logo
Ответы ГЭК

(112) 5 Межличностное познание в общении.

Первоначально процесс познания человека в общении изучался психологией через проблемы восприятия человека человеком. Надо сказать, что из всех аспектов общения данная проблема является наиболее изученной.

Исследование механизмов и феноменов межличностного восприятия показало, что одного «восприятия человека человеком» оказывается недостаточно для полного познания людей. И впоследствии к восприятию добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Понимание - это процесс и способность личности постигать содержание и смысл явлений. Результат понимания - это само толкование постигаемого явления (текста, поведения, сновидения и т.д.). Для того, чтобы понимание произошло, явление должно быть воспринято, а его значения осмыслены.

Именно таким образом, взаимодействуя, дополняя друг друга, процессы восприятия и понимания другого человека образуют процесс познания личности (или формируют «межличностное познание»). Таким образом, познание личности ~ восприятие + понимание.

Структура процесса познания:

1. субъект восприятия (т.е. я - как субъект межличностного познания). Особенности субъекта влияют на глубину, объективность, скорость познания другого человека. Восприятие другого человека зависит от объективных (пол. возраст, национальность, темперамент) и субъективных (социальный интеллект, психическое состояние, установки, здоровье, ценностные ориентации, профессиональная деятельность) факторов.

2. объект восприятия (т.е. другой человек как предмет познания). Данный элемент структуры познания включает характеристики воспринимаемой личности (другого человека). В этом плане основным понятием является внешний облик познаваемого, включающий в себя физический и социальный аспекты. Физический облик: анатомические особенности (рост, телосложение, голова, руки, ноги и др.) - информация о возрасте, этнической принадлежности, сост. здоровья: физиологические характеристики (дыхание, кровообращение, потоотделение) - информация о возрасте, темпераменте, состоянии здоровья: функциональные особенности (осанка, поза, походка); паралингвистические особенности общения (мимика, жесты). Социальный облик: одежда, обувк украшения, аксессуары - дают информацию о чертах характера ценностных ориентациях, соц. статусе, материальном положении, национальности и др.; проксемика - дает информацию об отношениях и статусе общающихся; речевые особенности - лексика, фонетика, грамматика, подтекст - говорят о ценностных ориентациях, вкусах, социальном статусе, деловых и личностных качествах, возрасте и др. особенностях собеседника; особенности действий совершаемых объектом в различных видах деятельности (учеба, труд, игра) - позволяют определить отношение человека к деятельности, профессиональные и характерологические черты. При восприятии другого человека физические характеристики по сравнению с социальными более достоверны и проявляются раньше. Но наиболее информативны социальные особенности воспринимаемого объекта.

3. процесс познания человека человеком включает (содержание процесса): механизмы, влияющие на адекватность восприятия человека человеком в общении, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта - постоянное слежение за объектом познания, коррекция образа воспринимаемого, условия, в которых происходит восприятие - ситуация, время и место общения.

При восприятии человека и его понимании субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания:

/. Механизм интерпретации (соотнесения, отождествления) личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. В основе данного механизма лежит фундаментальное свойство человека сравнивать себя (свою личность, поведение и состояние) с другими людьми. Чем больше сходства между воспринимающим и воспринимаемым, тем легче и быстрее данный механизм срабатывает.

2. Механизм идентификации. В межличностном познании оно представляет отождествление себя с другим человеком, В случае если механизм интерпретации не срабатывает, то воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. При уподоблении другому человеку важная роль принадлежит воображению.

3. Механизм каузальной атрибуции. Данный механизм предполагает приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности.

4. Механизм рефлексии другого человека включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. Результатом рефлексии другого человека является тройное отражение, в котором представлено мнение субъекта о себе; отражен образ субъекта в понимании объекта и отражено представление объекта о субъекте. Использование данного механизма предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к саморефлексии, познанию других людей и фиксации признаков обратной связи от объекта.