Реклама в системе маркетинговых концепций
Следует отметить, что маркетинг с момента своего появления в начале ХХ в. развивался непрестанно, в соответствии с вызовами времени, в частности, в связи с постоянным ускорением научно-технического прогресса (НТП). НТП вынудил маркетологов искать адекватные пути воплощения практики, ее отражения в соответствующих теориях, так называемых концепциях маркетинга. Кроме того, под влиянием НТП изменилось и общество, и тенденции мирового рынка. В частности, переход от рынка продавца к рынку покупателя привел к последующему преобразованию трех первоначальных маркетинговых концепций к четвертой – собственно маркетингу.
Всего же классификация Филиппа Котлера, которой вслед за ним придерживаются практически все маркетологи мира (во всяком случае, маркетологи СНГ – однозначно), рассматривает пять основных концепций:
совершенствования производства;
совершенствования товара;
интенсификации коммерческих усилий;
маркетинга;
социально-этического маркетинга.
Исторически первой была концепция совершенствования производства, хотя отдельные ее элементы используются и до сих пор в условиях крупных и крупнейших предприятий – лидеров рынка (в том числе и транснациональных корпораций – ТНК). Смысл этой концепции в первую очередь связан со значительным масштабом производства в достаточной степени однородного товара (как это было при развитии автомобилизма – черного автомобиля марки «Т» Генри Форда в 20-е гг. в Америке). Производить этот однородный товар можно только в условиях ненасыщенного рынка. Впрочем, эту «ненасыщенность» можно и создать; скажем, Генри Форд для этого предпринял два экономических шага: повысил зарплату свои рабочим и снизил цену на автомобиль, то есть рынок для своего товара, по существу, создал сам.
Преимущество концепции совершенствования производства в том, что высокие показатели масштаба производства повсеместно приводят к так называемой «economyonscale» – «экономии на масштабах»: на единицу производимой продукции приходится все меньше и меньше затрат типа накладных расходов, что дает в итоге меньшую себестоимость единицы товара, следовательно, большую конкурентоспособность товара на рынке (экономия, конечно, имеет свои пределы в долгосрочном аспекте). Прибыль в этом случае на единицу продукции не велика, однако при значительном объеме реализации совокупная прибыль впечатляет.
Таким образом, эта маркетинговая концепция отводит рекламе пока еще традиционную роль: поддерживать интерес к достаточно недорогому товару, доступному широким массам населения. Здесь, пожалуй, как раз та ситуация, когда товар «сам продает себя», то есть для такого случая нет необходимости в проведении широкомасштабных рекламных компаний; роль рекламы в реализации товара скорее вспомогательная.
Вторая концепция маркетинга – концепция совершенствования товара– основана немного позже и на других предпосылках.
В ней предполагается, что для успешной реализации товара необходимо, чтобы товар отличался от товаров конкурентов в лучшую сторону. Эта концепция ближе к современному положению вещей, так как по существу предполагает неценовую конкуренцию на рынке определенного товара, что характерно для современного рынка с момента перехода его от «рынка продавца» к «рынку покупателей».
Однако возникла эта концепция задолго до оговоренного перехода, когда концепция совершенствования производства (основанная на ценовой конкуренции) стала постепенно сдавать позиции, то есть не являлась уже преобладающей на рынке.
Итак, товар настолько хорош, насколько это возможно при данных условиях производства. Что можно сделать в такой ситуации с помощью рекламы? Естественно, «отстроиться» от конкурентов для закрепления позиции на рынке и проинформировать потенциальных покупателей о существовании такого замечательного товара. Одним словом, роль рекламы здесь поневоле так же второстепенная, как и для первой описанной маркетинговой концепции.
И первая, и вторая из рассмотренных концепций «не злоупотребляют» вниманием производителя к нуждам покупателя, то есть о предварительном изучении покупательских предпочтений тогда речь вообще не велась. Но «чемпионом» по пренебрежению к своему контингенту (сегменту) является третья концепция – это концепция интенсификации коммерческих усилий.
Третья концепция предполагает априори, что товар уже имеется, то есть, произведен, и во что бы то ни стало его нужно продать. Таким образом, исходная предпосылка – это наличие у производителя определенного количества уже готовой для реализации продукции, причем реакция на нее у потенциальных потребителей заведомо неопределенна.
В этих условиях компания – производитель делает упор на «проталкивание», навязывание потребителю товара, что может сделать, наряду с прочим, агрессивная, напористая реклама. Здесь применяются все приемы и уловки, от простого информирования до личных форм продажи, от рекламы в прессе до уговоров торговых агентов, то есть от приемов достаточно пассивных до визитов на дом, убеждения, навязывания. Правда, придя в себя от этого натиска, покупатель может быстро разочароваться в купленном товаре и попытаться его вернуть. Такая практика существует во многих странах, то есть при покупке товаров, доставляемых на дом, в США, например, предусмотрен законом трехдневный «период охлаждения», в течение которого разочаровавшийся покупатель может вернуть предложенный ему искусным «агентом по продажам» (у нас – так называемым «менеджером по продажам») товар.
Естественно, что не в меру агрессивная реклама может спровоцировать и обратный результат, то есть, кроме того, что покупатель вернет данный товар, он еще может отказаться и вообще от контактов с данной фирмой – продавцом, таким образом, и от повторных покупок у нее чего бы то ни было.
Таким образом, три перечисленные и рассмотренные маркетинговые концепции различаются между собой по многим параметрам, в том числе и по степени применения рекламы, и по ее характеру в каждом отдельном случае. Общее, что их объединяет, – это исходная «точка опоры», то есть ориентированность в первую очередь на фирму – производителя, верность ее интересам, отсутствие обоснованной товарной политики. Обоснованность ей могут придать только маркетинговые исследования: исследования рынка, потребительских предпочтений, наконец, самого облика типичного потребителя данного товара (из которого затем может сложиться рекламный образ).
Вопросы исследования рынка вообще и потребностей среднего, типичного потребителя в частности, стали преобладающими только в четвертой концепции – концепции собственно маркетинга. В этой концепции товары и услуги рассматриваются не «вообще», а как средство удовлетворения имеющихся или потенциальных потребностей определенной группы покупателей, называемой рыночным сегментом. Таким образом, ценен не товар как таковой, то есть полезная в чем-то вещь, а лишь то, насколько он отвечает вкусам, запросам, традициям, привычкам данной группы потребителей.
Концепция маркетинга предполагает, что должны производиться не просто какие-то вещи, а лишь те, которые действительно необходимы. Этим обусловливается влияние маркетинга на производителей: маркетинг «заставляет» фирмы – производители изучать потребительский спрос, чтобы затем производить только те товары, на которые он предъявляется, в том числе разрабатывать товары – новинки, что особенно актуально в период ускорения НТП.
С другой стороны, маркетинг воздействует и на потребителей, убеждая их приобретать те товары, которые облегчают им жизнь, привносят разнообразие, доставляют чувственное и интеллектуальное удовольствие.
Эта сторона маркетинга не может осуществиться без использования рекламы с ее четырьмя главнейшими функциями – информативной, эмоциональной, сенсорной, прагматической. Также используются все виды рекламы: информационная (особенно для товаров-новинок), напоминающая (для товаров не первой необходимости и «отстройки» от конкурентов), поддерживающая (минимальный уровень рекламы для поддержания достаточно высокого спроса на привычные товары во избежание перехода потребителей к конкуренту, имеющему высокие затраты на рекламу).
Все исследования свидетельствуют о том, что только в комплексе маркетинга реклама приобретает максимальную эффективность, об этом же говорят и вышеизложенные характеристики концепции собственно маркетинга.
В социально-этическом маркетинге, который в настоящее время характерен для большинства развитых стран, рассматриваются не две стороны, как в концепции собственно маркетинга, а три: фирмы – производители, покупатели и общество в целом. Это более прогрессивная концепция, так как она учитывает интересы социума, общества. Исходя из позиции общества, обычно накладывается запрет на рекламу товаров так называемого иррационального спроса (алкогольные напитки, табачные изделия, наркотические вещества, оружие и т. п.). Таким образом, с одной стороны, поле деятельности рекламы должно сократиться. Однако это не совсем так: с другой стороны, появляется антиреклама на упомянутые товары и реклама здорового образа жизни, включая те товары и услуги, которые его поддерживают. Примером может служить часто появляющаяся реклама фитнесс-центров, спортивных товаров (включая собственно спортивные снаряды типа жимфлексторов), препаратов для удаления избыточного веса (хотя здесь следует проявлять осторожность), низкокалорийных и диетических продуктов питания.
Однако следует отметить, что в России, безусловно, социально-этическом маркетинг еще не является преобладающим, так как общество постсоциалистической России пока слишком неоднородно, по существу поляризовано по уровню доходов, а следовательно, и по уровню покупательной способности в виде предъявляемого на рынке спроса. Некоторые элементы этой концепции все же присутствует (см. выше), в том числе в виде социальной рекламы. Например, в настоящее время по телевидению демонстрируется реклама для водителей – любителей быстрой езды: «Проскочив на красный свет, можешь попрощаться с белым». Лаконичность и используемый видеосюжет производят впечатление и запоминаются надолго.
- Основы рекламы
- Оглавление
- Глава 1. Реклама и общество
- 1.1. Понятие, сущность и задачи рекламы
- 1.2. Виды рекламы
- 1.3. Рекламный процесс и его участники
- 1.4. Российский рекламный рынок: состояние, особенности и перспективы развития
- Объем российского рекламного рынка по данным
- Распределение долей по средствам распространения рекламы
- Место по инвестициям в рекламу в разные годы
- Региональная реклама 2002–2004 гг.
- Доля региональной рекламы 2002–2004 гг., %
- Контрольные вопросы
- Глава 2. История возникновения и развития рекламы
- 2.1. История античной рекламы
- 2.2. Реклама в западноевропейском средневековье
- Новый этап рекламы в Европе
- История отечественной рекламы
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций
- 3.1. Теория коммуникации, применимая к рекламе
- Реклама в системе маркетинговых концепций
- Система маркетинговых коммуникаций и ее составляющие
- 3.4. Стимулирование сбыта
- 3.5. Прямой маркетинг
- Паблик рилейшнз
- Отличия рекламы и паблик рилейшнз
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Средства распространения рекламы
- 4.1. Реклама в прессе
- Объем российского рекламного рынка в прессе по данным акар (рара) в 2002–2004 гг., млн дол. И в % от всего рекламного рынка
- Крупнейшие рекламодатели в печатных сми в 2004 г.
- Характеристики изданий, интересующие читателей и рекламодателей
- Характеристика рекламы в газетах и журналах
- 4.2. Реклама на телевидении
- Крупнейшие рекламодатели на национальном телерекламном рынке в 2004 г.
- Доля аудитории телеканалов
- Характеристика телеаудитории
- Анализ телерекламы
- 4.3. Реклама на радио
- Крупнейшие рекламодатели на радио в 2004 г.
- 4.4. Наружная и транзитная реклама
- Транзитная реклама
- 4.5. Реклама в кинотеатрах
- 4.6. Выставки и ярмарки
- 4.7. Другие средства распространения рекламы Печатная (полиграфическая) реклама
- Реклама в сети Интернет
- Выбор средств Интернет-рекламы в зависимости от поставленных целей и задач фирмы
- Преимущества и недостатки основных средств Интернет-рекламы
- Рекламные сувениры
- Прямая почтовая реклама (Direct mail)
- Преимущества и недостатки основных средств распространения рекламы
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Основы разработки рекламных обращений
- 5.1. Структура вербальной части рекламы
- 5.2.Имя бренда
- 5.3.Уникальное торговое предложение (утп)
- 5.4. Лексика рекламы
- 1. Слова, отвечающие основным потребностям (по а. Маслоу):
- 5.5. Аргументация в рекламе
- Молоко «Доярушка».
- Стоматологическая клиника: Береги жубы ш дештва!
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Планирование рекламной кампании
- 6.1. Понятие, виды и основные этапы планирования рекламной кампании
- 6.2. Бриф
- 6.3. Определение рекламной стратегии
- Анализ характеристик товара
- Стратегии позиционирования
- 6.4. Формирование рекламного бюджета
- 6.5. Выбор рекламных средств и носителей рекламы
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Рекламные исследования. Эффективность рекламы
- 7.1. Рекламные исследования
- Можно выделить следующие цели применения данного метода:
- Медиаисследования
- 7.2. Экономическая эффективность рекламы
- 7.3. Коммуникативная эффективность рекламы
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Мировой рынок рекламы. Кросс-культурный анализ рекламной коммуникации
- 8.1. Мировой рынок рекламы
- Стоимость брендов, лидирующих на мировом рынке, млрд дол.
- 8.2. Международная реклама
- 8.3. Кросс-культурный анализ рекламной коммуникации
- Пять измерений культуры
- Учет языковых особенностей (проблемы перевода)
- Особенности мимики и жестов
- Особенности распространения средств массовой информации, охват ими населения
- Использование цвета
- Франция
- Великобритания
- Германия
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Реклама в отраслях и сферах деятельности
- 9.1. Рекламная деятельность промышленных предприятий
- Создание промышленных брендов
- Маркетинг товаров промышленного назначения
- Рекламная деятельность оптовых предприятий
- Сотрудничество в рекламной деятельности промышленных, оптовых и розничных предприятий
- 9.2. Мерчендайзинг
- 9.3. Особенности рекламной деятельности туристических фирм
- 9.4. Реклама банковских услуг
- Контрольные вопросы