3.5. Прямой маркетинг
Прямой маркетинг (англ. –directmarketing) означает непосредственное взаимодействие продавца (производителя) с конечными потребителями данного товара.
Основные коммуникативные цели, достигаемые посредством прямого маркетинга (ПМ):
привлечение внимания потребителя;
развитие долговременных отношений с получателем информации;
стимулирование акта покупки и создание предпосылок многочисленных повторных покупок;
изучение реакции потребителя на тот или иной товар.
В настоящее время ПМ – одно из наиболее стремительно растущих направлений маркетинговых коммуникаций. По некоторым прогнозам, в ближайшие годы возрастет удельный вес продаж посредством ПМ в общем объеме сбыта в ущерб традиционным видам и формам продаж.
Основные формы ПМ:
личная (персональная) продажа;
директ-мэйл маркетинг;
каталог-маркетинг;
телефон-маркетинг;
телемаркетинг.
Личная продажа (англ. –personalselling) – главное средство ПМ, причем этот приоритет настолько явный, что во многих случаях персональная продажа непосредственно, без упоминания ПМ, представляется как один из основных элементов коммуникационного комплекса.
Личная продажа имеет множество определений, более или менее сложных. Автор предлагает свою, упрощенную формулировку, не претендующую быть универсальной.
Личная продажа – процесс взаимодействия продавца (торгового агента, коммивояжера и т. п.) с потенциальным покупателем путем личной встречи и непосредственного контакта.
Совершенно не обязательно при этом, чтобы процесс взаимодействия продавца и потенциального покупателя закончился приобретением товара, однако понятно, что этот процесс преследует именно данную цель. То, что не всегда события идут запланированным путем, не снижает значения личной продажи. В крайнем случае, торговый агент получит от клиента (клиентов) достаточно ценную информацию по поводу того, почему потребителя не интересует данный товар.
Здесь возможны следующие причины:
у потребителя уже имеется товар – аналог, приобретенный у конкурирующей фирмы, или у той же фирмы, которую представляет данный торговый агент (возможно, товар из предшествующей, несколько устаревшей серии, но еще вполне пригодный к использованию);
покупатель считает предлагаемый товар слишком дорогим для себя в принципе или в данной «финансовой» ситуации;
потребитель (покупатель, клиент) полагает, что данный товар не слишком высокого качества, на основании сопоставления его характеристик с соответствующими параметрами аналогичных изделий конкурентов;
покупатель ранее не был знаком с «сегодняшним» торговым агентом, и тот произвел на него неблагоприятное впечатление либо внешним обликом, либо чертами коммуникатора (излишняя назойливость, упрямство вместо целеустремленности, неумение уступить в дискуссии, недостаточная адаптивность к конкретной ситуации);
покупатель оценил доводы торгового агента в пользу совершения покупки как слабые, он привел свои контраргументы, и торговый работник «потерял лицо», т. е. не нашел встречных аргументов. Здесь он проявил себя как не вполне компетентный «профессионал»: не смог предложить дополнительный или альтернативный товар, не вызвал желания сотрудничать с фирмой из-за неумения продемонстрировать достоинства и преимущества товаров данной фирмы.
Разумеется, возможны и другие, более индивидуальные причины отказа от покупки предлагаемого товара, однако вышеперечисленные причины являются наиболее типичными, часто встречающимися.
Коммуникативные особенности личных продаж:
имеют непосредственный, личностный характер отношений «продавец-покупатель»;
наличие двусторонней связи, диалоговый режим общения позволяет гибко реагировать на запросы потребителя, оперативно вносить коррективы в характер и содержание коммуникаций;
процесс личной продажи предполагает определенную и немедленную реакцию со стороны покупателя;
личная продажа (ЛП) – единственная форма маркетинговых коммуникаций, непосредственно заканчивающаяся покупкой товара;
ЛП – наиболее дорогостоящий (в расчете на 1 контакт) тип коммуникации;
относительно малочисленная аудитория, охватываемая в течение одного личного контакта (недостаток).
В организационном плане персональная продажа может принимать следующие формы:
торговый агент в процессе личной продажи контактирует с одним покупателем (Avon);
торговый агент в процессе личной продажи контактирует с группой индивидуальных потребителей (Мarry Key, Zepter);
группа сбыта продавца контактирует с группой представителей покупателя (коммерческие переговоры при заключении контракта на реализацию дорогостоящего товара производственного назначения);
проведение торговых совещаний (представители фирмы-продавца встречаются одновременно с несколькими независимыми сотрудниками фирм-покупателей для обсуждения проблем, касающихся реализуемого товара);
проведение торговых семинаров (специалисты фирмы-продавца проводят учебные семинары для сотрудников фирм-покупателей, информируя о новейших технических достижениях, о товарах-новинках и т. п.).
Директ-мейл маркетинг(англ. –directmailmarketing) называют по инерции прямой почтовой рекламой, так как отправитель чаще всего обращается к адресату с письменным посланием, отправлением по почте (директ-мейлу будет посвящена отдельная тема). Он включает в себя рассылку по почте проспектов, буклетов, менее форматных печатных средств и обращений (в том числе факсимильная, электронная (E-mail)и голосовая почта).
