2.Класична парадигма (модель) комунікації у вченні г.Лассуела.
Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного
человека к другому или между группами людей по разным каналам при
помощи различных коммуникативных средств. Он включает в себя
динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и
использования информации в обоих направлениях при взаимодействии
коммуникантов.
Коммуникационный процесс может приобретать различные формы в
зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых
каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количество моделей
коммуникации, представленных в научной литературе. Модель коммуникации
воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики
коммуникационного процесса в виде схемы.
Линейные модели коммуникации. Модель Аристотеля.
Аристотель выделил три компонента процесса коммуникации: “Оратор – Речь –
Аудитория”. В современном варианте она выглядит так: “Коммуникатор –
Сообщение – Адресат”. Данная модель универсальна — она отражает
практически любой коммуникативный акт.
Модель Лассуэлла разработана на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время второй мировой войны и раскрывается по
мере ответа на последовательно возникающие вопросы: Кто? Сообщает что? По
какому каналу? Кому? С каким эффектом? «Коммуникативная формула»
Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования
коммуникационного процесса, и развернутый план собственно
коммуникативного действия — в этом ее несомненное достоинство.
Кто Сообщает
что?
По какому
каналу?
Кому? С каким
эффектом?
Коммуникатор Сообщение Канал Получатель Эффект
Анализ
управления
Анализ
содержания
Анализ средств
и каналов
Анализ
аудитории
Анализ
результатов
Вместе с тем она обладает и существенным недостатком — она
монологична, в ее конфигурацию не входит обратная связь.
Модель Лассуэлла. В 1948 г. американський ученый Г. Лассуэлл предложил свою модель
коммуникации, которая раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:
• кто?
• сообщает что?
• по какому каналу?
• кому?
• с каким эффектом?
«Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру
коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.
В соответствии с этой структурой Лассуэлл выделяет следующие разделы исследования
коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий вопрос:
• анализ управления процесами коммуникации: при ответе на вопрос «кто?» рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации (в первую очередь это
сам коммуникатор);
• анализ содержания передаваемых сообщений, сюда же включается статистический анализ частоты упоминаний тех или иных фактов и событий в средствах массовой
информации;
• анализ средств и каналов, с использованием которых передаються сообщения (для массовой коммуникации это анализ работы самих массмедиа); выявление средств, адекватних характеру передаваемых сообщений и наиболее приемлемых для получателя;
• анализ аудитории (массовой, специализированной), являющийся жизненно важным для результативной коммуникации; к решению этой задачи привлекаются социологические службы, результаты деятельности которых используются профессиональными, вещательными корпорациями, рекламодателями и т.п.;
• анализ результатов («эффекта») коммуникационного воздействия; в целом результативность коммуникации ценивалась на основании возникшего интереса к содержанию сообщения.
В 1968 Г. Лассуэлл предложил более подробную версию своей модели коммуникации. Она также предполагает изучение процесса коммуникации с помощью ответов на следующие вопрос: кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Используя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом? Вопрос
кто? связан с определением источника информации, который не всегда может совпадать с
коммуникатором, непосредственно ее передающим: это может быть одно лицо, а могут быть и разные.Определить это важно для нахождения правильного ответа на второй вопрос.
Вопрос с каким намерением? — ключевой. Только уяснив истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств (коммуникатора, сообщения, канала), о выборе целевой аудитории и т.д. Четкое осознание цели (информирование, инструктирование или же мотивирование аудитории) определяет соответственно и підбор остальных компонентов коммуникации как условие ее эффективности.
Ответ на вопрос в какой ситуации? связан с определением того, в какой ситуации —
благоприятной, неблагоприятной или нейтральной — осуществляется коммуникативный акт. При этом необходимо установить наличие естественных и искусственных барьеров между коммуникатором и аудиторией, которые препятствуют доведению информации до адресата, и попытаться минимизировать их влияние. Отвечая на вопрос с какими ресурсами?, надо
знать, что к ресурсам коммуникации относят как самих специалистов-коммуникаторов, так и
финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также эффективные
коммуникативные технологии, приемы, методы и т.п.
