logo
Кулинич

6.Комунікативні бар'єри.

Коммуникативные барьеры.

Под коммуникативным барьером обачно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. Одно из глубочайших заблуждений состоит в том, что люди думают, будто достаточно высказать свою мысль, чтобы другие должным образом ее восприняли. В основе такого заблуждения лежит предположение, согласно

которому переданное сообщение достигает свого адресата без каких-либо изменений. В

действительности часто получается не так: одни говорят одно, а другие их слушают и понимают совсем иное. Происходит это потому, что все сообщения підвергаються воздействию многочисленных шумов и помех, значительно снижающих

результативность коммуникации.

Учесть всю совокупность искажающих сообщение факторов практически невозможно — они

слишком разнообразны. Поэтому имеют место саме разные попытки систематизации коммуникативных барьеров. Так, В. Шепель выделяет шесть наиболее явних барьеров:

♦ дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;

♦ инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами;

♦ антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;

♦ языковый барьер — существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;

♦ профессиональное неприятие некомпетентное вторжение коммуникатора в

профессиональную сферу коммуниканта;

♦ неприятие имиджа коммуникатора

В литературе по психологии принято выделять

четыре типа барьеров:

♦ фонетический — невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент,

речь с большим количеством звуков-паразитов

и т.п.;

♦ семантический — различие в системах значений слов;

♦ стилистический — несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению;

♦ логический сложная, непонятная __________или

неправильная логика рассуждений.

В теории коммуникации в качестве оснований классификации коммуникативных барьеров

целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

Барьеры, обусловленные факторами среды. К

ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

акустические помехи — шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье двери, звонки телефона и т.д.;

отвлекающая окружающая обстановка — яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет

стен в помещении, пейзаж за окном и т.д.;

температурные условия — слишком холодно или слишком жарко в помещении;

погодные условия - дождь, ветер, высокое или низкое давление и т.д.

Данный перечень внешних русловий коммуникации можно продолжить. Каждый из

перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего

влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

Технические барьеры. В технической литературе для их обозначения чаще всего

используется понятие «шумы», введенное в научный оборот автором математической теории коммуника-ции К. Шенноном. В современной коммуникативистике это понятие имеет более

широкое значение, близкое по смыслу к коммуникативному барьеру, и включает все, что

искажает (прерывает) передаваемый сигнал и в результате влияет на сообщение в целом.

Также можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые одновременно

обусловлены и человеческим фактором: неправильным использованием техники связи

(отсутствие навыков работы с соответствующей техникой, ошибка в адресе электронной почты и т.п.); неправильным выбором технического средства для

передачи сообщения и др. «Человеческие» барьеры коммуникации

можно разделить на психофизиологические и социокультурные.

Психофизиологические барьеры. Такие барьеры могут возникать вследствие каких-либо

физиологических нарушений: нарушения артикуляции, глухота, полная или частичная потеря зрения и т.д. Также на способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. Отечественный психолог Б.Д.Парыгин выделяет барьеры, связанные как с безличными механизмами социально- психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влиянием личностных индивидуальных особенностей коммуникантов.

Примером первых могут служить стереотипы восприятия партнера по общению. Примером вторах являются индивидуальные особенности личности, например, ее интровертированность.

Кроме перечисленных, к распространеннымсформам психологических барьеров относятся нервное напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву, некоторые психические состояния (индифферентность, апатия, депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, повышенная впечатлительность и др.).

Психологические барьеры выполняют две функции: 1) функция психологического препятствия; 2) функция психологической защиты, которая способствует автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную

независимость и индивидуальность.

Социокультурные барьеры. Люди — не изолированные индивиды, а общественные существа

и как таковые являются носителями определенных социальных качеств. Они являются представите лями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической группы и т.д. Все это и

порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковому, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно. В первую очередь порождают коммуникативные

барьеры социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям. Одна из главных причин этого состоит феномене «группового (общественного) сознания», которое отчетливо проявляется в сплоченных группах (общностях), особенно в таких, где есть сильный авторитарный лидер. Групповое (общественное) сознание как интегральная характеристика любой более или менее организованной или очерченной общности существует объективно независимо от

сознаний отдельных индивидов, обладает по отношению к ним принудительной силой и заставляет человека следовать нормам, принципам и правилам поведения своей группы.

