3. Совокупность логистических операций и работ, составляющих технологию управления заказами.
Целью логистики любой компании при обслуживании клиентов является сокращение времени полного цикла заказа. Оно есть основа повышения конкурентоспособности компании, так как обеспечивает быстрое выполнение заказа, а, значит, позволяет повысить уровень обслуживания.
Полный цикл заказа потребителя имеет разные временные и организационные точки отсчета для потребителей и поставщика.
С точки зрения потребителя цикл начинается в момент передачи заказа поставщику, а с позиции поставщика цикл начинается в момент приёма заказа. Это расхождение во времени может быть весьма внушительным, а может быть совершенно незначительным. Задача логистики заключается в поиске такой организации процесса, завис позволяет свести к минимуму эту временную разницу. Все зависит от способа передачи заказа (почта или телефонная связь, с стороны, и электронный обмен данных – с другой).
Полный цикл заказа, как правило, включает пять основных этапов, как это показано на рисунке 3.
• Планирование приема заказов, передача и прием заказов.
• Обработка принятых заказов.
• Подбор и комплектация заказов.
• Поставка заказов (транспортировка заказов клиентам).
Рисунок 3. Структура полного цикла заказа
Выполнение полного цикла заказа (реализация функции «управление заказами») требует тесного взаимодействия службы логистики с отделами маркетинга, продаж, финансов и бухгалтерии. При управлении заказами нельзя использовать стандартный подход к обеспечению координации выполнения функции, так как очень трудно определить одного ответственного исполнителя (отдел). Здесь более приемлемым вариантом координации является поэтапная согласованность действий отделов.
Первым этапом в цикле заказа, выполняемым еще до размещения клиентами своих заказов, является планирование.
Процесс планирования размещения заказов обусловлен стремлением улучшить организацию процесса передачи заказов клиентам.
Клиентская база поставщиков иногда насчитывает тысячи потребителей, от мелких киосков до крупных сетевых розничных компаний и региональных оптовиков. При этом каждый клиент стремится работать с поставщиками в удобном для себя временном интервале передачи заказа. Такой подход заметно увеличивает проблемы поставщика и заметно снижает эффективность использования имеющихся ресурсов. Исправить ситуацию можно составлением графика для передачи заказов клиентам. Эта задача решается отделом маркетинга с учетом:
• размеров партии заказа;
• ассортиментного перечня заказа;
• частоты поставки заказов;
• расстояния транспортировки заказа при поставке;
• формы товароснабжения (централизованная или децентрализованная — самовывоз);
• сроков выполнения заказа;
• уровня обслуживания, востребованного клиентом, и т.п.
Перечисленная информация позволяет маркетингу сегментировать клиентскую базу по сложности выполнения заказа и связанного с этим времени подготовки и доставки заказов клиентам, с последующей разработкой графика размещения их заказов. Для стимулирования соблюдения клиентами графика компания определяет систему ценовых скидок, полученных за счет экономии от улучшения организации процесса и эффективности использования ресурсов.
Самым эффективным способом приема заказов и их размещения является единая информационная система, связывающая поставщиков и клиентов на основе автоматического считывания кодов товара при продаже и передаче информации в базу данных поставщика.
Реализация графика поставки существенно повышает организацию процесса передаче и приемки заказа, выполняемого отделом продаж. Сокращение времени передачи заказа и снижение временного промежутка между моментом отправки заказа клиентом и получением этого заказа поставщиком зависит от способа передачи заказа.
К средствам передачи заказов относятся почта, телефон, радиосвязь, телефакс, электронная почта. В современных условиях большая часть компаний перешла на электронный обмен данными и уже на собственном опыте смогла оценить оперативность при взаимодействии с клиентами, позволяющую сократить затраты на выполнение заказа, повысить точность его исполнения и тем самым снизить уровень товарных запасов на складе.
Электронный обмен данными (EDI) можно определить как обмен бизнес-документацией между организациями в структурированной форме с машинной обработкой или просто как непосредственное компьютерное соединение с другим компьютером. Потенциальными выгодами EDI являются:
• сокращение объема бумажной документации;
• повышенная точность благодаря сокращению числа ручных операций;
• повышенная скорость передачи заказов и других данных;
• сокращенный объем канцелярской и административной работы по получению данных, их обработке, отправке и связанных с этим задач;
• повышенная возможность активизации работы сотрудников, поскольку им приходится затрачивать меньше времени на канцелярские работы;
• сокращение издержек на размещение заказа и связанные с этим процессы;
• лучший доступ к информации благодаря высокой скорости подтверждения и рекомендаций по отгрузке;
• снижение рабочей нагрузки и более высокая точность работы Других подразделений за счет стыковки EDI с другими электронными системами, такими, как ведение запасов при помощи штрихкодирования и электронный перевод денежных средств (EFT);
• сокращение запасов за счет повышенной точности и снижения общего времени выполнения заказов.
