1. Управление заказами как одна из важнейших функций распределительной логистики.
Материальный поток в сфере распределения имеет форму готовой продукции. В зависимости от субъекта экономических отношений поток готовой продукции может быть представлен, как товарный поток или как грузовой поток (на транспорте).
Сфера распределения и сфера закупок в большей части накладываются друг на друга. Отношение к логистическим работам и операциям зависит от позиции субъекта экономических отношений. Если рассматривать условные исходные и конечные звенья материалопотоков, то для одних субъектов логистические операции являются частью системы сбыта, а для других - материально-технического обеспечения (закупок). Этот дуализм, с одной стороны, упрощает, а, с другой стороны, осложняет процесс управления материальными потоками. Объективная противоположность интересов продуцентов, потребителей, а также торговых, транспортных и других посредников предопределяют особенности логистического управления.
В сфере распределения не создаются новые материальные ценности, а выполняются конкретные и комплексные формы деятельности, которые выступают как услуги. Таким образом, сфера распределения является производителем услуг, которые тоже являются своеобразным товаром. Так как большая часть материальных продуктов проходит через сферу распределения, то происходит соединение материального и нематериального продукта. В результате, на товарном рынке предстает не столько материальный товар, сколько товар-услуга. Таким образом, материальный поток на всех этапах своего движения является предметом труда участников логистического процесса, а сам труд имеет производительный характер.
Прежде чем приступить к физическому распределению готовой продукции продуценту необходимо выполнить следующую работу:
- определить логистические цели, соответствующие избранной предприятием стратегии на рынке;
- формализовать цели логистического обслуживания;
- разработать альтернативные варианты карт логистических цепей на основе получения заказов на товарную продукцию;
- выявить и скоординировать взаимосвязи между логистическими действиями предприятия (фирмы) и другими сферами производственно-хозяйственной деятельности;
- определить роль и степень воздействия внешних факторов рыночной среды;
- предусмотреть возникновение незапланированных ситуаций и разработать комплекс мер восстановительного характера.
Следует отметить, что планирование физического распределения и перемещения готовой продукции, трансформации соответствующих товарных потоков тесно связано с процессом маркетинга (сбыта).
Планирование маркетинга на предприятии тесно связано с планированием производства, так как производство не является самоцелью, а направлено на удовлетворение конкретного спроса на рынке.
Таким образом, производство, маркетинг и логистика представляют собой смежные стороны многогранного единого процесса производственно-хозяйственной деятельности, поэтому их планирование должно осуществляться в неразрывном единстве.
Планы маркетинга и логистики формируются в тесной увязке с планом производства в количественном и ассортиментном выражении, с разбивкой по временным периодам на основе заключенных договоров на поставку продукции. В маркетинге, в производстве и в логистике определяются и обеспечиваются соответствующие приоритеты портфеля заказов. В рыночных условиях выполнение договорных обязательств, выражением которых является доставка точно в срок с минимальными затратами служит одним из основных критериев оценки деятельности предприятия и главным критерием эффективности логистической системы. При несоблюдении договорных обязательств предприятие несет экономическую ответственность, возмещает в установленном порядке ущерб, нанесенный заказчику. В связи с этим, все усилия производства и системы сбыта могут быть сведены на "нет", если текущая задача не будет решена на уровне физической доставки - на уровне логистики.
Управление логистической деятельностью на этапе распределения осуществляется в следующей последовательности:
- управление заказами, формирование портфеля заказов;
- установление количественных и качественных параметров заказанной продукции, их дифференциация по избранным критериям;
- разработка плана поступления готовой продукции от производственных цехов на сбытовые склады логистической системы, его реализация и координация;
- управление материальными (товарными) потоками в транспортно-складских подразделениях логистической системы (нормирование и управление запасами, складская переработка, подготовка к производственному потреблению по требованиям заказчиков, упаковка, маркировка и т.д.);
- разработка и реализация многовариантного распределения готовой продукции;
- разработка плана поставки, формирование товарных (грузовых) потоков;
- управление товарными (грузовыми) потоками за пределами логистической системы.
