1.4 Последующие дисциплины
Данная дисциплина изучается в 5-м и 6-м семестрах на дневном отделении и в 8-м семестре на заочном отделении специальности 080504.65 - «ГМУ». На основе знаний, полученных в процессе изучения данной дисциплины, студенты разрабатывают и защищают курсовой проект.
2 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
2.1 Лекционный курс
ТЕМА 1. Управление общественными отношениями («Паблик Рилейшнз»): значение, содержание, история становления (4 часа)
Основные понятия PR: общественность, общественное мнение, массовая психология, контактные аудитории, целевая аудитория и вовлеченные группы, имидж, паблисити, позиционирование, масс-медиа.
Основные процессы PR. Становление PR как области знаний и сферы деятельности. PR и сопутствующие науки.
ТЕМА 2. Основы коммуникации и PR (4 часа)
Схема коммуникации. Детализация ее составляющих: Источник (адресант) – Сообщение – Получатель (адресат). Кодирование и декодирование сообщения.
Вербальные коммуникации в PR: публичные выступления, правила составления текстовых материалов.
Невербальные коммуникации.
ТЕМА 3. Архетипы, стереотипы, символы и мифы в общественном сознании (4 часа)
Архетипы в теории «коллективного бессознательного» К.Юнга. Классификация архетипов: универсальные, человеческие, жизненные архетипы и архетипы опыта.
Специфика символов. Роль и значение стереотипов в общественном сознании. Мифы: определение понятия. Типы мифов. Характерные черты мифологического сообщения. Распространенные мифологемы
ТЕМА 4. Стратегическое планирование и организация деятельности PR (4 часа)
Степень централизации PR. Управленческий аспект PR. Стратегический подход к планированию PR.
PR-кампания: ее составляющие и задачи. Планирование PR-кампании. Критерии ее эффективности.
Правовые аспекты общественных отношений. Роль исследований в области PR.
ТЕМА 5. PR-служба: структура и функции (4 часа)
Место PR в органах государственной власти: теоретическое обоснование. Пресс-служба Президента РФ. Управление Президента РФ по связям с общественностью. Пресс-служба Государственной Думы РФ.
PR-службы в коммерческих организациях. Специализированная PR-фирма.
ТЕМА 6. Модульные технологии в реализации PR-проектов
(4 часа)
Формула: «Идея + технологичное исполнение =
эффективный результат».
Контекст проекта. Комплект базовых материалов. Фирменный стиль. Пул информационной поддержки.
Инициирование внимания значимых государственных и общественных деятелей. Организация поездок журналистов (пресс-туры). Кульминационное действие. Критерии оценки эффективности PR-кампании.
ТЕМА 7. Процедурные технологии PR: фасилитация и медиация (4 часа)
Роль фасилитатора. Три главные составляющие фасилитации. Модель групповой эффективности: групповой процесс; групповая структура; организационный контекст. Диагноз группового поведения. Метод «мозговой атаки».
Медиация: ее роль и значение. Стадии медиаторского процесса. Медиация при решении управленческих проблем.
ТЕМА 8. Отношения со средствами массовой информации
(Media relations) (6 часа)
Массовые коммуникации и СМИ. Общие правила отношений с СМИ. Работа с прессой, радио и TV. Материалы PR для прессы: пресс-релиз, бэкграундер, медиа-кит, факт-лист, форма «вопрос-ответ», обзорная статья, авторская статья и т.д. Конструирование новостей.
Жанры информационной публицистики: репортаж, интервью, заметка, отчет, выступление.
ТЕМА 9. СМИ как инструмент политических манипуляций
(4 часа)
Основы политического манипулирования. Приемы политического манипулирования, используемые СМИ: суггестия, категоризация, убеждение, нейролингвистическое программирование, «удушение в дружеских объятиях», манипуляция опросами общественного мнения.
ТЕМА 10. Отношения с потребителями
(4 часа)
Цели отношений с потребителями. Продвижение товаров и услуг. Офис разбора претензий.
ТЕМА 11. Отношения с инвесторами (Investor relations)
(4 часа)
Организация программы отношений с инвесторами. Принципы успешного ведения коммуникаций с инвесторами. Базовая информация для инвесторов. Инструменты финансовых коммуникаций корпорации: годовой отчет, годовое собрание акционеров, специализированные средства финансовых коммуникаций.
ТЕМА 12. Спонсорство и фандрайзинг (4 часа)
Цели и задачи спонсорства. Этапы спонсоринга как технологии PR. Основные акторы рынка спонсорства. Виды спонсорства. Основные спонсируемые категории собственности. Системный цикл спонсоринга для спонсора. Системный цикл фандрайзинга для спонсируемого. Спонсорский пакет.
ТЕМА 13. Маркетинговые коммуникации и PR
(4 часа)
Коммуникации в маркетинге. Принципы коммуникационной модели маркетинга. Основные составляющие элементы рыночного пространства. Информационное поле маркетинговых коммуникаций. Ориентировочная модель маркетинговых коммуникаций.
Интегрированные маркетинговые коммуникации как новая коммуникационная технология.
ТЕМА 14. Политические PR (4 часа)
Задачи специалистов по отношениям с государством.
Лоббизм и комитеты политического действия: прямые и непрямые методы воздействия.
Работа с местными органами государственного управления и местной общественностью.
ТЕМА 15. Спин-доктор в политической сфере
(4 часа)
Определение понятия. Специфика работы спин-доктора. Устойчивые формулы коммуникационного воздействия (УФКУ) – автоматические спин-доктора. Сравнение функций журналиста и спин-доктора.
5 типов «спина». Ускорение и торможение события в новостийной плоскости. 7 этапов «жизни» события в новостийной плоскости. Управление механизмами формирования новостей как основа работы спин-доктора.
ТЕМА 16. Правительственные PR (4 часа)
«Философия» правительственных PR. Принципы коммуникации, лежащие в основе правительственных PR. Организационное построение правительственной службы PR. Конкретные задачи и пути их решения.
Перспективы развития PR в правительственных органах.
ТЕМА 17. PR-технологии в современных избирательных кампаниях (4 часа)
Общий замысел избирательной кампании. Стратегическое планирование избирательной кампании: определение ключевой проблемы и лозунга, выбор источников информации и адресной аудитории, построение «дерева целей».
Тактическое планирование: составление общего плана кампании.
ТЕМА 18. Внутренние PR (4 часа)
Принципы современных коммуникаций с занятыми.
Средства внутриорганизационных коммуникаций: листки новостей, управленческие публикации, доски объявлений, ежегодные отчеты для занятых, слухи.
Непосредственные коммуникации с руководителями.
Формирование внутренней корпоративной культуры.
ТЕМА 19. Организация специальных событий (6 часа)
Определение понятий «событийная коммуникация», «событийные конструкции», «специальные события». Церемонии открытия. Приемы. Презентации. Конференции. Дни открытых дверей. «Круглые столы». Выставки.
ТЕМА 20. Кризисные PR (4 часа)
Подготовка к кризису и его начало. Процесс управления кризисом. Коммуникации в ситуации кризиса. Рекомендации по успешному преодолению кризиса.
Комплексные циклы действий в конфликтной ситуации. Локальные приемы и механизмы управления конфликтами.
ТЕМА 21. Имидж и имиджевые коммуникации: основные понятия, модели, закономерности (4 часа)
Имидж как психологическая PR-категория. Основные характеристики имиджа. Функции имиджа. Типы имиджей. Положительные и отрицательные имиджи: общее и особенное в формировании и развитии.
Эмоциональная окрашенность имиджа. Общая модель имиджевой коммуникации. Законы сочетания имиджей.
ТЕМА 22. Инструментарий имиджелогии (4 часа)
Позиционирование, манипуляция, мифологизация, эмоционализация.
Формат, вербализация, детализация, акцентирование информации, архаизация. Замена целей, подача противоречивых сигналов, дистанцирование, метафоризация.
Визуализация, нейролингвистическое программирование, внедрение моделей восприятия, контекстное введение знаков.