Принятые заказы обрабатываются отделом продаж для передачи их на исполнение.
В процедуре обработки заказов принимают участие отдел финансов (отслеживает кредитоспособность клиентов, в некоторых российских компаниях совершенно неоправданно эту задачу передают службе безопасности), бухгалтерия (проводит оформление – регистрацию сделок) и отдел логистики (предоставляет информацию о наличии товарных запасов на складе).
Обработка заказа начинается с проверки полноты и правильности его заполнения. При введении электронного документооборота внутри компании и электронном взаимодействии с клиентами эта процедура осуществляется автоматически. Оформление заказа для лучшей организации процесса и сокращения времени требует некоторой подготовительной работы уже на этапе заключения договора продажи. Договора между поставщиком и клиентом носят длительный характер и заключаются, как правило, сроком на год.
При подготовке договора службе продаж целесообразно предусмотреть приложение к нему, которое включает несколько позиции:
• частота поставки (например, один или два раза в неделю),
• усредненный (стандартный) набор товарных позиций в заказе,
• перечень ассортиментных позиций, которыми можно заме нить отсутствующий на складе товар в период подготовки заказа, также условия этой замены.
Такая подготовительная работа позволит сократить не то время, связанное с корректировкой заказов в случае отсутствия товарных позиций на складе, но и снизить трансакционные издержки. Другим немаловажным моментом является автоматизиронный учет товара на складе в режиме реального времени и с доступностью информации не только отделу логистики, но и отделу продаж.
Следующие этапы цикла заказа выполняются отделом логистики связаны с подготовкой заказа на складе и доставкой (транспортировкой) его клиенту. При их выполнении отдел логистики решает свои классические задачи:
• на складе – отбор товара с мест хранения, комплектация заказа в соответствии с требованиями клиентов, включая подготовку вара к продаже (этикетировка, маркировка, упаковка), формирование партии отправки и отгрузка;
• при транспортировке – доставка заказа с учетом рационального выбора транспортных средств и по оптимальному маршруту поставки.
Выполнение отделом логистики последних этапов цикла заказе, по сути, является частью логистического сервиса, предоставляемого клиентам, а эффективная организация этих процессов – залогом высокого уровня обслуживания клиентов. Результативность выполнения цикла заказа во многом зависит от времени его исполнения. Сокращение времени исполнения логистической составляющей в управлении заказов приводит к выигрышу в длительности полного цикла и к сокращению затрат. В структуру длительности цикла заказа принято включать четыре составляющих: время приема заказа, время обработки заказа, время комплектации заказа и от правки партии, время отгрузки и доставки партии. Эффективное выполнение логистической составляющей цикла заказа требует от логистики оптимизации всех ресурсов, повышения организации процессов с ориентацией на разработку и исполнение мероприятий, позволяющих сократить время выполнения операций.
Аналогичный подход применим к деятельности всех отделов при исполнении процессов цикла заказа. Для реализации этого подхода необходимо детально зафиксировать всю процедуру цикла заказа по операциям, проанализировать факторы, влияющие на оптимизацию их выполнения, и разработать предложения по совершенствованию процессов и осуществлению операций с минимальным временем исполнения.
С этой целью рассмотрим основные операции, входящие в состав выполнения цикла заказа.
Прием и обработка заказа:
• Прием поступивших заказов в соответствии с графиком их передачи.
• Систематизация заказов в зависимости от времени выполнения.
• Проверка кредитоспособности покупателя, Утверждение наличия кредита.
• Передача заказа-заявки в отдел управления
• Корректировка заказа в случае отсутствия товарных запасов.
• Помещение заявки на заказ в базу данных, подготовка документов на подбор заказа и т.д.
Комплектация заказа и партии отправки:
• Получение информации (документов) на заказ, подготовка отборочных листов и бланков заказа.
• Распределение исполнителей заказа.
• Отбор товара с мест хранения.
• Фиксирование отбора товара.
• Перемещение отобранного товара в зону комплектации.
• Комплектация заказа в соответствии с бланком заказа.
• Выполнение услуг: маркировка, упаковка и т.д.
• Перемещение и передача заказа в экспедицию отправки.
• Упаковка грузовых единиц заказа.
• Формирование партий отправки по клиентам.
• Оформление сопроводительных документов и т.д.
Отгрузка и доставка заказов:
• Транспортировка заказа к местам отгрузки.
• Сверка сопроводительных документов.
• Загрузка транспортных средств, закрепление груза.
• Транспортировка заказов в соответствии с маршрутом доставки.
• Разгрузка заказа у клиента, передача заказа и оформление сопроводительных документов и т.д.
Задача всех отделов, задействованных в реализации операций в рамках полного цикла заказа, а особенно отдела логистики, заключается в поиске путей совершенствования их выполнения и резервов сокращения времени на всех этапах.
