5. Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения
Построение системы управления товарными потоками и запасами в распределительной логистике осуществляется двумя способами – «толкающим» и «тянущим».
«Толкающая» («выталкивающая») система (push system) подразумевает централизованный контроль запасов производителем, который, предвидя будущий спрос с мест, определяет количество и время отгрузки товара и осуществляет его «проталкивание» в расчетных количествах.
«Тянущая» («вытягивающая») система (pull system) отдает инициативу низовым звеньям – складам, которые «вытягивают» товары с основного склада при возникновении потребности и не обмениваются запасами с другими складами. К «тянущим» относятся системы управления товарными запасами с децентрализованным процессом принятия решений в отношении пополнения запасов и стратегии сбыта, осуществляющие опережающее (по отношению к формированию товарных запасов) стимулирование спроса на конечную продукцию.
На практике реализованы различные варианты «толкающих» и «тянущих» сбытовых систем: DRP / DRPII – «толкающие» системы для распределительных (сбытовых) структур, не только предполагающие наличие запасов, но часто ведущие к увеличению их относительных и даже абсолютных размеров; DDT и ее модификации QR, CR и AR – реагирующие также лишь на снижение уровней наличного запаса. Данные организационные системы логистики предназначены для поиска оптимальных параметров потоковых процессов.
DRP II (distribution requirements/resource planning — планирование распределения продукции / ресурсов) базируется на долго- и среднесрочных прогнозах потребительского спроса на готовую продукцию, предполагает улучшение реакции производителя на изменение потребительского спроса.
В цепи поставок бывает два и более уровня дистрибьюторских подразделений. Последние находятся в различной зависимости друг от друга, но важно то, что одно подразделение может поставить продукцию другому.
I вариант: компания производит товары на территории одного из своих подразделений, а продает их с отдельного товарного склада.
II вариант: компания имеет центр дистрибуции, который поставляет продукцию на склады региональных отделений.
III вариант: компания имеет производственные мощности в двух городах.
Кроме системы DRP в концепции MRP II функционирует интегрированная система, связанная с поставками продукции, — «sales & operations planning» — планирование продаж и операций. План объемов продаж и производства обычно включает следующие элементы: объем продаж, производство, запасы, незавершенный объем производства, отгрузку. Крайние элементы (объем продаж и отгрузка) – это прогнозы, опирающиеся на внешние данные, которые прямому контролю не поддаются. Объем производства планируется и представляет собой внутренний показатель, подлежащий прямому контролю.
Концепция ERP (enterprise resource planning), обеспечивающая интегрированное планирование всех бизнес-ресурсов организации. Фактически она формализовала представление об «интегрированных» решениях, охватывающих и связывающих планирование и управление всеми сферами деятельности организации, включая производственные мощности, материальные (товарные) и финансовые ресурсы. В рамках ERP предусмотрен модуль SCM, заменяющий DRP.
SCM (supply chain management — управление цепочками поставок) — это концепция интегрирования ключевых бизнес-процессов с охватом как конечного пользователя, так и всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей. В рамках логистических бизнес-процессов эта концепция направлена на решение задач интегрированного управления снабжением, производством, распределением, она помогает координации логистики фирмы с поставщиками ресурсов, потребителями и логистическими посредниками.
Концепция DDT (demand driven techniques — технология реагирования на спрос) является модификацией концепции MRP в плане улучшения реакции производителя на изменение потребительского спроса. Данная концепция реализуется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи оперативной информации об объемах продаж заданной номенклатуры товаров оптовикам, а от них — производителям. Наиболее известны четыре варианта концепции DDT: ROP, QR, CR, и AR:
ROP (rules based reorder) — выстраивает контроль и управление запасами с опорой на точку заказа (перезаказа — reorder point) и статистические параметры расхода продукции. Концепция применяется для определения и оптимизации уровней страховых запасов в целях элиминирования (исключения влияния) колебаний спроса. Эффективность метода ROP зависит от точности прогнозирования спроса;
QR (quick response) — метод «быстрого реагирования», или концепция оптимального размера и точки заказа, которым осуществляется логистическая координация между розничными торговцами (ритейлерами) и оптовиками с целью улучшения продвижения готовой продукции в распределительных сетях при изменениях спроса.
