидным, что для обеспечения продвижения потоков товара до конечных потребителей логистика должна создать систему логистических цепей поставок с эффективно функционирующей логистической инфраструктурой. Для логистики это означает проектирование сети распределения на основе оптимизации имеющихся ресурсов.
Проектированием сети распределения компании занимаются только при продвижении товарных потоков собственными силами. Процесс проектирования чаще всего является ответом логистики на предлагаемые маркетингом новые стратегии, затрагивающие изменения в территориальном охвате потребителей, увеличении объемов продаж или политики обслуживания.
Инициатива проектирования может исходить и от самой логистики при решении об изменении стратегии распределения или если анализ действующей сети показал ее неэффективность. В этом случае речь, как правило, идет о реорганизации существующей сети распределения, которая может быть следствием ряда причин.
• Изменение спроса на рынках сбыта.
• Усиление конкурентной среды и как результат — поиск более эффективных решений.
• Появление новых клиентов.
• Требования клиентов к повышению уровня обслуживания.
• Изменение товарной специализации.
• Поиск возможностей снижения затрат в сети распределения.
• Расширение рынков сбыта, выход на новые рынки.
• Изменения в политике сбыта.
• Изменения политики ценообразования.
• Переход на аутсорсинг.
• Изменения вида деятельности компании.
• Слияние компаний.
• Финансовые изменения компании.
• Увеличение радиуса обслуживания с одного склада.
• Низкая эффективность использования ресурсов.
Управление распределением требует от логистики постоянного контроля над эффективностью организации логистических процессов в сети распределения. Повышение эффективности функционирования сети распределения требует проведения тщательной и всесторонней оценки существующего и перспективного состояния систем распределения компании.
Целью оценки эффективности системы распределения (CP) компании является всестороннее изучение организации логистических процессов CP, состояния и функционирования системы управления товародвижением и затрат на выполнение логистических операций и функций в CP, выявление недостатков в организации, планировании, выполнении и контроле логистической деятельности CP, а также в качестве логистического сервиса и путей устранения недостатков. Анализ состояния CP позволит выработать направления построения и совершенствования логистики распределения для дальнейшего повышения эффективности деятельности компании в целом.
К основным задачам оценки эффективности логистики распределения относится анализ, изучающий такие факторы, как:
• существующая логистическая сеть и организационная структура управления распределением товарной продукции компании;
• эффективность основных логистических функций, выполняемых отделами (службами) и подразделениями компании в CP;
• степень удовлетворенности внутренних потребителей и внешних клиентов компании качеством логистического сервиса CP;
• степень рациональности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов при выполнении функций распределения;
• общие затраты на логистику распределения и составляющие логистических издержек по видам деятельности;
• наличие конфликтных ситуаций между подразделениями компании по логистическим параметрам и перекрестных функций при управлении логистическими процессами в CP;
• эффективность документооборота, относящегося к логистике распределения в структурных отделах (подразделениях);
• состояние и планирование потребности и управления товарными запасами;
• состояние складского хозяйства, транспорта и других логистических инфраструктурных подразделений в распределении.
Источниками получения необходимой первичной информации при проведении анализа и оценки эффективности CP являются:
• плановые, учетные и отчетные документы;
• результаты опроса (анкетирования) работников структурных подразделений (отделов) компании;
• формы документов, применяемых при планировании, выполнении и контроле логистических функций и операций в распределении;
• положения о структурных/функциональных подразделен (отделах, службах) компании, должностные инструкции работ ков соответствующих служб и подразделений CP;
• нормативно-справочные материалы;
• результаты сбора статистической информации о логистических процессах и затратах в СР.
Результаты анализа позволяют сделать выводы об эффективности функционирования СР. В случаях выявления отклонений от установленных критериев эффективности, снижающих результативность действующей сети, возникает вопрос о реорганизации существующей CP и возможном проектирования новой СР.
- Тема 9. Содержание распределительной логистики и её место в системе логистического управления. Задачи и функции, основные понятия и концепции
- Распределительная логистика как часть общей логистической системы.
- Область исследований в распределительной логистике.
- 3. Предмет изучения распределительной логистики. Задачи и функции распределительной логистики.
- 4. Основные понятия, используемые в распределительной логистике.
- 5. Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения
- 6. Взаимосвязь и различия логистики и маркетинга.
- Тема 10. Каналы дистрибуции и логистические цепи в распределительной логистике
- 1. Понятие маркетингового канала в современной интерпретации.
- 2. Понятие логистической цепи и его отличия от логистического канала.
- 3. Формы движения материального потока и их характеристика.
- 4. Стратегии в логистических каналах и их содержание.
- Тема 11. Методология анализа и проектирования логистических каналов. Методика создания логистической цепи
- 1. Значение задачи обоснования инструментария анализа и проектирования логистических каналов.
- 2. Комплексная методика создания логистической цепи распределения товаров.
- 3. Структура процесса формирования лдц.
- 4. Основные этапы и процедуры на стадии предпроектной подготовки.
- 5. Основные этапы разработки лдц на стадии проектирования.
- 6. Оптимизация дистрибутивных цепей как ключевое управленческое решение в распределительной логистике.
- Тема 12. Управление заказами
- 1. Управление заказами как одна из важнейших функций распределительной логистики.
- 2. Автоматизированные системы управления заказами (асуз) и ее возможности оптимизации на практике.
- 3. Совокупность логистических операций и работ, составляющих технологию управления заказами.
- 4. Контроль системы управления заказами.
- Тема 13. Управление поставками
- Понятие поставки как продажа и доставка продукции оптовым покупателям.
- Дисциплина обслуживания.
- Анализ выполнения плана (программы) поставок. Анализ договорных обязательств и его содержание.
- 4. Методы оценки уровня равномерности поставок. Методы оценки ассортиментных отклонений поставок.
- 5. Причины возврата партий поставки.
- Тема 14. Конфликты в каналах дистрибуции и методы управления ими
- 1. Выявление реальных и потенциальных конфликтов в канале. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов.
- 2. Понятие конфликта в канале. Виды конфликтов, их глубина, частота и значимость.
- 3. Особенности неконструктивного и конструктивного конфликтов.
- 4. Методы урегулирования конфликтов
- 5. Виды стратегий разрешения конфликтов.
- Тема 15. Управление логистическим сервисом
- 1. Значение и сущность логистического сервиса. Предмет и объект логистического сервиса.
- 2. Понятие базового уровня сервиса и его показатели.
- Оптимизация объема логистического сервиса.
- 3. Классификация видов деятельности, относящихся к услугам в вто.
- 4. Логистический сервис и сервисная логистика.
- 5. Показатели качества логистического сервиса.
- Тема 16. Логистические центры. Логистика в торговле
- 1. Логистические центры и их виды.
- 2. Информационно-аналитический центр как ядро логистического центра.
- 3. Транспортно-логистическая система и ее состав.
- 4. Логистические системы в оптовой торговле
- 5. Логистические системы в розничной торговле.
- 6. Эффективность применения логистики в торговле