logo
Ответы ГЭК

(115) 2. Правовые основы оказания туристских услуг.

К основным туруслугам относят: перевозки, размещение, питание.

Услуги по организации перевозок туристов различными видами транспорта – эти услуги вкл.доставку туристов от места жительства к первому пункту обслуживания на турмаршруте и от последнего пункта к месту жительства, подвозку к началу трассы турпохода, перевозку во время экскурсии, а также перевозки туристов во время транспортных путешествий.

Регулирование воздушных перевозок во внутреннем сообщении России осуществляется Воздушным кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 19 февраля 1997 г. Этот документ направлен не только на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, но и на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Основными документами, регулирующими железнодорожные перевозки во внутреннем сообщении, являются Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» (от 25.08.1995 г.), «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (от 10.01.2003 г.), Федеральный Закон «О естественных монополиях» (от 17.08.1995 г.), «Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (от 11.03.1999 г.) и др.

Закон «О федеральном железнодорожном транспорте» определяет железнодорожный транспорт как основу транспортной системы Российской Федерации, которая должна обеспечивать потребности населения в перевозках и услугах, а также жизнедеятельность всех отраслей экономики. Кроме того, законом подчеркивается значение железнодорожного транспорта в обеспечении национальной безопасности страны и в развитии социальной сферы государства, определяются его роль и место в осуществлении международных перевозок.

Последний устав железнодорожного транспорта был принят Государственной Думой РФ в январе 2003 г. Согласно ст. 1 устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее  железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом во внутреннем сообщении регулируется:

• уставом автомобильного транспорта Российской Федерации (в ред. от 3 марта 1993 г.);

• временными правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации;

• положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами Министерства транспорта Российской Федерации и другими документами.

Важнейшим направлением деятельности турорганизации явл. оказание услуг по размещению туристов. Работу гостиниц определяют «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации От 25 апреля 1997 г. Данные правила регулируют отношения между гостиницей и клиентом.

Правила определяют:

перечень информации в «меню» отеля и в номере

расчётный час в гостинице

условия бронирования

документы для заключения договора на предоставление услуг

предоставление льгот

порядок установления цен и формы оплаты

режим работы гостиницы

условия оплаты за проживание и услуги

порядок предоставления услуг

перечень бесплатных услуг

ответственность отеля за вещи гостей

порядок обращения с забытым и найденным

условия расторжения договора

ответственность исполнителя и потребителя за предоставление услуг.

Общепит в сфере туризма выполняет ряд важных функций: закупку и хранение сырья, организацию приобретения пищи, обработку и хранение предметов сервировки, обслуживание туристов. Деятельность объектов общепита по оказанию услуг посетителям, в т.ч. туристом, ругулир-ся Правилами оказания услуг общепита, утвержден. Постановлением правит-ва РФ от 15.08.97г. (с изменениями от 21.05.01), разработ. в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей».

ПРАВИЛА оказания услуг общественного питания

  1. Услуги общественного питания (далее именуются - услуги) оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

  2. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

  3. Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах (далее именуются - нормативные документы) обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

  4. Исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания. Он должен иметь ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов.

  5. Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

Информация об услугах

Исполнитель обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления потребителя местах. Информация об оказываемых услугах должна содержать:

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

Порядок оказания услуг

Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Исполнитель обязан оказать потребителю услуги в сроки, согласованные с потребителем.

Исполнитель обязан оказать услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа.