(112) 5 Межличностное познание в общении.
Первоначально процесс познания человека в общении изучался психологией через проблемы восприятия человека человеком. Надо сказать, что из всех аспектов общения данная проблема является наиболее изученной.
Исследование механизмов и феноменов межличностного восприятия показало, что одного «восприятия человека человеком» оказывается недостаточно для полного познания людей. И впоследствии к восприятию добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Понимание - это процесс и способность личности постигать содержание и смысл явлений. Результат понимания - это само толкование постигаемого явления (текста, поведения, сновидения и т.д.). Для того, чтобы понимание произошло, явление должно быть воспринято, а его значения осмыслены.
Именно таким образом, взаимодействуя, дополняя друг друга, процессы восприятия и понимания другого человека образуют процесс познания личности (или формируют «межличностное познание»). Таким образом, познание личности ~ восприятие + понимание.
Структура процесса познания:
1. субъект восприятия (т.е. я - как субъект межличностного познания). Особенности субъекта влияют на глубину, объективность, скорость познания другого человека. Восприятие другого человека зависит от объективных (пол. возраст, национальность, темперамент) и субъективных (социальный интеллект, психическое состояние, установки, здоровье, ценностные ориентации, профессиональная деятельность) факторов.
2. объект восприятия (т.е. другой человек как предмет познания). Данный элемент структуры познания включает характеристики воспринимаемой личности (другого человека). В этом плане основным понятием является внешний облик познаваемого, включающий в себя физический и социальный аспекты. Физический облик: анатомические особенности (рост, телосложение, голова, руки, ноги и др.) - информация о возрасте, этнической принадлежности, сост. здоровья: физиологические характеристики (дыхание, кровообращение, потоотделение) - информация о возрасте, темпераменте, состоянии здоровья: функциональные особенности (осанка, поза, походка); паралингвистические особенности общения (мимика, жесты). Социальный облик: одежда, обувк украшения, аксессуары - дают информацию о чертах характера ценностных ориентациях, соц. статусе, материальном положении, национальности и др.; проксемика - дает информацию об отношениях и статусе общающихся; речевые особенности - лексика, фонетика, грамматика, подтекст - говорят о ценностных ориентациях, вкусах, социальном статусе, деловых и личностных качествах, возрасте и др. особенностях собеседника; особенности действий совершаемых объектом в различных видах деятельности (учеба, труд, игра) - позволяют определить отношение человека к деятельности, профессиональные и характерологические черты. При восприятии другого человека физические характеристики по сравнению с социальными более достоверны и проявляются раньше. Но наиболее информативны социальные особенности воспринимаемого объекта.
3. процесс познания человека человеком включает (содержание процесса): механизмы, влияющие на адекватность восприятия человека человеком в общении, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта - постоянное слежение за объектом познания, коррекция образа воспринимаемого, условия, в которых происходит восприятие - ситуация, время и место общения.
При восприятии человека и его понимании субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания:
/. Механизм интерпретации (соотнесения, отождествления) личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. В основе данного механизма лежит фундаментальное свойство человека сравнивать себя (свою личность, поведение и состояние) с другими людьми. Чем больше сходства между воспринимающим и воспринимаемым, тем легче и быстрее данный механизм срабатывает.
2. Механизм идентификации. В межличностном познании оно представляет отождествление себя с другим человеком, В случае если механизм интерпретации не срабатывает, то воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. При уподоблении другому человеку важная роль принадлежит воображению.
3. Механизм каузальной атрибуции. Данный механизм предполагает приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности.
4. Механизм рефлексии другого человека включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. Результатом рефлексии другого человека является тройное отражение, в котором представлено мнение субъекта о себе; отражен образ субъекта в понимании объекта и отражено представление объекта о субъекте. Использование данного механизма предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к саморефлексии, познанию других людей и фиксации признаков обратной связи от объекта.
- Вопросы по предмету: «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме»
- 1 Функции, методы, виды и объекты менеджмента в туристской организации.
- 2. Внутренняя и внешняя среда туристской организации.
- 3. Механические и органические организационные структуры управления в туристской организации.
- 4. Мотивационные основы управления в туристской организации.
- 5. Контроль в туристской организации.
- 6. Современные методы принятия решений в туристской организации.
- Условия эффективности управленческих решений
- Вопросы по предмету: «Экономика и предпринимательство» (часть 1) (7) 1. Место и роль социально-культурного сервиса и туризма в национальной экономике.
- (8) 2. Экономические особенности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Понятие дестинации в туризме.
- (9) 3. Экономическая и социальная эффективность туризма.
- (10) 4. Общая характеристика туристского рынка. Факторы спроса и предложения на туристские услуги.
- Вопросы по предмету: «Экономика туристского предприятия» (12) 1. Затраты предприятий и себестоимость. Понятие о составе затрат, включаемых в себестоимость. Основные элементы себестоимости.
- (13) 2. Методика расчета себестоимости турпакета туроператорских фирм.
- (14) 3. Методика расчета себестоимости экскурсий туристско-экскурсионных фирм.
- (15) 4. Методика расчета себестоимости койко-дня (одной ночевки) гостиничных и санаторно-курортных предприятий.
- (16) 5 Методика составления калькуляции блюд на предприятиях питания.
- (19) 8. Экономическая сущность основных фондов предприятий в туризме, показатели оценки их состояния и механизм воспроизводства.
- Вопросы по предмету: "Курортное дело" (22) 1. Организация курортного оздоровления в рф, использование курортных факторов в условиях современного курорта.
- (29) 8. Природно-лечебные факторы Юга России, основные курорты, особенности функционирования.
- Вопросы по предмету: «Связь с общественностью» (30) 1. Сущность и значение pr в современном обществе. Цели и задачи pr.
- (31) 2. Общая характеристика, функции специалиста по pr.
- 1.Сбор и анализ инф-ции включ. В себя:
- 2.Распространение инф-ции:
- (32) 3. Целевые аудитории в pr: понятия, виды.
- (33) 4. Управление информацией и конструирование новостей с позиций pr.
- (34) 5. Формы подачи информационно-новостных материалов с позиций pr.
- (35) 6 . Имидж фирмы и ее роль во внеценовой конкуренции.
- (37) 2. Система технического регулирования в России: принципы, цели, задачи, нормативные документы. Федеральный закон «о техническом регулировании».
- (38) 3. Стандартизация как элемент системы технического регулирования: цели, принципы, задачи, нормативные документы, органы по стандартизации. Стандарты организаций.
- (39) 4. Стандартизация и классификация туристских услуг. Основные стандарты на туристские услуги.
- (40) 5. Добровольное подтверждение соответствия и конкурентоспособность услуг. Системы добровольной сертификации услуг, знаки соответствия.
- (41) 6. Правила и схемы сертификация услуг.
- (42) 7. Сертификация систем качества и стандарты исо серии 9000. Национальные премии в области качества услуг.
- 5 Основных разделов системы исо:
- Вопросы по предмету: «Сервисная деятельность» (55) 2. Место сферы услуг в современной экономике, классификация услуг и виды сервисной деятельности.
- (57) 4. Классификация потребителей, социально-культурные, национальные демографические и природно-климатические особенности обслуживания.
- (58) 5. Обратная связь с потребителем как механизм контроля качества обслуживания, конфликты и жалобы клиентов в работе предприятий сферы услуг.
- (59) 6 Оценка качества обслуживания на предприятиях сферы сервиса, методы оценки эффективности сервисной деятельности.
- (61) 2. Внешняя макросреда маркетинга и ее структура Цели, задачи и методы анализа макросреды.
- (62) 3. Внутренняя среда маркетинга. Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Матрица swot.
- (63) 4.Сегментирование рынка в маркетинге: методы, критерии, стратегии охвата рынка.
- (64) 5. Конкурентоспособность туристского продукта. Сущность, методы анализа, показатели оценки.
- (65) 6. Ценовая политика. Определение цены. Виды цен. Методы ценообразования. Основные ценовые стратегии. Диверсификация цен.
- (66) 7. Сбытовая политика туристского предприятия. Виды, функции каналов сбыта. Вертикальные (договорные) маркетинговые системы сбыта.
- (67) 8. Маркетинговые исследования. Цели и задачи исследований. Методы маркетинговых исследований.
- Вопросы по предмету: "Реклама в социально-культурном сервисе и туризме" (68) 1. Сущность, роль, значение и функции рекламы в скСиТ.