Каталог-маркетинг(aнгл. –cataloguemarketing) – метод прямого маркетинга с использованием каталогов товаров, рассылаемых покупателям по почте либо имеющихся в магазинах.
Телефон-маркетинг(англ. –telemarketing) – предполагает установление контакта между коммуникатором и адресатом посредством телефона. Данная форма прямого маркетинга эффективна для налаживания первичного контакта как предварительная стадия для применения приемов личных продаж.
Телемаркетинг прямого отклика(англ. –direct-responsetelevisionmarketing) иногда называют еще «магазином на диване». По одному из каналов ТВ демонстрируется достаточно длительные (до 30 минут) программы, посвященные конкретным товарам. Покупатель заявляет о своем намерении приобрести представляемый товар, позвонив по указанным в ходе трансляции телефонам.
- Основы рекламы
- Оглавление
- Глава 1. Реклама и общество
- 1.1. Понятие, сущность и задачи рекламы
- 1.2. Виды рекламы
- 1.3. Рекламный процесс и его участники
- 1.4. Российский рекламный рынок: состояние, особенности и перспективы развития
- Объем российского рекламного рынка по данным
- Распределение долей по средствам распространения рекламы
- Место по инвестициям в рекламу в разные годы
- Региональная реклама 2002–2004 гг.
- Доля региональной рекламы 2002–2004 гг., %
- Контрольные вопросы
- Глава 2. История возникновения и развития рекламы
- 2.1. История античной рекламы
- 2.2. Реклама в западноевропейском средневековье
- Новый этап рекламы в Европе
- История отечественной рекламы
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций
- 3.1. Теория коммуникации, применимая к рекламе
- Реклама в системе маркетинговых концепций
- Система маркетинговых коммуникаций и ее составляющие
- 3.4. Стимулирование сбыта
- 3.5. Прямой маркетинг
- Паблик рилейшнз
- Отличия рекламы и паблик рилейшнз
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Средства распространения рекламы
- 4.1. Реклама в прессе
- Объем российского рекламного рынка в прессе по данным акар (рара) в 2002–2004 гг., млн дол. И в % от всего рекламного рынка
- Крупнейшие рекламодатели в печатных сми в 2004 г.
- Характеристики изданий, интересующие читателей и рекламодателей
- Характеристика рекламы в газетах и журналах
- 4.2. Реклама на телевидении
- Крупнейшие рекламодатели на национальном телерекламном рынке в 2004 г.
- Доля аудитории телеканалов
- Характеристика телеаудитории
- Анализ телерекламы
- 4.3. Реклама на радио
- Крупнейшие рекламодатели на радио в 2004 г.
- 4.4. Наружная и транзитная реклама
- Транзитная реклама
- 4.5. Реклама в кинотеатрах
- 4.6. Выставки и ярмарки
- 4.7. Другие средства распространения рекламы Печатная (полиграфическая) реклама
- Реклама в сети Интернет
- Выбор средств Интернет-рекламы в зависимости от поставленных целей и задач фирмы
- Преимущества и недостатки основных средств Интернет-рекламы
- Рекламные сувениры
- Прямая почтовая реклама (Direct mail)
- Преимущества и недостатки основных средств распространения рекламы
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Основы разработки рекламных обращений
- 5.1. Структура вербальной части рекламы
- 5.2.Имя бренда
- 5.3.Уникальное торговое предложение (утп)
- 5.4. Лексика рекламы
- 1. Слова, отвечающие основным потребностям (по а. Маслоу):
- 5.5. Аргументация в рекламе
- Молоко «Доярушка».
- Стоматологическая клиника: Береги жубы ш дештва!
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Планирование рекламной кампании
- 6.1. Понятие, виды и основные этапы планирования рекламной кампании
- 6.2. Бриф
- 6.3. Определение рекламной стратегии
- Анализ характеристик товара
- Стратегии позиционирования
- 6.4. Формирование рекламного бюджета
- 6.5. Выбор рекламных средств и носителей рекламы
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Рекламные исследования. Эффективность рекламы
- 7.1. Рекламные исследования
- Можно выделить следующие цели применения данного метода:
- Медиаисследования
- 7.2. Экономическая эффективность рекламы
- 7.3. Коммуникативная эффективность рекламы
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Мировой рынок рекламы. Кросс-культурный анализ рекламной коммуникации
- 8.1. Мировой рынок рекламы
- Стоимость брендов, лидирующих на мировом рынке, млрд дол.
- 8.2. Международная реклама
- 8.3. Кросс-культурный анализ рекламной коммуникации
- Пять измерений культуры
- Учет языковых особенностей (проблемы перевода)
- Особенности мимики и жестов
- Особенности распространения средств массовой информации, охват ими населения
- Использование цвета
- Франция
- Великобритания
- Германия
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Реклама в отраслях и сферах деятельности
- 9.1. Рекламная деятельность промышленных предприятий
- Создание промышленных брендов
- Маркетинг товаров промышленного назначения
- Рекламная деятельность оптовых предприятий
- Сотрудничество в рекламной деятельности промышленных, оптовых и розничных предприятий
- 9.2. Мерчендайзинг
- 9.3. Особенности рекламной деятельности туристических фирм
- 9.4. Реклама банковских услуг
- Контрольные вопросы