ТЕМА 23. Формирование корпоративного имиджа и репутации (4 часа)
Основы для формирования позитивного имиджа организации. Структурные модели имиджа организации. Требования к названию организации. Требования к фирменному стилю. Требования к оформлению интерьера офиса. Требования к персоналу и его корпоративной культуре. Мастер-план по формированию корпоративного имиджа.
Репутация: определение понятия. Репутация и брэнд. Продвижение репутации в СМИ. Основные составляющие элементы репутации.
ТЕМА 24. Политический имидж (5 часа)
Общие характеристики политического имиджа. Требования к политическому имиджу: черты победителя, черты «отца», стереотипная многоплановость. Открытость, эффективные коммуникации. Окружение политика. Личность политика. Взаимодействие со СМИ как фактор создания позитивного политического имиджа.
Психологические модели политических имиджей.
ТЕМА 25. Технологии формирования политического имиджа (4 часа)
Формирование имиджа с опорой на «идеальный образ» кандидата. Сценарный подход. Использование социально-психологических феноменов «контраста» и «подобия». Использование закономерностей социальной перцепции. Использование вербальных и лингвистических приемов. Использование методов политической мифологии.
2.2 Практические (семинарские) занятия
Учебным планом специальности 080504.65 - Государственное и муниципальное управление предусмотрено проведение семинарских занятий по дисциплине «Управление общественными отношениями».
Цель проведения семинарских занятий – освоение лекционного материала и выработка определенных умений, связанных с процессами налаживания отношений организации с различными контактными аудиториями, а также разработки PR-проектов.
Режим проведения семинарских занятий на дневном отделении– один раз в неделю по 3 часа.
Общая продолжительность семинарских занятий и их распределение по отдельным темам согласно тематике лекционного курса представлены в таблице 3.
Конкретное содержание семинарских занятий представлено в таблице 4.
Таблица 4 – Содержание практических (семинарских) занятий
Содержание занятий | Объем в часах оч./заоч | Тема №* | |
2. Основные понятия в PR: общественность и общественное мнение, общественное настроение, лидеры мнений, целевые аудитории (ключевые аудитории, контактные аудитории), информационный повод, паблисити, позиционирование. 3. Массовый человек: психологические и коммуникативные особенности.
5. PR и сопутствующие науки.
| 4/1 | 1 | |
1. Модели коммуникации: Аристотеля, Г. Лассуэла, Р.Якобсона, Эвен-Захара И., Шеннона, Ю.Воронцова, ИСКП и др.
5. Вербальные коммуникации в PR: публичные выступления и правила составления текстовых материалов. 6.Использование и декодирование невербальных знаков в коммуникациях.
| 4/1 | 2 | |
1 Архетипы: определение понятия. Значение и роль архетипов в массовом сознании. 2 Символическая организация коммуникационного пространства. 3 Мифы: определение понятия. Характерные черты мифологического сообщения. Классификация мифов.
| 4/-- | 3 | |
1.Стратегический подход к планированию PR-деятельности.
4. Роль исследований в области PR.
| 4/1 | 4 | |
| 4/1 | 5 | |
1.Общий модуль PR-проекта: RACE [исследование–действие – коммуникация – оценка результата]. Формула: «Идея+технологичное исполнение=эффективный результат».
| 4/-- | 6 | |
1.Фасилитация: определение, основные составные компоненты и этапы.
| 4/-- | 7 | |
1. Процесс управления СМИ и информацией: характеристика основных этапов. 2. Материалы PR для прессы: пресс-релиз, бэкграундер, медиа-кит, факт-лист, форма «вопрос-ответ», обзорная статья, авторская статья и т.д. Правила составления и оформления пресс-релиза. 3. Конструирование новостей: способы усиления основного и дополнительного веса новости.
| 6/1 | 8 | |
1. Жанры информационной публицистики: репортаж, интервью, заметка, отчет, выступление. 2. Жанры аналитической и художественной публицистики: беседа, обозрение, комментарий, корреспонденция, очерк и т.д. 3. Правила: как брать и как давать интервью. 4. Фильм и аудиовизуальные средства в PR. 5.Интернет в PR.
|
| 8 | |
1 Основы политического манипулирования. 2 Суггестия как прием политического манипулирования. Виды суггестии. 3 Категоризация и убеждение: специфика и техники. 4 Нейролингвистическое программирование. 5 Манипуляция опросами общественного мнения. «Грубые» и «мягкие» формы фальсификации.
