logo
Ответы ГЭК

(109) 2. Психология общения. Вербальные и невербальные параметры диагностики психологических особенностей партнера по общению.

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Общение важная сторона жизнедеятельности человека, поскольку обуславливает всю систему психического, ее структуру и динамику развития. Общение и психика внутренне взаимосвязаны. В актах общения раскрывается субъективный, внутренний мир другого человека, предполагая тем самым наличие этого внутреннего мира.

Выделяют три уровня общения:

1-ый - макроуровень - общение на протяжении всей жизни человека. На этом уровне проявляется содержание деятельности личности через круг общения, через сложившийся стиль общения.

2-ой - мезауровень - это тематические контакты личности, реализация темы может осуществляться одним лицом, или группой, может ограничиваться одним взаимодействием, или потребовать нескольких встреч. У человека, как правило, несколько тем, которые он реализует параллельно или последовательно.

3-ий - микроуровень - элементарный акт общения - «вопрос-ответ», взгляд, рукопожатие, мимическое движение. Через элементарные единицы складываются темы, из которых складывается вся система общения.

Виды общения:

Личность-Личность (межличностное),

Личность-Группа (между личностью и группой),

Группа-Группа (межгрупповое).

Деловое - Дружеское

Вербальное - Невербальное

Непосредственное - Опосредованное.

Стороны общения:

1. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.

2. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (интерактивная сторона).

3. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга (перцептивная сторона).

Средства общения. Происхождение вербального и невербального языков. Содержание общения реализуется через средства и способы общения.

Вербальные средства общения - язык и речь.

Язык и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики человека, связанными со всеми психическим процессами. Язык - это объективно существующее явление в духовной жизни общества. Язык является средством фиксации мысли, орудием мысли и сознание человека принимает наличие языка как факт. Язык существует в сознании непрерывно как способность мыслить. Мысли каждого человека существуют и выражаются в слове. Таким образом, благодаря языку можно наблюдать наличие мыслительных операций и формировать языковые сущности.

Самая глубокая часть языка - постоянная работа мысли - реализуется на практике как возможность говорить. Таким образом, в отличие от языка, речь имеет временную природу (в момент говорения или думания).

Совместно язык и речь образуют речевую деятельность. Виды речевой деятельности - говорение, слушание, письмо; чтение. Исходным моментом речевой деятельности является речевая ситуация - это стечение обстоятельств, побуждающих человека к речевому высказыванию. Таким образом, язык и речь являются вербальными средствами общения, при этом между ними существуют различия: язык - это объективное явление, он един для нации, народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми: а речь это психическое явление, она индивидуальна и носит отпечаток субъективною отражения объективной реальности и выражения индивидом отношения к ней.

К невербальным средствам общения относят экспрессию человека: внешний облик, жесты, мимика, позы и положения партнеров по общению относительно друг друга, изображения, танцы и т.п. Основой происхождения невербальных средств общения является энергия эмоциональных переживаний (как положительных, так и отрицательных). Организм человека не может полностью скрыть эмоцию, то есть эмоции (в силу определенных внешних или внутренних обстоятельств), не находящие выражения на одном канале, выражаются по другому каналу. Как отрицательные (фрустрация, раздражение, гнев, враждебность), так и положительные (удовольствие, симпатия, любовь) переживания - часть социального существования, поэтому, если выражение какой-то из них приостанавливается, то она более или менее заметно передается через невербальное поведение. Эти средства выражения, хотя и менее очевидны, но, одинаково понимаются многими людьми в различных культурах.

Таким образом, вербальные и невербальные средства передачи информации тесно взаимосвязаны между собой в процессе общения. Разделение их возможно только теоретически, на практике они проявляются и интерпретируются в комплексе.