7. Класифікація моделей комунікації. Основні структурні моделі комунікації.
Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного
человека к другому или между группами людей по разным каналам при
помощи различных коммуникативных средств. Он включает в себя
динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и
использования информации в обоих направлениях при взаимодействии
коммуникантов.
Коммуникационный процесс может приобретать различные формы в
зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых
каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количество моделей
коммуникации, представленных в научной литературе. Модель коммуникации
воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики
коммуникационного процесса в виде схемы.
Линейные модели коммуникации. Модель Аристотеля.
Аристотель выделил три компонента процесса коммуникации: “Оратор – Речь –
Аудитория”. В современном варианте она выглядит так: “Коммуникатор –
Сообщение – Адресат”. Данная модель универсальна — она отражает
практически любой коммуникативный акт.
Модель Лассуэлла разработана на основе опыта ведения пропаганды в
армейских подразделениях во время второй мировой войны и раскрывается по
мере ответа на последовательно возникающие вопросы: Кто? Сообщает что? По
какому каналу? Кому? С каким эффектом? «Коммуникативная формула»
Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования
коммуникационного процесса, и развернутый план собственно
коммуникативного действия — в этом ее несомненное достоинство.
Кто Сообщает
что?
По какому каналу?
Кому? С каким эффектом?
Коммуникатор Сообщение Канал Получатель Эффект
Анализ управления
Анализ содержания
Анализ средств и каналов
Анализ аудитории
Анализ результатов
Вместе с тем она обладает и существенным недостатком — она монологична, в ее конфигурацию не входит обратная связь.
Модель Шеннона—Уивера. Эта модель представляет собой графическое подобие предыдущей.
К. Шеннон ввел понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности.
Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними
факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и
возможность восприятия приемником. Негэнтропия (отрицательная
энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное
сообщение все же получено приемником благодаря его способности
распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую
информацию. Преодоление шумов может быть достигнуто путем
использования избыточности сигналов. Избыточность в технике
коммуникации достигается либо многократным повторением одного и того
же сигнала (информации), либо его дублированием с использованием
других каналов связи. Таким образом, возникает модель двух- или
многоканальной коммуникации.
Математическая теория связи Шеннона абстрагируется от содержания
(смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь целиком на ее
количестве: неважно, какое сообщение передается, важно лишь, какое
количество сигналов передается.
Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло
представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако
модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична —
отражает преимущественно технические способы коммуникации; она
абстрагируется от смысла передаваемой информации, уделяя внимание
только ее количеству; коммуникативный процесс в данной модели носит
линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.
Модель М. де Флер. За основу этой модели взята идея, что посланное и
полученное сообщения не всегда совпадают.
В коммуникативном процессе первоначальная идея («значение»)
трансформируется в «сообщение», которое отправитель затем переводит в
«информацию», посылаемую по каналу получателю. Получатель
декодирует «информацию» в «сообщение», которое в свою очередь
трансформируется в месте назначения в идею («значение»). Если между
первым и вторым «значениями» есть соответствие, то коммуникация
состоялась. Однако полное соответствие является весьма редким.
Де Флер вводит понятие обратной связи. Обратная связь дает
возможность коммуникаторам увеличить соответствие между
отправленным и принятым значениями.
Модель двухступенчатой коммуникации была разработана П.
Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ при исследовании массовых
коммуникаций. Исследования показали, что информация, поставляемая
СМИ, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а в
два этапа. На первом этапе передаваемая информация достигает особой
категории влиятельных и активных людей — «лидеров мнений» — через
формальные каналы коммуникации — СМИ. На втором этапе лидеры
передают послание дальше в межличностном общении.
Последующие исследования привели к модификации данной теории и
созданию концепции многоступенчатого потока информации, так как
выяснилось, что «лидеры мнений» имеют в свою очередь собственных
«лидеров мнений» и обращаются к ним за информацией.
Нелинейные модели коммуникации. Линейные модели, благодаря
упрощениям, облегчают понимание последовательности событий. Однако в
реалии коммуникация представляет собой сложное многоуровневое и не
всегда последовательное действие субъектов, обменивающихся
информацией.
Получившая наибольшее распространение нелинейная модель
коммуникации разработана Теодором Ньюкомбом. Модель имеет вид
равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант,
коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта с
коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и
без учета таковой.
В циркулярной коммуникации, в отличие от линейной, человек
одновременно и постоянно выступает и как источник, и как получатель
информации. Циркулярную модель коммуникации представил немецкий
коммуникативист Г. Малецке.
Где, К – коммуникатор; С – сообщение; Р – реципиент.