| 4/1 | 9 | |
1.Цели отношений с потребителями. 2.Продвижение товаров и услуг с помощью приемов и методов PR. 3.Офис разбора претензий. Рекламация. | 4/-- | 10 | |
1.Организация программы отношений с инвесторами. Принципы успешного ведения коммуникаций с инвесторами. 2.Базовая информация для инвесторов. 3.Инструменты финансовых коммуникаций корпорации: годовой отчет, годовое собрание акционеров, специализированные средства финансовых коммуникаций.
| 4/-- | 11 | |
1 Цели и задачи спонсорства. Виды спонсорства. 2 Этапы спонсоринга как технологии PR. 3 Основные акторы рынка спонсорства. 4 Основные спонсируемые категории собственности. 5 Системный цикл спонсоринга для спонсора. Системный цикл фандрайзинга для спонсируемого. 6 Спонсорский пакет.
| 4/-- | 12 | |
1 Коммуникации в маркетинге. Принципы коммуникационной модели маркетинга. 2 Основные составляющие элементы рыночного пространства. 3 Информационное поле маркетинговых коммуникаций. Ориентировочная модель маркетинговых коммуникаций. 4 Интегрированные маркетинговые коммуникации как новая коммуникационная технология.
| 4/-- | 13 | |
1.Государственные услуги населению: проблема качества и эффективности. 2.Работа отдела по связям с общественностью в местных органах власти. 3. Лоббирование: специфика деятельности, набор действий, методы работы.
| 4/1 | 14 | |
1 Спин-доктор: определение понятия. Специфика работы спин-доктора. 2 5 типов «спина». 3 Устойчивые формулы коммуникационного воздействия (УФКУ) – автоматические спин-доктора. 4 Управление механизмами формирования новостей как основа работы спин-доктора. 5 7 этапов «жизни» события в новостийной плоскости. Ускорение и торможение события в новостийной плоскости.
| 4/-- | 15 | |
1. Два направления гавермент рилейшнз: 1) как правительство налаживает отношения с общественностью - «сверху-вниз»; 2) как организации налаживают отношения с правительством – «снизу-вверх».
| 4/1 | 16 | |
1.Общий замысел избирательной кампании. 2.Стратегическое планирование избирательной кампании: определение ключевой проблемы и лозунга, выбор источников информации и адресной аудитории, построение «дерева целей». 3.Тактическое планирование: составление общего плана кампании
| 4/-- | 17 | |
1.Рост значимости отношений с занятыми. 2. Мероприятия специалистов PR по работе с занятыми. 3. Правила составления листков новостей, управленческих публикаций, ежегодных отчетов для занятых.
| 4/-- | 18 | |
1 Специальные события: определение понятия, специфика, общие принципы организации. 2 Работа специалиста ПР по организации презентаций, церемоний открытия, дней открытых дверей. 3 Правила организации приемов, конференций и «круглых столов». 4 Выставки: правила организации и критерии эффективности.
| 6/1 | 19 | |
1.Классификация кризисов. 2.Проблемы подготовки и управления кризисом. Необходимые шаги в случае кризисной ситуации. 3.Комплексные циклы действий в конфликтной ситуации. 4.Локальные приемы и механизмы управления конфликтами.
| 4/1 | 20 | |
1 Понятие имидж: типы и функции. 2 Положительные и отрицательные имиджи: общее и особенное в формировании и развитии. Эмоциональная окрашенность имиджа. Законы сочетания имиджей. Общая модель имиджевой коммуникации.
| 4/1 | 21 | |
1.Позиционирование, манипуляция, мифологизация, эмоционализация. 2.Формат, вербализация, детализация, акцентирование информации, архаизация. 3.Замена целей, подача противоречивых сигналов, дистанцирование, метафоризация. 4.Визуализация, нейролингвистическое программирование, внедрение моделей восприятия, контекстное введение знаков.
