(109) 2. Психология общения. Вербальные и невербальные параметры диагностики психологических особенностей партнера по общению.
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Общение важная сторона жизнедеятельности человека, поскольку обуславливает всю систему психического, ее структуру и динамику развития. Общение и психика внутренне взаимосвязаны. В актах общения раскрывается субъективный, внутренний мир другого человека, предполагая тем самым наличие этого внутреннего мира.
Выделяют три уровня общения:
1-ый - макроуровень - общение на протяжении всей жизни человека. На этом уровне проявляется содержание деятельности личности через круг общения, через сложившийся стиль общения.
2-ой - мезауровень - это тематические контакты личности, реализация темы может осуществляться одним лицом, или группой, может ограничиваться одним взаимодействием, или потребовать нескольких встреч. У человека, как правило, несколько тем, которые он реализует параллельно или последовательно.
3-ий - микроуровень - элементарный акт общения - «вопрос-ответ», взгляд, рукопожатие, мимическое движение. Через элементарные единицы складываются темы, из которых складывается вся система общения.
Виды общения:
Личность-Личность (межличностное),
Личность-Группа (между личностью и группой),
Группа-Группа (межгрупповое).
Деловое - Дружеское
Вербальное - Невербальное
Непосредственное - Опосредованное.
Стороны общения:
1. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.
2. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (интерактивная сторона).
3. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга (перцептивная сторона).
Средства общения. Происхождение вербального и невербального языков. Содержание общения реализуется через средства и способы общения.
Для человека главными являются вербальные средства общения - это язык и речь.
Однако, параллельно с речевыми, используются невербальные средства общения - это внешний облик, жесты, мимика, положение партнеров по общению относительно друг друга, изображения и др.
Вербальные средства общения - язык и речь.
Язык и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики человека, связанными со всеми психическим процессами. Язык - это объективно существующее явление в духовной жизни общества. Язык является средством фиксации мысли, орудием мысли и сознание человека принимает наличие языка как факт. Язык существует в сознании непрерывно как способность мыслить. Мысли каждого человека существуют и выражаются в слове. Таким образом, благодаря языку можно наблюдать наличие мыслительных операций и формировать языковые сущности.
Самая глубокая часть языка - постоянная работа мысли - реализуется на практике как возможность говорить. Таким образом, в отличие от языка, речь имеет временную природу (в момент говорения или думания).
Совместно язык и речь образуют речевую деятельность. Виды речевой деятельности - говорение, слушание, письмо; чтение. Исходным моментом речевой деятельности является речевая ситуация - это стечение обстоятельств, побуждающих человека к речевому высказыванию. Таким образом, язык и речь являются вербальными средствами общения, при этом между ними существуют различия: язык - это объективное явление, он един для нации, народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми: а речь это психическое явление, она индивидуальна и носит отпечаток субъективною отражения объективной реальности и выражения индивидом отношения к ней.
К невербальным средствам общения относят экспрессию человека: внешний облик, жесты, мимика, позы и положения партнеров по общению относительно друг друга, изображения, танцы и т.п. Основой происхождения невербальных средств общения является энергия эмоциональных переживаний (как положительных, так и отрицательных). Организм человека не может полностью скрыть эмоцию, то есть эмоции (в силу определенных внешних или внутренних обстоятельств), не находящие выражения на одном канале, выражаются по другому каналу. Как отрицательные (фрустрация, раздражение, гнев, враждебность), так и положительные (удовольствие, симпатия, любовь) переживания - часть социального существования, поэтому, если выражение какой-то из них приостанавливается, то она более или менее заметно передается через невербальное поведение. Эти средства выражения, хотя и менее очевидны, но, одинаково понимаются многими людьми в различных культурах.
Таким образом, вербальные и невербальные средства передачи информации тесно взаимосвязаны между собой в процессе общения. Разделение их возможно только теоретически, на практике они проявляются и интерпретируются в комплексе.
- Вопросы по предмету: «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме»
- 1 Функции, методы, виды и объекты менеджмента в туристской организации.
- 2. Внутренняя и внешняя среда туристской организации.
- 3. Механические и органические организационные структуры управления в туристской организации.
- 4. Мотивационные основы управления в туристской организации.
- 5. Контроль в туристской организации.
- 6. Современные методы принятия решений в туристской организации.