Таким образом, формируясь в определенной социальной среде, человек одновременно

формируется и в определенной культурной среде. Нациям, классам, социальным, профессиональным, религиозным и иным группам свойственно создавать свою собственную, отличную от других культуру, собственные знаковые системы (языки), стереотипы

мышления и стандарты поведения, которые становятся особенно очевидны при столкновении с другими культурами. Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуникации. Наиболее очевидные среди них — лингвистические и семантические барьеры. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понищать друг друга из-за различий лексиконов — богатых у одних и ограниченных у других, из-за несовпадения тезаурусов — лингвистического смислового наполнения произносимых слов. Различаются язики не только народов, но и разных социальных групп. Очевидно, что коммуникация возможна только в том случае, если коммуниканты владеют общин кодом (системой знаков, к которой относится и язык).

Однако общности знаков, в частности языка, недостаточно для адекватной коммуникации: даже носители одного языка зачастую не понимают друг друга. Необходимо также овладеть социокультурным кодом сообщества, на языке которого осуществляется коммуникация, теми знаниями и представлениями, которые хранятся в его «когнитивной базе» -

совокупности знаний и представлений, общих для всех членов данного лингвокультурного сообщества.

Проблема культурных барьеров коммуникации это и проблема интерпретации одного и того же текста (сообщения, информации), понимаемой как расшифровка смысла, стоящего за очевидным смыслом, раскрытие более глубоких значений, заключенных в буквальном значении. Интерпретация — этоосознанная или неосознанная попутка преодолеть дистанцию между культурами коммуникантов.

Попытки такого рода не всегда бывают удачными, ибо наталкиваются на культурные стереотипы, задающие жесткие параметры «правильного» или «неправильного» истолкования текста (сообщения).

Практические выводы можно сформулировать следующим образом:

♦ никогда не следует настаивать на том, что единственно правильными являются только

те представления, которые сложились в данной культуре; необходимо знакомить с

ними представителей других культур, объясняя причины их возникновения;

♦ важно иметь правильное представление о

психологии и культуре людей, с которыми осуществляется общение; именно в недо-

оценке этого кроются причины большинства коммуникативных неудач;

♦ необходимо рассматривать сообщения с точки зрения получателей, фокусировать

внимание на получателе сообщения, его ин-тересах, чувствах, приоритетах;

♦ нужно использовать различные средства доставки сообщения;

♦ следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией получателя.

Барьеры коммуникации — помехи, мешающие осуществлению

контактов и взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они

препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в

процессе осуществления коммуникативных связей. Барьеры коммуникации

можно классифицировать по характеру действующих помех.

Технические помехи. Источником таких помех является сам канал

коммуникации (факс, телефон) и его технические неисправности.

Психологические помехи связаны с отношениями между

коммуникатором и реципиентом, их установками к каналу информации,

способам, содержанию и форме сообщения.

Психофизиологические помехи возникают из-за сенсорных

способностей, особенностей человеческого восприятия, способности

человеческого мозга к запоминанию и переработке информации.

Языковые помехи возникают на фонетическом и семантическом

уровне. На фонетическом - из-за неразличимости звуков, плохого

произношения, неприятия темпа речи, а на семантическом — по причине

непонимания обозначенного смысла.

Социальные помехи выражены в принадлежности коммуникантов к

разным социальным группам, они обусловлены социальными нормами,

запретами, ограничениями в получении информации.

Культурно-национальные помехи. Особенности в межнациональных

коммуникациях обусловлены различиями в традициях, нормах, ценностях,

оценке различных форм коммуникаций, реакции на полученную

информацию.

Неправильное или неполное понимание содержания сообщения может

быть вызвано как недостаточностью, так и избыточностью информации,

заложенной в сообщении. Недостаточность информации восполняется путем

применения повторных запросов или же домысливается, достраивается.

Проблемы информационных перегрузок решаются путем регулирования,

фильтрации, постановки на очередь сообщений. Уменьшению искажения

информации способствует также устранение посредников в потоках

информации.