Управление заказами является одной из важнейших функций распределительной логистики. Ее доля в логистических издержках на этапе распределения значительно меньше, чем доля транспорта и управления запасами. Однако роль данной функции очень значительна. В сущности, именно она обеспечивает эффективное продвижение материальных потоков по логистическим цепям на пути от производителя к потребителю. В широком смысле управление заказами является синтетической функцией, присущей управлению материальными потоками, как на этапе материально-технического обеспечения, так и на этапе сбыта готовой продукции. Однако приоритетное значение она приобретает лишь интегрируясь с функциями маркетинга, так как в условиях рыночных отношений именно этот союз является определяющим для всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Основным комплексным показателем в рассматриваемой области является портфель заказов. Портфель заказов представляет собой совокупность заказов потребителей (покупателей) ишеющихся на определенную дату. Данный показатель используется как в микро-, так и в макрологистике.
В микрологистике он рассчитывается на уровне отдельного предприятия (фирмы, логистической системы).
В макрологистике - на уровне региона, отрасли, народного хозяйства в целом. В Соединенных Штатах этот показатель регулярно рассчитывается Министерством торговли и публикуется в соответствующем бюллетене. Объем портфеля заказов зависит от многих факторов внешнего и внутреннего порядка.
Портфель заказов составляется на основе соответствующих заявок на поставку продукции отражающих спрос потребителей.
При его формировании должны быть учтены производственные и логистические возможности продуцентов. Они создают основу для заключения договоров поставки продукции, которые в свою очередь становятся формализованным базисом в процессе управления материальными потоками.
- Тема 9. Содержание распределительной логистики и её место в системе логистического управления. Задачи и функции, основные понятия и концепции
- Распределительная логистика как часть общей логистической системы.
- Область исследований в распределительной логистике.
- 3. Предмет изучения распределительной логистики. Задачи и функции распределительной логистики.
- 4. Основные понятия, используемые в распределительной логистике.
- 5. Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения
- 6. Взаимосвязь и различия логистики и маркетинга.
- Тема 10. Каналы дистрибуции и логистические цепи в распределительной логистике
- 1. Понятие маркетингового канала в современной интерпретации.
- 2. Понятие логистической цепи и его отличия от логистического канала.
- 3. Формы движения материального потока и их характеристика.
- 4. Стратегии в логистических каналах и их содержание.
- Тема 11. Методология анализа и проектирования логистических каналов. Методика создания логистической цепи
- 1. Значение задачи обоснования инструментария анализа и проектирования логистических каналов.
- 2. Комплексная методика создания логистической цепи распределения товаров.
- 3. Структура процесса формирования лдц.
- 4. Основные этапы и процедуры на стадии предпроектной подготовки.
- 5. Основные этапы разработки лдц на стадии проектирования.
- 6. Оптимизация дистрибутивных цепей как ключевое управленческое решение в распределительной логистике.
- Тема 12. Управление заказами
- 1. Управление заказами как одна из важнейших функций распределительной логистики.
- 2. Автоматизированные системы управления заказами (асуз) и ее возможности оптимизации на практике.
- 3. Совокупность логистических операций и работ, составляющих технологию управления заказами.
- 4. Контроль системы управления заказами.
- Тема 13. Управление поставками
- Понятие поставки как продажа и доставка продукции оптовым покупателям.
- Дисциплина обслуживания.
- Анализ выполнения плана (программы) поставок. Анализ договорных обязательств и его содержание.
- 4. Методы оценки уровня равномерности поставок. Методы оценки ассортиментных отклонений поставок.
- 5. Причины возврата партий поставки.
- Тема 14. Конфликты в каналах дистрибуции и методы управления ими
- 1. Выявление реальных и потенциальных конфликтов в канале. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов.
- 2. Понятие конфликта в канале. Виды конфликтов, их глубина, частота и значимость.
- 3. Особенности неконструктивного и конструктивного конфликтов.
- 4. Методы урегулирования конфликтов
- 5. Виды стратегий разрешения конфликтов.
- Тема 15. Управление логистическим сервисом
- 1. Значение и сущность логистического сервиса. Предмет и объект логистического сервиса.
- 2. Понятие базового уровня сервиса и его показатели.
- Оптимизация объема логистического сервиса.
- 3. Классификация видов деятельности, относящихся к услугам в вто.
- 4. Логистический сервис и сервисная логистика.
- 5. Показатели качества логистического сервиса.
- Тема 16. Логистические центры. Логистика в торговле
- 1. Логистические центры и их виды.
- 2. Информационно-аналитический центр как ядро логистического центра.
- 3. Транспортно-логистическая система и ее состав.
- 4. Логистические системы в оптовой торговле
- 5. Логистические системы в розничной торговле.
- 6. Эффективность применения логистики в торговле