- Условия эффективности управленческих решений
- Вопросы по предмету: «Экономика и предпринимательство» (часть 1) (7) 1. Место и роль социально-культурного сервиса и туризма в национальной экономике.
- (8) 2. Экономические особенности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Понятие дестинации в туризме.
- (9) 3. Экономическая и социальная эффективность туризма.
- (10) 4. Общая характеристика туристского рынка. Факторы спроса и предложения на туристские услуги.
- Вопросы по предмету: «Экономика туристского предприятия» (12) 1. Затраты предприятий и себестоимость. Понятие о составе затрат, включаемых в себестоимость. Основные элементы себестоимости.
- (13) 2. Методика расчета себестоимости турпакета туроператорских фирм.
- (14) 3. Методика расчета себестоимости экскурсий туристско-экскурсионных фирм.
- (15) 4. Методика расчета себестоимости койко-дня (одной ночевки) гостиничных и санаторно-курортных предприятий.
- (16) 5 Методика составления калькуляции блюд на предприятиях питания.
- (19) 8. Экономическая сущность основных фондов предприятий в туризме, показатели оценки их состояния и механизм воспроизводства.
- Вопросы по предмету: "Курортное дело" (22) 1. Организация курортного оздоровления в рф, использование курортных факторов в условиях современного курорта.
- (29) 8. Природно-лечебные факторы Юга России, основные курорты, особенности функционирования.
- Вопросы по предмету: «Связь с общественностью» (30) 1. Сущность и значение pr в современном обществе. Цели и задачи pr.
- (31) 2. Общая характеристика, функции специалиста по pr.
- 1.Сбор и анализ инф-ции включ. В себя:
- 2.Распространение инф-ции:
- (32) 3. Целевые аудитории в pr: понятия, виды.
- (33) 4. Управление информацией и конструирование новостей с позиций pr.
- (34) 5. Формы подачи информационно-новостных материалов с позиций pr.
- (35) 6 . Имидж фирмы и ее роль во внеценовой конкуренции.
- (37) 2. Система технического регулирования в России: принципы, цели, задачи, нормативные документы. Федеральный закон «о техническом регулировании».
- (38) 3. Стандартизация как элемент системы технического регулирования: цели, принципы, задачи, нормативные документы, органы по стандартизации. Стандарты организаций.
- (39) 4. Стандартизация и классификация туристских услуг. Основные стандарты на туристские услуги.
- (40) 5. Добровольное подтверждение соответствия и конкурентоспособность услуг. Системы добровольной сертификации услуг, знаки соответствия.
- (41) 6. Правила и схемы сертификация услуг.
- (42) 7. Сертификация систем качества и стандарты исо серии 9000. Национальные премии в области качества услуг.
- 5 Основных разделов системы исо:
- Вопросы по предмету: «Сервисная деятельность» (55) 2. Место сферы услуг в современной экономике, классификация услуг и виды сервисной деятельности.
- (57) 4. Классификация потребителей, социально-культурные, национальные демографические и природно-климатические особенности обслуживания.
- (58) 5. Обратная связь с потребителем как механизм контроля качества обслуживания, конфликты и жалобы клиентов в работе предприятий сферы услуг.
- (59) 6 Оценка качества обслуживания на предприятиях сферы сервиса, методы оценки эффективности сервисной деятельности.
- (61) 2. Внешняя макросреда маркетинга и ее структура Цели, задачи и методы анализа макросреды.
- (62) 3. Внутренняя среда маркетинга. Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Матрица swot.
- (63) 4.Сегментирование рынка в маркетинге: методы, критерии, стратегии охвата рынка.
- (64) 5. Конкурентоспособность туристского продукта. Сущность, методы анализа, показатели оценки.
- (65) 6. Ценовая политика. Определение цены. Виды цен. Методы ценообразования. Основные ценовые стратегии. Диверсификация цен.
- (66) 7. Сбытовая политика туристского предприятия. Виды, функции каналов сбыта. Вертикальные (договорные) маркетинговые системы сбыта.
- (67) 8. Маркетинговые исследования. Цели и задачи исследований. Методы маркетинговых исследований.
- Вопросы по предмету: "Реклама в социально-культурном сервисе и туризме" (68) 1. Сущность, роль, значение и функции рекламы в скСиТ.