- (69) 2. Особенности рекламы услуг скСиТ.
- (70) 3. Современный рекламный процесс. Функции субъектов рекламной деятельности.
- (73) 6. Рекламные обращения. Характеристика моделей построения рекламных обращений.
- (74) 7. Психологические особенности восприятия рекламы.
- (75) 8. Рекламная кампания, бюджет рекламной кампании.
- (76) 9. Оценка эффективности рекламной кампании.
- Вопросы по предмету: «Экскурсионно-выставочная работа»
- (82) 3. Основные принципы и методы построения выставочной экспозиции. Организационная работа по созданию и обеспечению функции выставки.
- Вопросы по предмету: «Человек и его потребности» (84) 1. Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека
- (85) 2. Потребности как предпосылка и продукт деятельности людей.
- (86) 3. Сущность и классификация потребностей.
- (87) 4. Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивация и модель поведения потребителей.
- (88) 5. Рекреационные потребности и мотивы. Систематизация туристских мотиваций.
- (89) 6. Общая модель поведения потребителей. Типы потребителей туристского продукта и их общая характеристика
- (90) 7. Факторы потребительского выбора: демографические, личностные, социальные, культурные, этнические, географические и другие.
- Вопросы по предмету «Техника и технология скСиТ» (91) 1. Научно-технический прогресс и его влияние на развитие туристской отрасли.
- Вопросы по предмету «Профессиональная этика и этикет» (98) 1. Понятие, сущность и принципы профессиональной этики.
- (99) 2. Понятие, сущность, принципы делового этикета.
- (100) 3. Этикетная атрибутика.
- (101) 4. Этикетные формы поведения на официальных встречах и приемах.
- (102) 5. Корпоративная культура философия, этика этикет и имидж фирмы.
- (103) 6. Этические качества необходимые работнику сферы обслуживания.
- (104) 7. Этические нормы руководства коллективом. Этикет руководителя.
- Требования к оформлению документов. Формуляр-образец, реквизиты, бланки.
- (106) 2. Документационное обеспечение управления в туризме. Системы документации: организацнонно-правовая, распорядительная, информационно-справочная. Назначение. Функции
- (107) 3. Документооборот в организации: параметры, пути совершенствования, технологии работы с входящими, исходящими и внутренними документами.
- Вопросы по предмету: «Психодиагностика» (108) 1. Научная психодиагностика и психологическая практика.
- (109) 2. Психология общения. Вербальные и невербальные параметры диагностики психологических особенностей партнера по общению.
- (110) 3. Экспрессия человека как психодиагностический параметр.
- (111) 4. Психологические аспекты деструктивного общения.
- (112) 5 Межличностное познание в общении.
- (113) 6. Межличностные отношения в группе.
- Вопросы по предмету: «Правовое обеспечение туризма» (114) 1. Особенности правового регулирования туристской деятельности.
- (115) 2. Правовые основы оказания туристских услуг.
- (116) 3. Понятие и структура правового статуса Федерального агентства по туризму.
- (117) 4. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере туризма.
- (118) 5. Юридическая ответственность туристских организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговые, административные и уголовные нарушения.
- (119) 6. Особенности правовой охраны и защиты прав и законных интересов предпринимателей как субъектов туристской деятельности.
- (120) 7. Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации турфирм.
- (121) Классификация предприятий сферы гостеприимства
- (123) Особенности активизации предприятий сервиса
- (4) «Правила предоставления гостиничных услуг в рф» как документ, регулирующий взаимоотношения между гостиницей и клиентом.
- (3) 3. Классификация гостиничных номеров в сфере международного туризма и на отечественном туристском рынке.
- Классы:
- (5) Задачи и функции отдела бронирования отеля. Тарифная политика отелей в отношении различных групп клиентов.
- Вопросы по предмету: «Организация службы питания в туристских и гостиничных комплексах» (19) 1. Характеристика предприятий питания в туристских комплексах.
- (23) 2. Организация питания и обслуживание участников совещаний, конференций на предприятиях рекреационного комплекса.
- (22) 3. Организация и обслуживание банкетов на предприятиях питания гостиничных комплексов.
- (20) 4. Организация питания иностранных туристов в туриндустрии.
- Вопросы по предмету: «Технологии продвижения гостиничных услуг»