CR (continuous replenishment) можно рассматривать как модификацию QR-концепции. Необходимость в заказах на «пополнение запасов» готовой продукции отпадает благодаря составлению логистического плана на основе расчета суммарной потребности в товаре по количеству и ассортименту. Для эффективной работы CR-систем важно, чтобы: а) информация от ритейлеров была достоверной; б) готовая продукция гарантированно доставлялась; в) размеры грузовых поставок максимально соответствовали грузовместимости транспортных средств;
AR (automatic replenishment— «автоматическое пополнение» запасов) — улучшенная модификация QR и CR-концеп- ций. Стратегия AR обеспечивает поставщиков (производителей) готовой продукции набором правил, регламентирующих принятие решений по различным товарным атрибутам и категориям. Категория подразумевает комбинацию товаров, подбираемых по размеру, цвету, а также сопутствующих им товаров, обычно представляемых вместе в определенной торговой точке розничной сети.
Среди других концепций, используемых в распределительной логистике, необходимо отметить CSRP (customer synchronized resource planning – планирование ресурсов в зависимости от потребностей клиента), помогающую адаптировать организацию к внешней среде. Если MRP и ERP-методологии охватывают производственный и логистический циклы изделия, то методология CSRP – весь жизненный цикл товара. Она позволяет учитывать при планировании и управлении организацией не только основные производственные ресурсы предприятия, но и все те ресурсы, которые обычно рассматриваются как «вспомогательные» или «накладные». Задача CSRP – синхронизировать покупателя с внутренним планированием и производством.
В результате успешного применения CSRP а) повышается качество товаров, б) сокращается время поставки, в) возрастает потребительская ценность продукции, г) снижается производство и распределение издержек, д) улучшается обратная связь с покупателями.
- Тема 9. Содержание распределительной логистики и её место в системе логистического управления. Задачи и функции, основные понятия и концепции
- Распределительная логистика как часть общей логистической системы.
- Область исследований в распределительной логистике.
- 3. Предмет изучения распределительной логистики. Задачи и функции распределительной логистики.
- 4. Основные понятия, используемые в распределительной логистике.
- 5. Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения
- 6. Взаимосвязь и различия логистики и маркетинга.
- Тема 10. Каналы дистрибуции и логистические цепи в распределительной логистике
- 1. Понятие маркетингового канала в современной интерпретации.
- 2. Понятие логистической цепи и его отличия от логистического канала.
- 3. Формы движения материального потока и их характеристика.
- 4. Стратегии в логистических каналах и их содержание.
- Тема 11. Методология анализа и проектирования логистических каналов. Методика создания логистической цепи
- 1. Значение задачи обоснования инструментария анализа и проектирования логистических каналов.
- 2. Комплексная методика создания логистической цепи распределения товаров.
- 3. Структура процесса формирования лдц.
- 4. Основные этапы и процедуры на стадии предпроектной подготовки.
- 5. Основные этапы разработки лдц на стадии проектирования.
- 6. Оптимизация дистрибутивных цепей как ключевое управленческое решение в распределительной логистике.
- Тема 12. Управление заказами
- 1. Управление заказами как одна из важнейших функций распределительной логистики.
- 2. Автоматизированные системы управления заказами (асуз) и ее возможности оптимизации на практике.
- 3. Совокупность логистических операций и работ, составляющих технологию управления заказами.
- 4. Контроль системы управления заказами.
- Тема 13. Управление поставками
- Понятие поставки как продажа и доставка продукции оптовым покупателям.
- Дисциплина обслуживания.
- Анализ выполнения плана (программы) поставок. Анализ договорных обязательств и его содержание.
- 4. Методы оценки уровня равномерности поставок. Методы оценки ассортиментных отклонений поставок.
- 5. Причины возврата партий поставки.
- Тема 14. Конфликты в каналах дистрибуции и методы управления ими
- 1. Выявление реальных и потенциальных конфликтов в канале. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов.
- 2. Понятие конфликта в канале. Виды конфликтов, их глубина, частота и значимость.
- 3. Особенности неконструктивного и конструктивного конфликтов.
- 4. Методы урегулирования конфликтов
- 5. Виды стратегий разрешения конфликтов.
- Тема 15. Управление логистическим сервисом
- 1. Значение и сущность логистического сервиса. Предмет и объект логистического сервиса.
- 2. Понятие базового уровня сервиса и его показатели.
- Оптимизация объема логистического сервиса.
- 3. Классификация видов деятельности, относящихся к услугам в вто.
- 4. Логистический сервис и сервисная логистика.
- 5. Показатели качества логистического сервиса.
- Тема 16. Логистические центры. Логистика в торговле
- 1. Логистические центры и их виды.
- 2. Информационно-аналитический центр как ядро логистического центра.
- 3. Транспортно-логистическая система и ее состав.
- 4. Логистические системы в оптовой торговле
- 5. Логистические системы в розничной торговле.
- 6. Эффективность применения логистики в торговле