Существующие типологии имиджа
В рамках имиджелогии выделяют несколько типологий имиджа.
Целесообразно разделять имидж на корпоративный (имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д.) и индивидуальный (имидж политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения и т.п.). Содержание и механизмы формирования этих имиджей будут различны, но они связаны.
И в том и в другом случае, т.е. по отношению к организации и индивиду (личности), можно говорить об имидже внешнем и внутреннем. Внешний имидж организации – это её образ, представление о ней, формирующееся во внешней, окружающей её среде, в сознании «контрагентов» этой организации – клиентов, потребителей, конкурентов, органов власти, СМИ, общественности. Внешний имидж индивида складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения, а субъектом являются те люди, которые вступают с ним в прямой или опосредованный контакт.
Исследователи предлагают три возможных подхода к классификации имиджа: функциональный, при котором выделяют разные его типы, исходя из различного функционирования; контекстный, при котором эти типы находятся в разных контекстах реализации; сопоставительный, при котором сравнивают близкие имиджи.
Ф. Джевкинз, сторонник функционального подхода, предлагает следующие типы имиджа:
1. Зеркальный – имидж, свойственный нашему представлению о себе.
2. Текущий – вариант имиджа, характерный для взгляда со стороны.
3. Желаемый – тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся.
4. Корпоративный – имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы.
5. Множественный – вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.
Контекстный подход к имиджу означает, что он должен носить целостный, согласованный характер, учитывать условия реализации, а отдельные черты – не противоречить друг другу. Системный характер имиджа позволяет по одной видимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики. При этом необязательно ставить задачу завоевания всеобщей любви.
Английская исследовательница Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.
Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.
Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.
Требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.
Закрытый имидж тоже можно отнести к списку возможных имиджей. Он был характерен для многих советских руководителей. Каждый человек мог вписать в этот имидж те черты, которые сам считал для себя убедительными – как «черная дыра» он готов был принять все. И чем меньше информации будет иметь аудитория, тем серьёзнее и значительнее начинает выглядеть фигура такого руководителя (недавний пример загадочный Ким Чен Ир, молчаливо и невидимо проследовавший на бронепоезде через всю Россию для встречи с президентом В.В. Путиным).
В зависимости от сфер деятельности, от различного социального контекста, в котором формируется имидж, можно выделить имидж в политике (и политиков), имидж бизнеса, имидж масс-медиа (имидж поп-звезд), имидж организации, имидж страны. Эти имиджи различаются и по содержанию, и по механизмам их формирования, и по формам проявления.
Таким образом, формирование имиджа может и должно быть включено в систему рационального социального управления, так как здесь скрывается широкий пласт еще неиспользованных управленческих резервов. Не все практические работники, руководители осознали значение имиджа в деле презентации себя, своих фирм и организаций контрагентам и общественности, многие продолжают действовать по известному рекламному слогану: «Имидж – ничто, жажда – все!». И проигрывают в конкурентной борьбе
- 1.Основные модели коммерческих pr
- 1. “Красный директор”.
- 2. “Бухгалтер”.
- 3. “Маркетолог”.
- 4. “Модератор”.
- 2.Классификация pr
- 3.Стратегия и тактика идеи.
- 4.Рабочие уровни маркетинга pr-проекта
- 5.Основные отличия имиджа персоны от имиджа организации
- 6.Этапы и механизмы управления информацией.
- Формирований собственного информационного потока.
- 2. Сегментирование информационного потока, манипулирование информацией.
- 3. Приоритетная поставка информации, информационное партнерство.
- 4. Оптимизация формы и стиля подачи материалов.
- 7.Использование сми при осуществлении связей с общественностью.
- 8 Пресс-релиз.
- 9.Организация pr-коммуникаций: пресс-конференция, презентация, брифинг.
- Пресс-конференция.
- 2. Брифинг.
- 3. Прием.
- Презентация.
- Персональный имидж. Типология имиджа
- Существующие типологии имиджа
- Основные элементы корпоративного имиджа Принято считать, что основными составляющими имиджа фирмы являются:
- Корпоративная культура:
- Развитие отношений с обществом.
- 3.2 Специфика формирования корпоративного имиджа Coca-Cola
- 11.Подготовка к кризисам и информационная деятельность в кризисной ситуации.
- 12.Реклама и паблик рилейшнз
- По типу спонсора:
- 1.3Pr в структуре маркетинговых коммуникаций
- Связь со сми (пресса, телевидение, радио):
- 8. Другие средства паблик рилейшнз:
- 14 Стратегическое планирование pr-деятельности
- 15 Роль общественных опросов в pr
- 16 Служба pr в организации: функции, структура, состав.
- 17Специализированная pr -фирма.