В модели Малецке большое значение придается принципу детерминизма:
уникальное сочетание факторов, сложившееся в данный момент в звене
коммуникатора, порождает четко (ими) заданное коммуникативное
поведение, которое накладывается на ситуацию в звене получателя и влечет
закономерные, предсказуемые последствия. Предсказуемость - ценнейшее
качество модели, позволяющее прогнозировать исход коммуникативной
ситуации и управлять ею.
8.Організація простору та часу комунікативного процесу.
У каждой культуры своя логика, свое представление о мире. То, что значимо в одной культуре, может быть несущественным в другой. Поэтому важно всегда с уважением смотреть на своего партнера с иной культурой. Он действительно другой, и это его право. Ваше уважение к нему состоит не только в заинтересованности, но и в знании некоторых особенностей жизни его страны. У нас даже могут быть разные приоритеты в еде, одежде и т.п. К примеру, посмотрим на различия в толковании времени и пространства в разных культурах.
Время.
Если западная культура четко измеряет время и опоздание, например, рассматривается как провинность (вспомним "Точность - вежливость королей"), то у арабов, в Латинской Америке и в некоторых странах Азии опоздание никого не удивит. Более того, если вы хотите, чтобы с вами имели дело достаточно серьезно, вам необходимо потратить какое-то время на произвольные (ритуальные) беседы. Мало того, вы не должны проявлять поспешность, так как может возникнуть культурный конфликт: "Арабы рассматривают питье кофе и разговоры как "делание чего-то", в то время как американцы смотрят на это как на пустую трату времени" [452, р. 9]. Соответственно арабы рассматривают точные сроки как личную обиду. Или зфиопы смотрят на то, что делается долго, как на очень престижное дело: чем дольше, тем, соответственно, лучше.
- 1.Основні поняття теорії комунікації.
- 2.Класична парадигма (модель) комунікації у вченні г.Лассуела.
- 3.Основні складові елементи комунікативного процесу.
- 5.Модель е.Ноель-Нойман («спіраль мовчання») Спираль молчания. Эффект оркестрового вагона. Сдвиг последней минуты
- 6.Комунікативні бар'єри.
- 7. Класифікація моделей комунікації. Основні структурні моделі комунікації.
- Пространство.
- 9.Поняття комунікативного дискурсу.
- 10.Особливості політичного дискурсу.
- 14.Вчення Маршала Маклюена.
- 15.Міжнародні комунікації як об’єкт дослідження.
- 17.Механізм комунікативного впливу за умов кризової ситуації
- 1. Порождение информации,
- 2. Блокирование информации.
- Коммуникативные механизмы воздействия
- 18.Підходи до визначення принципу комунікації під час переговорного процесу. Функції переговорів (інтерпретація м.М. Лебедєвої)
- Функції переговорів (інтерпретація Анцупова)
- 19.Типи масових політичних кампаній, їх принципи та елементи
- 20.Роль та місце комунікації за умов інформаційного суспільства.
- 22.Вибір тактики аргументації. Добір доказів та аргументів під час переговорів.
- Методи аргументації
- 23.Міжнародні комунікативні потоки.
- 25.Особливості міжнародних комунікацій.
- 27. Етапи розвитку масової комунікації, та її структура.
- 1.1.1. Дописемний етап доіндустріального періоду.
- 1.1.3. Друкарський етап індустріального періоду.
- 1.1.4. Аудіовізуальний етап індустріального періоду.
- 1.1.5. Новітній період розвитку масового спілкування.
- 28. Види масової комунікації.
- 1.4.1. Масмедійні комунікації.
- 1.4.2. Рекламна комунікація.
- 1.4.3. Pr-комунікації.
- 1.4.4. Пропагандистська комунікація.
- 1.4.5. Агітаційна комунікація.
- 29. Професійні комуніканти в системі масового спілкування.
- 3.1.1. Поняття про професійного комуніканта.
- 3.1.2. Професійний і соціальний аспекти діяльності професійних ко-мунікантів.
- 30. Поняття мас. Визначення мас. Види мас.
- 2.1. Поняття про маси.
- 2.1.1. Визначення маси.
- 2.1.2 Види мас.
- 31. Значення невербальної комунікації в масовому спілкуванні.
- 33. Комунікаціїї в сфері пр.
- 5.2.4. Pr-технології.
- 34. Інформаційні війни в сучасному світі.
- 1.3.3. Використання масової комунікації в інших форматах.
- 35. Масовий вплив та його різновиди. Маніпуляційний вплив.
- 4.2. Види масовокомунікаційного впливу.
- 4.2.2. Масова сугестія.
- 5.2.4. Pr-технології.
- 36. Рекламна комунікація. Її особливості.