- (69) 2. Особенности рекламы услуг скСиТ.
- (70) 3. Современный рекламный процесс. Функции субъектов рекламной деятельности.
- (73) 6. Рекламные обращения. Характеристика моделей построения рекламных обращений.
- (74) 7. Психологические особенности восприятия рекламы.
- (75) 8. Рекламная кампания, бюджет рекламной кампании.
- (76) 9. Оценка эффективности рекламной кампании.
- Вопросы по предмету: «Экскурсионно-выставочная работа»
- (82) 3. Основные принципы и методы построения выставочной экспозиции. Организационная работа по созданию и обеспечению функции выставки.
- Вопросы по предмету: «Человек и его потребности» (84) 1. Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека
- (85) 2. Потребности как предпосылка и продукт деятельности людей.
- (86) 3. Сущность и классификация потребностей.
- (87) 4. Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивация и модель поведения потребителей.
- (88) 5. Рекреационные потребности и мотивы. Систематизация туристских мотиваций.
- (89) 6. Общая модель поведения потребителей. Типы потребителей туристского продукта и их общая характеристика
- (90) 7. Факторы потребительского выбора: демографические, личностные, социальные, культурные, этнические, географические и другие.
- Вопросы по предмету «Техника и технология скСиТ» (91) 1. Научно-технический прогресс и его влияние на развитие туристской отрасли.
- Вопросы по предмету «Профессиональная этика и этикет» (98) 1. Понятие, сущность и принципы профессиональной этики.
- (99) 2. Понятие, сущность, принципы делового этикета.
- (100) 3. Этикетная атрибутика.
- (101) 4. Этикетные формы поведения на официальных встречах и приемах.
- (102) 5. Корпоративная культура философия, этика этикет и имидж фирмы.
- (103) 6. Этические качества необходимые работнику сферы обслуживания.
- (104) 7. Этические нормы руководства коллективом. Этикет руководителя.
- Требования к оформлению документов. Формуляр-образец, реквизиты, бланки.
- (106) 2. Документационное обеспечение управления в туризме. Системы документации: организацнонно-правовая, распорядительная, информационно-справочная. Назначение. Функции
- (107) 3. Документооборот в организации: параметры, пути совершенствования, технологии работы с входящими, исходящими и внутренними документами.
- Вопросы по предмету: «Психодиагностика» (108) 1. Научная психодиагностика и психологическая практика.
- (109) 2. Психология общения. Вербальные и невербальные параметры диагностики психологических особенностей партнера по общению.
- (110) 3. Экспрессия человека как психодиагностический параметр.
- (111) 4. Психологические аспекты деструктивного общения.
- (112) 5 Межличностное познание в общении.
- (113) 6. Межличностные отношения в группе.
- Вопросы по предмету: «Правовое обеспечение туризма» (114) 1. Особенности правового регулирования туристской деятельности.
- (115) 2. Правовые основы оказания туристских услуг.
- (116) 3. Понятие и структура правового статуса Федерального агентства по туризму.
- (117) 4. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере туризма.
- (118) 5. Юридическая ответственность туристских организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговые, административные и уголовные нарушения.
- (119) 6. Особенности правовой охраны и защиты прав и законных интересов предпринимателей как субъектов туристской деятельности.
- (120) 7. Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации турфирм.
- (121) Классификация предприятий сферы гостеприимства
- (123) Особенности активизации предприятий сервиса
- (4) «Правила предоставления гостиничных услуг в рф» как документ, регулирующий взаимоотношения между гостиницей и клиентом.
- (3) 3. Классификация гостиничных номеров в сфере международного туризма и на отечественном туристском рынке.
- Классы:
- (5) Задачи и функции отдела бронирования отеля. Тарифная политика отелей в отношении различных групп клиентов.
- Вопросы по предмету: «Организация службы питания в туристских и гостиничных комплексах» (19) 1. Характеристика предприятий питания в туристских комплексах.
- (23) 2. Организация питания и обслуживание участников совещаний, конференций на предприятиях рекреационного комплекса.
- (22) 3. Организация и обслуживание банкетов на предприятиях питания гостиничных комплексов.
- (20) 4. Организация питания иностранных туристов в туриндустрии.
- Вопросы по предмету: «Технологии продвижения гостиничных услуг»