logo
Кургаева Ж

4. Становление pr как области знаний и сферы деятельности.

Отношения с общественностью являлись частью системы управления обществом с самого начала его появления. Умение управлять аудиторией и влиять на общественное мнение средствами логики, риторики, сценического мастерства известны обществу еще со времен античности. В ХХ веке с развитием технических средств широкомасштабной передачи информации PR начинают обретать более современные и самостоятельные очертания.

Еще в 1900 г. Гарвардский университет США использовал бюро паблисити. В университете штата Пенсильвания в 1904 г. был создан собственный офис паблисити. В 1918 г. курс Паблик рилейшнз был включен в учебную программу университета штата Иллинойс. На первых порах PR изучались в основном на отделениях журналистики.

В числе первых курс по PR был прочитан Эдвардом Бернейзом, который считается признанным пионером PR, в 1922 г. в Нью-Йоркском университете. В 1923 г. им была написана первая книга по основам PR «Кристаллизуя общественное мнение».

Уже к началу 1930-х гг. в США PR сложились как самостоятельная функция менеджмента. В крупных компаниях (например, General Motors) появились должностные посты вице-президентов по коммуникациям или PR.

С развитием и распространением СМК (прессы, радио, кино, TV) резко увеличилась скорость достижения аудитории. Это способствовало укреплению статуса PR. Тем более, что деловая среда становится все более зависимой от общества, общественного мнения и поведения общества в отношении организации.

В 1948 г. в США создается Общество PR Америки. В 1955 г. в Лондоне создается Международная Ассоциация PR. PR формируется в самостоятельную функцию по установлению и ведению коммуникаций организации с внешней и внутренней общественностью.

В начале 1970-х гг., в период ускоренной глобализации бизнеса термин «Паблик рилейшнз» (американизм) приобретает широкую известность во всем мире, а в 1990-ые гг. и в России, где уже несколько лет существует Российская ассоциация по связям с общественностью, действует «Гильдия работников пресс-служб и служб PR в России».

В настоящее время можно выделить следующие основные направления PR-деятельности:

  1. работа по связям с государственными учреждениями и общественными организациями [«public affairs»];

  2. управление корпоративным имиджем [«corporate affairs»];

  3. создание благоприятного образа личности [«image making»];

  4. построение отношений со СМИ [«media relations»];

  5. взаимоотношения с инвесторами [«investor relations»];

  6. взаимоотношения со спонсорами;

  7. отношения с потребителями;

  8. организация специальных событий [«событийная коммуникация»];

9) управление кризисными ситуациями [«Кризисные PR»];

10) управление процессом адекватного восприятия аудиторией посылаемых ей сообщений [«message management»];

11) создание хороших отношений с персоналом («Внутренние PR»).

Следует отметить, что PR – это постоянно развивающаяся сфера деятельности, поэтому к перечисленным выше направлениям в скором будущем могут добавиться новые.