| 4/-- | 22 | |
1 Основы для формирования позитивного имиджа организации. 2 Структурные модели имиджа организации. 3 Мастер-план по формированию корпоративного имиджа. 4 Требования к названию организации, к фирменному стилю, к оформлению интерьера офиса, к персоналу и его корпоративной культуре. 5 Репутация: определение понятия. Основные составляющие элементы репутации 6 Репутация и брэнд. 7 Продвижение репутации в СМИ.
| 4/-- | 23 | |
1 Общие характеристики политического имиджа. 2 Требования к политическому имиджу: черты победителя, черты «отца», стереотипная многоплановость, открытость, эффективные коммуникации, окружение политика. Личность политика. 3 Психологические модели политических имиджей. 4 Взаимодействие со СМИ как фактор создания позитивного политического имиджа.
| 5/1 | 24 | |
1 Формирование имиджа с опорой на «идеальный образ» кандидата. 2 Характеристика сценарного подхода. 3 Использование социально-психологических феноменов «контраста» и «подобия». 4 Использование закономерностей социальной перцепции. 5 Использование вербальных и лингвистических приемов. 6 Использование методов политической мифологии.
| 4/1 | 25 | |
| ИТОГО | 105/12 |
|
* Нумерация соответствует тематике лекций (подраздел 2.1) |
В процессе проведения семинарских занятий применяются следующие технологии обучения:
классические семинары,
доклады студентов,
деловая игра (мозговой штурм, дискуссии в малых группах),
разработка PR-проектов.
разработка медиа-карты.
написание и оформление пресс-релизов.
составление словаря терминов.
- Ж.Ю.Кургаева управление общественными отношениями
- Введение
- 1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- 1.1 Цели преподавания дисциплины
- 1.2 Результаты, достигаемые при обучении
- 1.3 Предшествующие дисциплины
- 1.4 Последующие дисциплины
- 2.3 Использование рейтинговой системы оценки знаний
- 3 Информационно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1 Основная литература
- 3.2 Дополнительная литература
- 3.3 Темы, выносимые на срс
- Темы для самостоятельного изучения (для студентов заочного отделения)
- 3.4 Темы рефератов
- 3.5 Задания для контрольной работы (для студентов заочного отделения)
- 3.6 Ориентировочные вопросы для зачета
- 3.7 Ориентировочные вопросы для экзамена
- 3.8 Темы для курсовых проектов
- 4 Содержание основных тем курса
- Тема 1. Управление общественными отношениями (Паблик Рилейшнз): значение, содержание, история становления
- 1. Подходы к определению pr.
- 3. Определение основных понятий
- 4. Становление pr как области знаний и сферы деятельности.
- Тема 2. Организация деятельности pr
- Тема 3. Основы коммуникации
- 2. Модели коммуникации
- Тема 4. Отношения со сми (Media relations)
- Тема 5. Отношения с государством и местной властью (Политические pr)
- 1. Отделы по связям с общественностью в местных органах власти: специфика и основные направления деятельности
- 2. Лоббизм (лоббирование)
- 3. Взаимодействие государства и населения: сфера предоставления государственных услуг
- 4. Спин-доктор в политической сфере
- Тема 6. Отношения с занятыми
- Тема 7. Спонсорство. Отношения со спонсорами
- 1. Задачи, решаемые с помощью спонсорства
- 2. Основные акторы рынка спонсорства
- 1) Спонсируемые организации
- 2) Спонсоры
- 3) Спонсорские агентства и фирмы, оказывающие специализированные услуги
- 4) Профессиональные ассоциации и объединения
- 3. Виды спонсорства и основные спонсируемые категории собственности
- Спонсорство и развитие искусства
- 4. Системный цикл спонсоринга для спонсора и фандрайзинга для спонсируемого
- 5. Спонсорский пакет
- 6. Этапы самостоятельной организации проекта спонсорским агентством
- 7. Бюджет проекта и его оптимизация
- 8. Спонсорство и благотворительность
- Тема 8. Работа специалиста pr по организации специальных событий
- Ядро конференции составляют выступления авторитетов в сфере рассматриваемой проблемы (ученые, топ-менеджеры ведущих кампаний, известные руководители госаппарата)
- Тема 9. Формирование паблисити (имиджа) организации
- Содержание