4. Стратегии в логистических каналах и их содержание.
Структура сети распределения должна быть гибкой, обеспечивающей компании быструю адаптацию к внешним условиям конкурентной среды, и гарантирующей повышение реакции на изменения спроса на товары и услуги, особенно последнее, со стороны клиентов.
Поэтому при формировании структуры сети распределения необходимо учитывать ее зависимость от следующих факторов.
• Стратегия (маркетинговая или логистическая), принятая в компании.
• Специализация и фирмы (товарная и по видам деятельности).
• Число клиентов.
• Территориальное расположение клиентской базы.
• Разнообразие ассортимента в заказе и величина партии отправки.
• Спрос на товар в течение года.
• Имеющаяся логистическая инфраструктура компании.
• Конкуренция на рынке.
• Предложения на рынке логистических услуг в регионах сбыта.
• Развитие логистической инфраструктуры региона.
При выборе структуры сети распределения и составляющих ее вариантов ЛС необходимо исходить из стратегии распределения, которая определяется логистикой исходя из маркетинговых стратегий сбыта.
Компания может выбирать из следующих стратегий распределения.
• Снижение затрат в сети распределения.
• Повышение уровня обслуживания клиентов.
• Сокращение полного цикла заказа.
• Переход на аутсорсинг и т.п.
Стратегия распределения компании изменяется в зависимости от целого ряда факторов и решений, принимаемых ее руководством. На стратегию распределения оказывает влияние:
• Изменение спроса на рынке сбыта.
• Изменения требований клиентов к обслуживанию.
• Появление новых клиентов.
• Изменение товарной специализации.
• Увеличение рынков сбыта, выход на новые рынки.
• Изменения в сбытовой политике компании.
• Изменение политики ценообразования.
• Переход на аутсорсинг.
• Изменение вида деятельности, диверсификация бизнеса.
• Слияние компаний.
• Финансовые изменения компании.
• Изменения границ рынка за счет увеличения радиуса обслуживания с одного склада.
• Низкая эффективность использования ресурсов и т.д.
Современный бизнес существует в условиях неопределенности, и задача маркетинга и остальных направлений деятельности компании способствовать быстрой адаптации бизнеса к меняющейся среде. С этой целью в компаниях разрабатываются стратегии, в том числе маркетинговые и логистические. Реализация практически любой маркетинговой стратегии невозможна без поддержки логистики.
На примере реализации стратегий маркетинговых каналов, приведенных в таблице 1, можно рассмотреть основные задачи маркетинга.
Руководители отдела логистики должны учиться правильно выбирать основные приоритетные направления в своей деятельности при решении стратегических задач, что способствует оптимальному распределению имеющихся ресурсов и сокращению времени и трат на их реализацию. Гибкость в политике логистики, особенно при переходе на индивидуальное обслуживание клиентов, является необходимым условием успеха. Примеры распределения основных направлений деятельности отдела логистики при реализации маркетинговых стратегий приводятся в таблице 2.
Таблица 1. Основные стратегии маркетинговых каналов
Наиболее актуальной стратегией бизнеса для многих отечественных компаний по-прежнему остается стратегия выхода на новые рынки (их завоевания). Более конкретно деятельность маркетинга при выходе на новые рынки сводится к решению следующих задач:
• определение потенциальных рынков сбыта;
• подготовка инновационных программ завоевания новых рынков сбыта и укрепления взаимоотношений с клиентами;
• прогноз спроса на рынке (по ассортиментным позициям, по объемам продаж, по потенциальным покупателям и их специфическим особенностям в обслуживании);
• определение границ рынка (по установленным критериям конкурентоспособности);
• определение политики обслуживания на рынке;
• подготовка и проведение рекламных кампаний, направленных на укрепление позиций компании.
Таблица 2. Основные направления деятельности отдела логистики при реализации маркетинговых стратегий
Деятельность логистики определяется решением проблем, связанных с разработкой сети распределения, при обеспечении высокого уровня обслуживания клиентов.