Всегда нужно помнить, что чем длиннее цепь поставки и больше число участников в цепи, а также операций по подготовке заказов, тем длиннее цикл выполнения заказа, слабее реакция поставщика на изменения спроса клиента и выше уровень организационных проблем, которые приходится решать логистике. Именно поэтому при проектировании сети распределения важно сократить расстояние от поставщика (последней точки концентрации его товарных запасов) до потребителя.
Сокращение времени полного цикла заказа по-прежнему остается самой актуальной задачей логистики, и чем выше конкуренция на рынке, тем более значимо решение этой задачи.
Тот, кто минимизирует время выполнения заказа, получает конкурентные преимущества. Только хорошо отлаженная организация процесса (включая каждую операцию) позволит обеспечить быструю реакцию на спрос клиентов. И наоборот, неспособно процессов логистики качественно и в кратчайшие сроки покрыть потребности клиентов может привести к невыполнению заказа (созданию дефицита у клиентов или увеличению товарных запасов) и, соответственно, к потере доверия со стороны клиентов, а возможно, и к потере самих клиентов.
На Западе даже появилось понятие «конкуренция, основанная на управлении временем выполнения заказа». Управление временем выполнения заказа включает:
• время от начала разработки товара до его выхода на рынок (создание товара и услуги);
• время на обслуживание – на получение заказа и его доставку;
• время на реагирование-— на модификацию конечного продукта, даже сравнивают с тремя параметрами конкуренции.
А среди преимуществ от сокращения времени прохождения заказа в цепи поставки логистической системы выделяют:
• однократное высвобождение капитала;
• постоянные преимущества от сокращения издержек на финансирование более короткого цикла;
• более быстрое реагирование, а следовательно, более высокий уровень обслуживания;
• повышенную защищенность от нестабильности рынка;
• большую гибкость в удовлетворении конкретных требований клиента.
- Тема 9. Содержание распределительной логистики и её место в системе логистического управления. Задачи и функции, основные понятия и концепции
- Распределительная логистика как часть общей логистической системы.
- Область исследований в распределительной логистике.
- 3. Предмет изучения распределительной логистики. Задачи и функции распределительной логистики.
- 4. Основные понятия, используемые в распределительной логистике.
- 5. Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения
- 6. Взаимосвязь и различия логистики и маркетинга.
- Тема 10. Каналы дистрибуции и логистические цепи в распределительной логистике
- 1. Понятие маркетингового канала в современной интерпретации.
- 2. Понятие логистической цепи и его отличия от логистического канала.
- 3. Формы движения материального потока и их характеристика.
- 4. Стратегии в логистических каналах и их содержание.
- Тема 11. Методология анализа и проектирования логистических каналов. Методика создания логистической цепи
- 1. Значение задачи обоснования инструментария анализа и проектирования логистических каналов.
- 2. Комплексная методика создания логистической цепи распределения товаров.
- 3. Структура процесса формирования лдц.
- 4. Основные этапы и процедуры на стадии предпроектной подготовки.
- 5. Основные этапы разработки лдц на стадии проектирования.
- 6. Оптимизация дистрибутивных цепей как ключевое управленческое решение в распределительной логистике.
- Тема 12. Управление заказами
- 1. Управление заказами как одна из важнейших функций распределительной логистики.
- 2. Автоматизированные системы управления заказами (асуз) и ее возможности оптимизации на практике.
- 3. Совокупность логистических операций и работ, составляющих технологию управления заказами.
- 4. Контроль системы управления заказами.
- Тема 13. Управление поставками
- Понятие поставки как продажа и доставка продукции оптовым покупателям.
- Дисциплина обслуживания.
- Анализ выполнения плана (программы) поставок. Анализ договорных обязательств и его содержание.
- 4. Методы оценки уровня равномерности поставок. Методы оценки ассортиментных отклонений поставок.
- 5. Причины возврата партий поставки.
- Тема 14. Конфликты в каналах дистрибуции и методы управления ими
- 1. Выявление реальных и потенциальных конфликтов в канале. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов.
- 2. Понятие конфликта в канале. Виды конфликтов, их глубина, частота и значимость.
- 3. Особенности неконструктивного и конструктивного конфликтов.
- 4. Методы урегулирования конфликтов
- 5. Виды стратегий разрешения конфликтов.
- Тема 15. Управление логистическим сервисом
- 1. Значение и сущность логистического сервиса. Предмет и объект логистического сервиса.
- 2. Понятие базового уровня сервиса и его показатели.
- Оптимизация объема логистического сервиса.
- 3. Классификация видов деятельности, относящихся к услугам в вто.
- 4. Логистический сервис и сервисная логистика.
- 5. Показатели качества логистического сервиса.
- Тема 16. Логистические центры. Логистика в торговле
- 1. Логистические центры и их виды.
- 2. Информационно-аналитический центр как ядро логистического центра.
- 3. Транспортно-логистическая система и ее состав.
- 4. Логистические системы в оптовой торговле
- 5. Логистические системы в розничной торговле.
- 6. Эффективность применения логистики в торговле