Тема 4. Отношения со сми (Media relations)
Общая характеристика СМИ и общие правила организации отношений с ними.
Функции пресс-службы. Мониторинг СМИ.
Фильм и аудиовизуальные средства в PR.
Общая характеристика СМИ и общие правила организации отношений с ними
Средства массовой информации - это организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. К СМИ относятся печать, радио, телевидение, Интернет.
Создание и поддержание позитивной известности (паблисити) через ежедневную газету - задача менеджеров крупных и средних компаний. Содержание американских и немецких газет на 50-70% состоит из материалов, присылаемых редакторам специалистами по PR различных организаций.
Уникальность радио заключается в его вездесущности и общедоступности. В сборе новостей многие радиостанции полагаются на информационные агентства.
Телевидение способно создать «эффект присутствия», доверительности и диалогичности больший, чем радио и газета. «Эффект личного общения» сближает телевизионную коммуникацию с формами межличностного общения.
Общение может быть прямым и опосредованным. Массовая коммуникация всегда носит опосредованный характер, так как между отправителем и получателем есть дистанция - пространственная и/или временная.
Деятельность PR больше ориентирована публицистические жанры коммуникационных сообщений, чем на научные или художественные.
Стремление журналистов получить достоверную информацию может входить в конфликт с интересами компаний, которые стремятся представить себя с лучшей стороны.
Специалисты PR призваны дирижировать отношениями между своей организацией и СМИ, поддерживать информационный баланс двустороннего информационного взаимодействия. У каждой компании на информационном рынке должна быть своя целевая аудитория и конкретные СМИ, тематическая ниша, методы ведения работы.
В цивилизованных странах СМИ манипулировать сложно, но им можно представить точку зрения организации в той форме, в которой она может быть сообщена общественности.
Специалисты PR должны знать правила предоставления информации для СМИ, а также правила сбора и анализа информации, уже выпущенной СМИ для общественности.
К основным принципам работы организации с СМИ относятся:
гибкость и адаптивность к ситуации. Организация, которая претендует на широкую позитивную известность, должна иметь план работы с СМИ, работать по нему. Чтобы решить проблему некомпетентного и недобросовестного освещения деятельности организации в СМИ, нужно аккредитовать СМИ или персонально журналистов при организации. Для этого разрабатывается Положение об аккредитации, которое закрепляет условия, права и обязанности взаимодействия сторон - какие СМИ или журналисты получают доступ в организацию, к какой информации, для каких целей и на какие сроки.
Если «споукперсона» для СМИ представлена в единственном числе, то всем в организации должно быть известно, что лишь эта персона уполномочена сообщать информацию внешнему миру от имени организации.
Не предлагайте в качестве «споукперсоны» первое лицо организации, лучше использовать подготовленную «споукперсону», которая имеет достаточно опыта работы с причудами репортеров и СМИ. Диалог СМИ с первым лицом организации имеет смысл для компании лишь в переломные моменты ее истории.
Не ждите, пока будут собраны все факты, чтобы опровергнуть несправедливые обвинения в адрес организации. Своевременное опровержение покажет общественности, что вы не собираетесь принимать необоснованные обвинения.
Необязательно отвечать на каждый вопрос, а только на те, с которыми вы можете справиться. Интервьюируемый не должен забираться в области, в которых он ничего не смыслит, так как ситуация может оказаться опасной, когда слова будут представлены в печатном виде.
Возражайте, если ваша позиция неправильно отражена публично. Если СМИ допускает ошибки, позвоните репортеру, добейтесь исправлений. Вероятность ошибок снижает процедура предварительного согласования материала с автором до запуска в печать.
Разделяйте информацию с союзниками (занятыми, потребителями, держателями акций и т.п.), так как они могут быть полезными в работе с общественностью и СМИ.
Должностное лицо, своевременно и публично признающее свои ошибки, позволяет сохранить доверие к организации.
Функции пресс-службы. Мониторинг СМИ
Работу с прессой может выполнять: 1)пресс-специалист; 2)пресс-бюро; 3)пресс-центр или пресс-служба; 4)служба/специалист PR непосредственно; 5)внештатный работник или внешняя консультативная фирма на договорных условиях.
В крупных организациях пресс-центры чаще являются подразделениями отдела PR. В обычных случаях ответственный за связь с прессой выступает от имени организации, но в особо важных случаях - сам руководитель организации.
Функции пресс-службы:
оперативное распространение информации о деятельности организации;
организация оперативного взаимодействия компании с СМИ;
информационно-аналитическое обеспечение менеджеров и занятых организации по вопросам, которые затрагивают интересы компании;
создание информационного банка данных, фонотеки, видеотеки, которые отражают общественно-значимую деятельность организации;
организация пресс-конференций, брифингов;
оперативный сбор и экспресс-анализ материалов печати, которые имеют отношение к деятельности организации;
подготовка интервью должностных лиц организации для СМИ.
