3. Формы движения материального потока и их характеристика.
Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем.
Материальный поток – это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных логистических операций.
Совокупность ресурсов одного наименования, находящихся на всем протяжении от конкретного источника производства до момента потребления, образует элементарный материальный поток. Множество элементарных потоков, формирующихся на предприятии, составляет интегральный (общий) материальный поток, обеспечивающий нормальное функционирование предприятия. Схема движения материальных потоков показана на рисунке 2.
Рисунок 2. Схема движения материальных потоков
Выделяют внешний и внутренний, входящий и выходящий материальные потоки.
Внешний материальный поток – это поток, который протекает во внешней по отношению к данной логистической системе среде.
Внутренний материальный поток – это поток, который протекает во внутренней среде по отношению к данной логистической системе.
Входящий материальный поток – это внешний поток, входящий в данную логистическую систему.
Выходящий материальный поток – это выходящий во внешнюю среду поток из данной логистической системы.
Управление материальными потоками предусматривает определение параметров траектории движения материалов, к числу которых относятся:
наименование материальных ресурсов;
количество материальных ресурсов;
начальная точка (выбор поставщика);
конечная точка (выбор потребителя);
время (срок выполнения заказа).
Формы доведения товара до потребителя определяются прежде всего характером самого товара, местом и условиями его производства, потребления и возможностями транспорта.
Прямые связи по системе «от двери до двери», при которой товар доставляется от поставщика до потребителя, минуя склады и хранилища. Эта форма используется, когда закупается крупная партия продукции или закупается уникальная продукция. Она позволяет свести до минимума транспортные издержки и затраты на промежуточное хранение товаров. Прямые связи приносят эффект только при обслуживании близко расположенных потребителей.
В случае, когда потребители располагаются в отдалении от поставщиков или в нескольких регионах, применяется доставка товаров через склады (центры) предприятий-поставщиков. Сбытовые агенты, принимая заказ на поставку продукции, отправляют его не в центральную сбытовую контору, откуда он пересылается на одно из предприятий фирмы, а непосредственно в ближайший распределительный центр.
Следующей формой доведения товаров до потребителей является использование услуг оптовых посредников. Поставщики прибегают к услугам оптовых предприятий при реализации продукции производственно-технического назначения. Эта форма применяется главным образом с целью расширения рынков сбыта и снижения издержек, при необходимости организовать дополнительный канал реализации одного и того же товара на разных рынках, когда поставляются в большом количестве товары стандартного качества и т.д.
В последние годы получает распространение и такая форма отношений оптовых посредников и промышленных предприятий, когда за первыми закрепляются операции по техническому обслуживанию оборудования, находящегося у потребителя. В этом случае предприятия-изготовители освобождаются от необходимости иметь у себя персонал для выполнения таких операций. Промышленное оборудование, сырьевые материалы и полуфабрикаты могут быть реализованы через товарные биржи, с использование брокеров и агентов.
Посредник – это физическое или юридическое лицо, способствующее установлению деловых связей между производителями продукции, продавцами ценных бумаг, с одной стороны, и потребителями – с другой. Задача посредников состоит в том, чтобы преобразовать ассортимент продукции, выпускаемой производителями, в ассортимент товаров, необходимых потребителям.
Функции посредников в логистическом процессе можно разделить на три группы:
1) функции обмена (купли-продажи) – базисные функции логистики;
функции (операции) физического распределения – ключевые функции логистики;
поддерживающие функции (стандартизация качества, финансирование, информационная поддержка, страхование рисков и т.п.).
Посредниками в процессах обмена (купли-продажи) товаров, в частности, являются оптовые торговые предприятия, биржи, лизинговые компании, аукционы, ярмарки, которыми заключаются многочисленные сделки купли-продажи, аренды.
Посредниками в операциях физического распределения выступают различные специализированные транспортные, экспедиторские, транспортно-экспедиторские фирмы, компании физического распределения, грузовые терминалы и терминальные комплексы, грузовые распределительные центры, предприятия по сортировке, затариванию и упаковке готовой продукции, грузоперерабатывающие и прочие предприятия. Логистические операции, относящиеся к физическому распределению, могут выполняться и торговыми посредниками.
Среди посредников, на которых возлагаются поддерживающие функции, можно назвать предприятия и учреждения финансового сервиса (банки, финансовые компании, клиринговые и расчетные центры и компании), предприятия информационного сервиса (информационно-диспетчерские центры, вычислительные центры коллективного пользования, предприятия связи и телекоммуникаций), страховые компании, учреждения стандартизации, лицензирования и сертификации.
Центральное место среди логистических посредников в дистрибьюции занимают торговые посредники, которые кроме непосредственно функций обмена (купли-продажи) товара могут выполнять и многие функции двух других групп (например, по транспортировке, экспедированию, страхованию, грузопереработке, управлению запасами, кредитно-финансовому обслуживанию, пред- и послепродажному сервису).