К основным задачам логистики при выходе на новые рынки сбыта относятся:
• формирование складской сети;
• создание логистической цепи и сети распределении;
• выбор участников каждой цепи поставки;
• распределение ресурсов в сети распределения;
• концентрация запасов в сети распределения;
• выбор формы товародвижения при обслуживании клиентов;
• определение системы товароснабжения;
• разработка стандартов услуг для клиентской базы;
• поддержка рекламных кампаний, предлагаемых маркетингом.
На примере перечисленных задач видно, как деятельность логистики и маркетинга лишь дополняют друг друга, обеспечивая эффективное выполнение задач по реализации стратегии компании.
- Тема 9. Содержание распределительной логистики и её место в системе логистического управления. Задачи и функции, основные понятия и концепции
- Распределительная логистика как часть общей логистической системы.
- Область исследований в распределительной логистике.
- 3. Предмет изучения распределительной логистики. Задачи и функции распределительной логистики.
- 4. Основные понятия, используемые в распределительной логистике.
- 5. Базовые и модифицированные логистические концепции управления процессами распределения
- 6. Взаимосвязь и различия логистики и маркетинга.
- Тема 10. Каналы дистрибуции и логистические цепи в распределительной логистике
- 1. Понятие маркетингового канала в современной интерпретации.
- 2. Понятие логистической цепи и его отличия от логистического канала.
- 3. Формы движения материального потока и их характеристика.
- 4. Стратегии в логистических каналах и их содержание.
- Тема 11. Методология анализа и проектирования логистических каналов. Методика создания логистической цепи
- 1. Значение задачи обоснования инструментария анализа и проектирования логистических каналов.
- 2. Комплексная методика создания логистической цепи распределения товаров.
- 3. Структура процесса формирования лдц.
- 4. Основные этапы и процедуры на стадии предпроектной подготовки.
- 5. Основные этапы разработки лдц на стадии проектирования.
- 6. Оптимизация дистрибутивных цепей как ключевое управленческое решение в распределительной логистике.
- Тема 12. Управление заказами
- 1. Управление заказами как одна из важнейших функций распределительной логистики.
- 2. Автоматизированные системы управления заказами (асуз) и ее возможности оптимизации на практике.
- 3. Совокупность логистических операций и работ, составляющих технологию управления заказами.
- 4. Контроль системы управления заказами.
- Тема 13. Управление поставками
- Понятие поставки как продажа и доставка продукции оптовым покупателям.
- Дисциплина обслуживания.
- Анализ выполнения плана (программы) поставок. Анализ договорных обязательств и его содержание.
- 4. Методы оценки уровня равномерности поставок. Методы оценки ассортиментных отклонений поставок.
- 5. Причины возврата партий поставки.
- Тема 14. Конфликты в каналах дистрибуции и методы управления ими
- 1. Выявление реальных и потенциальных конфликтов в канале. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов.
- 2. Понятие конфликта в канале. Виды конфликтов, их глубина, частота и значимость.
- 3. Особенности неконструктивного и конструктивного конфликтов.
- 4. Методы урегулирования конфликтов
- 5. Виды стратегий разрешения конфликтов.
- Тема 15. Управление логистическим сервисом
- 1. Значение и сущность логистического сервиса. Предмет и объект логистического сервиса.
- 2. Понятие базового уровня сервиса и его показатели.
- Оптимизация объема логистического сервиса.
- 3. Классификация видов деятельности, относящихся к услугам в вто.
- 4. Логистический сервис и сервисная логистика.
- 5. Показатели качества логистического сервиса.
- Тема 16. Логистические центры. Логистика в торговле
- 1. Логистические центры и их виды.
- 2. Информационно-аналитический центр как ядро логистического центра.
- 3. Транспортно-логистическая система и ее состав.
- 4. Логистические системы в оптовой торговле
- 5. Логистические системы в розничной торговле.
- 6. Эффективность применения логистики в торговле