Пространство.
Латиноамериканец и европеец в обычной обстановке разговаривают на разном расстоянии [245]. Попробуйте теперь поставить их рядом. По мере того, как латиноамериканец будет стараться оказаться на привычном для него расстоянии, у европейца может возникнуть ощущение вторжения в его личное пространство. Он тут же постарается отодвинуться. В ответ латиноамериканец постарается приблизиться вновь, что с точки зрения европейца будет воспринято как проявление агрессии.
Американец, выходя во двор в Латинской Америке, чувствует себя замурованным, ведь у него на родине во дворах нет даже ограды.
Дж. Буш и М. Горбачев встречались в 1989 году не на чьей-либо территории, а на военных кораблях, находящихся вблизи Мальты, что вносило определенную раскрепощенность в отношениях, каждый находился вне привычной обстановки и вне зависимости от условностей той или иной стороны.
Организация пространства и времени
Проксемика (от англ. proximity - близость) -область изучения, индивидуального поведения,
занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Это понятие ввел американский антрополог Э. Холл в начале 1960-х гг. Партнеры в процессе коммуникации неосознанно регулируют свое пространство — дистанцию между собой и другими людьми, свое положение относительного другого (стоя, сидя и т.п.)
и ориентацию в пространстве (наклонившись, откинувшись и т.п.).
Важная роль в коммуникации принадлежит временным характеристикам, выражающимся в
нормативах общения, присущим различным субкультурам. Так, своевременный приход или
опоздание на назначенную встречу свидетельствуют об отношении к партнеру. Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций, которые получили название
«хронотипов». Наиболее изучено в проксемике влияние на контакт организации пространства, соответствующего определенному типу взаимоотношений. Экспериментальным путем Э. Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по
общению, свойственные американской культуре. Он выделил следующие зоны в деловой коммуникации: интимную, персональную, социальную, публичную, каждая из которых соответствует особым ситуаціям общения: интимная зона соответствует тому
пространству, в рамках которого человек чувствует себя в безопасности. Границы интимной зоны находятся на расстоянии примерно в половину вытянутой руки (не менее 45 см). Человек добровольно допускает в эту зону лишь близких, хорошо знакомых. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичны негромкий голос, доверительный разговор. Персональная зона— пространство, в котором происходит обыденная
беседа со знакомыми. Персональная, или личная, дистанция характерна для различных форм делового общения (беседа, деловые переговоры, прием посетителей и т.п.) и предполагает визуальный контакт между партнерами (45— 120 см). Во время разговора люди часто «делят один стол», оценивая «свою часть стола» как собственную интимную зону.
Социальная зона обычно наблюдается во время встреч в кабинетах, холлах и других служебных помещениях, где собираются люди не очень хорошо или вовсе не знакомые друг с другом. Расстояние 120—400 см принято при ведении совещания, дискуссии, семинара, пресс-конференции. В рамках социальной зоны возможны фиксация и интерпретация жестов партнера, однако при этом доминирует рассмотрение безличных дел.
Публичная зона подразумевает общение с большой груп пой людей — в лекционной аудитории, на митинге. Расстояние между общающимися таково, что детали
лица, мелкие движения не улавливаются. Публичную зону также называют открытой. Размеры ее ограничены только возможностями съемки с помощью фото-, кино- или телекамеры. В проксемике для обозначения пространства вокруг человека, которое он считает своим и вторжение в которое других, не близких ему людей, которым он не доверяет, воспринимается им как по кушение на его неприкосновенность, используетсятермин персональное пространство.
Таким образом, чтобы обеспечить комфортное состояние партнеров в процессе коммуникации, необходимо знать и эффективно приманять различные формы пространственной организации общения. При этом нельзя забывать, что все средства проксемики не смогут обеспечить успех или неуспіх реального взаимодействия партнеров. Направление коммуникации задается гораздо более високими содержательными уровнями человеческой деятельности — социальной принадлежностью,позициями, целями участников.
- 1.Основні поняття теорії комунікації.
- 2.Класична парадигма (модель) комунікації у вченні г.Лассуела.
- 3.Основні складові елементи комунікативного процесу.
- 5.Модель е.Ноель-Нойман («спіраль мовчання») Спираль молчания. Эффект оркестрового вагона. Сдвиг последней минуты
- 6.Комунікативні бар'єри.
- 7. Класифікація моделей комунікації. Основні структурні моделі комунікації.
- Пространство.
- 9.Поняття комунікативного дискурсу.
- 10.Особливості політичного дискурсу.
- 14.Вчення Маршала Маклюена.
- 15.Міжнародні комунікації як об’єкт дослідження.
- 17.Механізм комунікативного впливу за умов кризової ситуації
- 1. Порождение информации,
- 2. Блокирование информации.
- Коммуникативные механизмы воздействия
- 18.Підходи до визначення принципу комунікації під час переговорного процесу. Функції переговорів (інтерпретація м.М. Лебедєвої)
- Функції переговорів (інтерпретація Анцупова)
- 19.Типи масових політичних кампаній, їх принципи та елементи
- 20.Роль та місце комунікації за умов інформаційного суспільства.
- 22.Вибір тактики аргументації. Добір доказів та аргументів під час переговорів.
- Методи аргументації
- 23.Міжнародні комунікативні потоки.
- 25.Особливості міжнародних комунікацій.
- 27. Етапи розвитку масової комунікації, та її структура.
- 1.1.1. Дописемний етап доіндустріального періоду.
- 1.1.3. Друкарський етап індустріального періоду.
- 1.1.4. Аудіовізуальний етап індустріального періоду.
- 1.1.5. Новітній період розвитку масового спілкування.
- 28. Види масової комунікації.
- 1.4.1. Масмедійні комунікації.
- 1.4.2. Рекламна комунікація.
- 1.4.3. Pr-комунікації.
- 1.4.4. Пропагандистська комунікація.
- 1.4.5. Агітаційна комунікація.
- 29. Професійні комуніканти в системі масового спілкування.
- 3.1.1. Поняття про професійного комуніканта.
- 3.1.2. Професійний і соціальний аспекти діяльності професійних ко-мунікантів.
- 30. Поняття мас. Визначення мас. Види мас.
- 2.1. Поняття про маси.
- 2.1.1. Визначення маси.
- 2.1.2 Види мас.
- 31. Значення невербальної комунікації в масовому спілкуванні.
- 33. Комунікаціїї в сфері пр.
- 5.2.4. Pr-технології.
- 34. Інформаційні війни в сучасному світі.
- 1.3.3. Використання масової комунікації в інших форматах.
- 35. Масовий вплив та його різновиди. Маніпуляційний вплив.
- 4.2. Види масовокомунікаційного впливу.
- 4.2.2. Масова сугестія.
- 5.2.4. Pr-технології.
- 36. Рекламна комунікація. Її особливості.