Ответить на вопрос используя какую стратегию? — значит правильно выбрать стратегию,
следовательно, обеспечить наиболее эффективный способ достижения результативной коммуникации.Стратегия — это не только определение перспективных целей, но и подбор адекватных им средств и путей их достижения. Стратегия коммуникации определяется в первую очередь характером цели, особенностями аудитории, наличием ресурсов. При выборе стратеги руководствуются решением следующих задач: обеспечение возможно более полной информации; обеспечение надежной, быстрой и эффективной обратной связи.
Вопрос на какую аудиторию? связан с выбором аудитории коммуникации, т.е. тех, кому адресованы сообщения. Эффективность коммуникации связана с правильным выбором аудитории (массовой, специализированной, отдельных людей). Поиск «своей» аудитории и умение подобрать к ней соответствующие средства и способы коммуникативного влияния требуют високого профессионализма и владения методами и методиками конкретных социальных исследований. Отвечая на вопрос с каким результатом ?, мы подразумеваем оценку итога совокупных усилийучастников коммуникационного процесса.
Коммуникация эффективна, если поставленные цели реализованы в установленные сроки и с наименьшими издержками. Коммуникативная эффективность обусловлена изменением в знаниях и установках, убеждениях или поведения получателя информации. «Коммуникативная формула» Лассуэлла представляет собой одновременно и модель
исследования коммуникационного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия - в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем она обладает и существенным недостатком — она монологична, в ней отсутствует обратная связь, благодаря которой мы рассматриваем коммуникацию не однонаправленной и не «саму себе», а как двусторонний процесс.
- 1.Основні поняття теорії комунікації.
- 2.Класична парадигма (модель) комунікації у вченні г.Лассуела.
- 3.Основні складові елементи комунікативного процесу.
- 5.Модель е.Ноель-Нойман («спіраль мовчання») Спираль молчания. Эффект оркестрового вагона. Сдвиг последней минуты
- 6.Комунікативні бар'єри.
- 7. Класифікація моделей комунікації. Основні структурні моделі комунікації.
- Пространство.
- 9.Поняття комунікативного дискурсу.
- 10.Особливості політичного дискурсу.
- 14.Вчення Маршала Маклюена.
- 15.Міжнародні комунікації як об’єкт дослідження.
- 17.Механізм комунікативного впливу за умов кризової ситуації
- 1. Порождение информации,
- 2. Блокирование информации.
- Коммуникативные механизмы воздействия
- 18.Підходи до визначення принципу комунікації під час переговорного процесу. Функції переговорів (інтерпретація м.М. Лебедєвої)
- Функції переговорів (інтерпретація Анцупова)
- 19.Типи масових політичних кампаній, їх принципи та елементи
- 20.Роль та місце комунікації за умов інформаційного суспільства.
- 22.Вибір тактики аргументації. Добір доказів та аргументів під час переговорів.
- Методи аргументації
- 23.Міжнародні комунікативні потоки.
- 25.Особливості міжнародних комунікацій.
- 27. Етапи розвитку масової комунікації, та її структура.
- 1.1.1. Дописемний етап доіндустріального періоду.
- 1.1.3. Друкарський етап індустріального періоду.
- 1.1.4. Аудіовізуальний етап індустріального періоду.
- 1.1.5. Новітній період розвитку масового спілкування.
- 28. Види масової комунікації.
- 1.4.1. Масмедійні комунікації.
- 1.4.2. Рекламна комунікація.
- 1.4.3. Pr-комунікації.
- 1.4.4. Пропагандистська комунікація.
- 1.4.5. Агітаційна комунікація.
- 29. Професійні комуніканти в системі масового спілкування.
- 3.1.1. Поняття про професійного комуніканта.
- 3.1.2. Професійний і соціальний аспекти діяльності професійних ко-мунікантів.
- 30. Поняття мас. Визначення мас. Види мас.
- 2.1. Поняття про маси.
- 2.1.1. Визначення маси.
- 2.1.2 Види мас.
- 31. Значення невербальної комунікації в масовому спілкуванні.
- 33. Комунікаціїї в сфері пр.
- 5.2.4. Pr-технології.
- 34. Інформаційні війни в сучасному світі.
- 1.3.3. Використання масової комунікації в інших форматах.
- 35. Масовий вплив та його різновиди. Маніпуляційний вплив.
- 4.2. Види масовокомунікаційного впливу.
- 4.2.2. Масова сугестія.
- 5.2.4. Pr-технології.
- 36. Рекламна комунікація. Її особливості.