logo
KKL_po_raspredlogistike

5. Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения

Построение системы управления товарными потоками и за­пасами в распределительной логистике осуществляется двумя способами – «толкающим» и «тянущим».

«Толкающая» («вы­талкивающая») система (push system) подразумевает централи­зованный контроль запасов производителем, который, предви­дя будущий спрос с мест, определяет количество и время от­грузки товара и осуществляет его «проталкивание» в расчет­ных количествах.

«Тянущая» («вытягивающая») система (pull system) отдает инициативу низовым звеньям – складам, кото­рые «вытягивают» товары с основного склада при возникнове­нии потребности и не обмениваются запасами с другими скла­дами. К «тянущим» относятся системы управления товарными запасами с децентрализованным процессом принятия решений в отношении пополнения запасов и стратегии сбыта, осуществ­ляющие опережающее (по отношению к формированию товар­ных запасов) стимулирование спроса на конечную продукцию.

На практике реализованы различные варианты «толкаю­щих» и «тянущих» сбытовых систем: DRP / DRPII – «толкаю­щие» системы для распределительных (сбытовых) структур, не только предполагающие наличие запасов, но часто ведущие к увеличению их относительных и даже абсолютных размеров; DDT и ее модификации QR, CR и AR – реагирующие также лишь на снижение уровней наличного запаса. Данные организа­ционные системы логистики предназначены для поиска опти­мальных параметров потоковых процессов.

DRP II (distribution requirements/resource planning — пла­нирование распределения продукции / ресурсов) базируется на долго- и среднесрочных прогнозах потребительского спроса на готовую продукцию, предполагает улучшение реакции про­изводителя на изменение потребительского спроса.

В цепи поставок бывает два и более уровня дистрибьютор­ских подразделений. Последние находятся в различной зависи­мости друг от друга, но важно то, что одно подразделение может поставить продукцию другому.

I вариант: компания производит товары на территории одного из своих подразделений, а продает их с отдельного товарного склада.

II вариант: компания имеет центр дистрибуции, который поставляет про­дукцию на склады региональных отделений.

III вариант: компания имеет производственные мощности в двух городах.

Кроме системы DRP в концепции MRP II функционирует интегрированная система, связанная с поставками продук­ции, — «sales & operations planning» — планирование продаж и операций. План объемов продаж и производства обычно включает сле­дующие элементы: объем продаж, производство, запасы, неза­вершенный объем производства, отгрузку. Крайние элементы (объем продаж и отгрузка) – это прогнозы, опирающиеся на внешние данные, которые прямому контролю не поддаются. Объем производства планируется и представляет собой внут­ренний показатель, подлежащий прямому контролю.

Концепция ERP (enterprise resource planning), обеспечивающая интегрированное планирование всех бизнес-ресурсов организации. Фактически она формализовала представление об «интегрированных» решениях, охватываю­щих и связывающих планирование и управление всеми сфера­ми деятельности организации, включая производственные мощ­ности, материальные (товарные) и финансовые ресурсы. В рам­ках ERP предусмотрен модуль SCM, заменяющий DRP.

SCM (supply chain management — управление цепочками поставок) — это концепция интегрирования ключевых биз­нес-процессов с охватом как конечного пользователя, так и всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих цен­ность для потребителей. В рамках логистических бизнес-процессов эта концепция на­правлена на решение задач интегрированного управления снаб­жением, производством, распределением, она помогает коорди­нации логистики фирмы с поставщиками ресурсов, потребите­лями и логистическими посредниками.

Концепция DDT (demand driven techniques — технология реагирования на спрос) является модификацией концепции MRP в плане улучшения реакции производителя на изменение потребительского спроса. Данная концепция реализуется пу­тем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи опе­ративной информации об объемах продаж заданной номенкла­туры товаров оптовикам, а от них — производителям. Наиболее известны четыре варианта концепции DDT: ROP, QR, CR, и AR:

ROP (rules based reorder) — выстраивает контроль и уп­равление запасами с опорой на точку заказа (перезаказа — reor­der point) и статистические параметры расхода продукции. Концепция применяется для определения и оптимизации уров­ней страховых запасов в целях элиминирования (исключения влияния) колебаний спроса. Эффективность метода ROP зави­сит от точности прогнозирования спроса;

QR (quick response) — метод «быстрого реагирования», или концепция оптимального размера и точки заказа, которым осуществляется логистическая координация между розничны­ми торговцами (ритейлерами) и оптовиками с целью улучше­ния продвижения готовой продукции в распределительных се­тях при изменениях спроса.

CR (continuous replenishment) можно рассматривать как модификацию QR-концепции. Необходимость в заказах на «по­полнение запасов» готовой продукции отпадает благодаря сос­тавлению логистического плана на основе расчета суммарной потребности в товаре по количеству и ассортименту. Для эффективной работы CR-систем важно, чтобы: а) информация от ритейлеров была достоверной; б) готовая продукция гарантированно доставля­лась; в) размеры грузовых поставок максимально соответство­вали грузовместимости транспортных средств;

AR (automatic replenishment— «автоматическое пополне­ние» запасов) — улучшенная модификация QR и CR-концеп- ций. Стратегия AR обеспечивает поставщиков (производите­лей) готовой продукции набором правил, регламентирующих принятие решений по различным товарным атрибутам и кате­гориям. Категория подразумевает комбинацию товаров, подби­раемых по размеру, цвету, а также сопутствующих им товаров, обычно представляемых вместе в определенной торговой точке розничной сети.

Среди других концепций, используемых в распределитель­ной логистике, необходимо отметить CSRP (customer synchro­nized resource planning – планирование ресурсов в зависимос­ти от потребностей клиента), помогающую адаптировать орга­низацию к внешней среде. Если MRP и ERP-методологии охва­тывают производственный и логистический циклы изделия, то методология CSRP – весь жизненный цикл товара. Она позво­ляет учитывать при планировании и управлении организацией не только основные производственные ресурсы предприятия, но и все те ресурсы, которые обычно рассматриваются как «вспомогательные» или «накладные». Задача CSRP – синхро­низировать покупателя с внутренним планированием и произ­водством.

В результате успешного применения CSRP а) повышается качество товаров, б) сокращается время поставки, в) возрастает потребительская ценность продукции, г) снижается производ­ство и распределение издержек, д) улучшается обратная связь с покупателями.