К материалам, которые предоставляются прессе относятся пресс-релизы, бэкграундеры, медиа-кит, кейс-история, факт-лист, фото, заявления и т.п.
Работа с радио и телевидением особо актуальна для крупных компаний, центральных государственных структур, политических кампаний. Работа специалиста PR с радио и телевидением предполагает знание аудиторий различных программ, выбор жанра, времени и продолжительности трансляции. Знание особенностей теле- и радио сообщений дает возможность специалисту PR эффективно работать с профессиональными журналистами, а также выполнять их функции при подготовке материалов для трансляции (особенно по каналам внутриорганизационных теле- и радиокоммуникаций.
PR чаще использует публицистический вид сообщений, который отличается документальностью, невымышленностью фактического материала.
Организация может получить более ясную информацию о том, какой портрет ей создается в СМИ, проводя мониторинг (отслеживание) позитивных и негативных упоминаний об организации в СМИ. Однако, этот метод нельзя считать точным тестом отношения аудитории.
Мониторинг СМИ полезен также для анализа и использования опыта других организаций в решении конкретных задач. Истории успеха предшественников, отраженные в СМИ, служат моделью поведения на рынке для остальных компаний.
Фильм и аудиовизуальные средства в PR.
Фильм - это средство коммуникаций с разнообразными аудиториями: от занятых и потребителей до акционеров и законодателей.
Аудитория может быть узкой, сформировавшейся и массовой.
Узкая аудитория - это, например, посетители выставочного зала или приглашенная аудитория (это может быть 6-8 директоров компаний, группа журналистов или банковских работников и т.д.).
Сформировавшаяся аудитория - это общества, которые сформировались по социальным или профессиональным критериям: спортивные клубы, партийные организации, экологические движения, научные ассоциации и т.п.
Массовая аудитория - это, как правило, аудитория, охватываемая СМИ.
Варианты использования фильма в PR:
Создание общего благоприятного впечатления о деятельности компании (7-8 минут). Это фильм-презентация.
Ознакомление общественности с общественно-значимыми проблемами (фирмы, отрасли...) и активизация деятельности целевых аудиторий по решению этих проблем.
Создание благоприятного имиджа политического лидера, движения.
Привлечение занятых.
Показ функционирования оборудования, например, в выставочном павильоне.
Учебные фильмы (например, по обучению продавцов).
Фильм-информирование занятых о жизни всей компании.
- Ж.Ю.Кургаева управление общественными отношениями
- Введение
- 1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- 1.1 Цели преподавания дисциплины
- 1.2 Результаты, достигаемые при обучении
- 1.3 Предшествующие дисциплины
- 1.4 Последующие дисциплины
- 2.3 Использование рейтинговой системы оценки знаний
- 3 Информационно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1 Основная литература
- 3.2 Дополнительная литература
- 3.3 Темы, выносимые на срс
- Темы для самостоятельного изучения (для студентов заочного отделения)
- 3.4 Темы рефератов
- 3.5 Задания для контрольной работы (для студентов заочного отделения)
- 3.6 Ориентировочные вопросы для зачета
- 3.7 Ориентировочные вопросы для экзамена
- 3.8 Темы для курсовых проектов
- 4 Содержание основных тем курса
- Тема 1. Управление общественными отношениями (Паблик Рилейшнз): значение, содержание, история становления
- 1. Подходы к определению pr.
- 3. Определение основных понятий
- 4. Становление pr как области знаний и сферы деятельности.
- Тема 2. Организация деятельности pr
- Тема 3. Основы коммуникации
- 2. Модели коммуникации
- Тема 4. Отношения со сми (Media relations)
- Тема 5. Отношения с государством и местной властью (Политические pr)
- 1. Отделы по связям с общественностью в местных органах власти: специфика и основные направления деятельности
- 2. Лоббизм (лоббирование)
- 3. Взаимодействие государства и населения: сфера предоставления государственных услуг
- 4. Спин-доктор в политической сфере
- Тема 6. Отношения с занятыми
- Тема 7. Спонсорство. Отношения со спонсорами
- 1. Задачи, решаемые с помощью спонсорства
- 2. Основные акторы рынка спонсорства
- 1) Спонсируемые организации
- 2) Спонсоры
- 3) Спонсорские агентства и фирмы, оказывающие специализированные услуги
- 4) Профессиональные ассоциации и объединения
- 3. Виды спонсорства и основные спонсируемые категории собственности
- Спонсорство и развитие искусства
- 4. Системный цикл спонсоринга для спонсора и фандрайзинга для спонсируемого
- 5. Спонсорский пакет
- 6. Этапы самостоятельной организации проекта спонсорским агентством
- 7. Бюджет проекта и его оптимизация
- 8. Спонсорство и благотворительность
- Тема 8. Работа специалиста pr по организации специальных событий
- Ядро конференции составляют выступления авторитетов в сфере рассматриваемой проблемы (ученые, топ-менеджеры ведущих кампаний, известные руководители госаппарата)
- Тема 9. Формирование паблисити (имиджа) организации
- Содержание