С точки зрения логистики, именно посредники обеспечивают оптимальную систему товаропотоков, используя рыночный механизм саморегулирования. Посредничество налаживает тесное взаимодействие оптовых продавцов с оптовыми покупателями: для товаропроизводителей поставки могут выполняться с учетом их режима производственного материалопотребления, а для продавцов — с учетом изменения покупательского спроса.
При формировании канала распределения товара важен выбор структуры канала – числа его уровней и конкретного состава участников.
Решение данного вопроса требует определиться с типом посредников.
Последние чаще всего классифицируются по сочетанию двух признаков: а) от чьего имени работает посредник, б) за чей счет ведет свои операции. Исходя из этого выделяются два типа посредников:
оказывающие содействие в распределении продукции изготовителю (продавцу), но не получающие права собственности на эту продукцию (зависимые);
участвующие в распределении продукции изготовителя как собственники этой продукции (независимые).
Выделяют четыре типа посредников.
Дилеры – оптовые, реже розничные, посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Они приобретают товар по договору поставки, становятся собственниками товара после оплаты доставки и реализуют эти товары потребителям.
Дистрибьюторы – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного времени. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору он приобретает право ее продажи.
Комиссионеры – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продукции. За оказанные услуги ему выплачивается вознаграждение в виде процентов от суммы операции.
Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции, не распоряжаются продукцией. Они действуют на основе поручений и содействуют совершению сделки. Вознаграждаются только за проданную продукцию.
- Тема 9. Содержание распределительной логистики и её место в системе логистического управления. Задачи и функции, основные понятия и концепции
- Распределительная логистика как часть общей логистической системы.
- Область исследований в распределительной логистике.
- 3. Предмет изучения распределительной логистики. Задачи и функции распределительной логистики.
- 4. Основные понятия, используемые в распределительной логистике.
- 5. Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения
- 6. Взаимосвязь и различия логистики и маркетинга.
- Тема 10. Каналы дистрибуции и логистические цепи в распределительной логистике
- 1. Понятие маркетингового канала в современной интерпретации.
- 2. Понятие логистической цепи и его отличия от логистического канала.
- 3. Формы движения материального потока и их характеристика.
- 4. Стратегии в логистических каналах и их содержание.
- Тема 11. Методология анализа и проектирования логистических каналов. Методика создания логистической цепи
- 1. Значение задачи обоснования инструментария анализа и проектирования логистических каналов.
- 2. Комплексная методика создания логистической цепи распределения товаров.
- 3. Структура процесса формирования лдц.
- 4. Основные этапы и процедуры на стадии предпроектной подготовки.
- 5. Основные этапы разработки лдц на стадии проектирования.
- 6. Оптимизация дистрибутивных цепей как ключевое управленческое решение в распределительной логистике.
- Тема 12. Управление заказами
- 1. Управление заказами как одна из важнейших функций распределительной логистики.
- 2. Автоматизированные системы управления заказами (асуз) и ее возможности оптимизации на практике.
- 3. Совокупность логистических операций и работ, составляющих технологию управления заказами.
- 4. Контроль системы управления заказами.
- Тема 13. Управление поставками
- Понятие поставки как продажа и доставка продукции оптовым покупателям.
- Дисциплина обслуживания.
- Анализ выполнения плана (программы) поставок. Анализ договорных обязательств и его содержание.
- 4. Методы оценки уровня равномерности поставок. Методы оценки ассортиментных отклонений поставок.
- 5. Причины возврата партий поставки.
- Тема 14. Конфликты в каналах дистрибуции и методы управления ими
- 1. Выявление реальных и потенциальных конфликтов в канале. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов.
- 2. Понятие конфликта в канале. Виды конфликтов, их глубина, частота и значимость.
- 3. Особенности неконструктивного и конструктивного конфликтов.
- 4. Методы урегулирования конфликтов
- 5. Виды стратегий разрешения конфликтов.
- Тема 15. Управление логистическим сервисом
- 1. Значение и сущность логистического сервиса. Предмет и объект логистического сервиса.
- 2. Понятие базового уровня сервиса и его показатели.
- Оптимизация объема логистического сервиса.
- 3. Классификация видов деятельности, относящихся к услугам в вто.
- 4. Логистический сервис и сервисная логистика.
- 5. Показатели качества логистического сервиса.
- Тема 16. Логистические центры. Логистика в торговле
- 1. Логистические центры и их виды.
- 2. Информационно-аналитический центр как ядро логистического центра.
- 3. Транспортно-логистическая система и ее состав.
- 4. Логистические системы в оптовой торговле
- 5. Логистические системы в розничной торговле.
- 6. Эффективность применения логистики в торговле