logo
Ответы ГЭК

Вопросы по предмету: «Психодиагностика» (108) 1. Научная психодиагностика и психологическая практика.

В психологии используются как общенаучные, так и специально-психологические методы получения информации. Общенаучные методы познания: Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Метод моделирования (если объект исследование недосягаем, используется объект-заместитель или макет). Эксперимент и наблюдение.

Методы психологии.

Основные: Наблюдение, Эксперимент.

Вспомогательные: Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, проективные методики и др.); анализ продуктов деятельности; биографические методы и др. Таким образом, психодиагностические методы относят к вспомогательным методам психологии.

Чувства человека, его переживания, установки, картина мира, структура взаимоотношений с окружающими являются совокупностью явлений, составляющих психодиагностические поле личности. Для такого проникновения необходимы специальные психодиагностические методы. Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков проявления определенного психического состояния, структуры, процесса - к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных» у объекта исследования.

Современная психодиагностика как самостоятельная наука основана на двух дисциплинах: психологии экспериментальной и дифференциальной. Из экспериментальной заимствованы экспериментальные процедуры, позволяющие фиксировать те или иные психические особенности. В эксперименте, который всегда проводится для подтверждения или опровержения некоторых Теоретических предположений, гипотез, предполагается, что большинство испытуемых будут действовать примерно одинаково. Но в отличие от эксперимента в психологии, в психодиагностике прослеживается обратная тенденция: считается успешной именно та процедура, которая дает максимальный разброс результатов (дифференцирующая сила методики).

Непосредственно начало психологическому тестированию было положено в конце XIX века. Первыми были простые тесты, разработанные биологом Ф,Гальтоном; такие как, например, линейка для измерения глазомера, свисток для определения высоты звука и т.п. Ф. Гальтон первым применил анкетирование и технику свободных ассоциаций. Далее были разработаны «умственный тест» (1890, Дж.Кеттел), методика «Счет с наращиванием» для диагностики объема оперативной памяти (Э. Крепелин). Первым интеллектуальным тестом стала шкала Бине-Симона, разработанная в 1905 году. Здесь было введено понятие «умственный возраст». IQ определялся как отношение между умственным возрастом и фактическим (хронологическим) возрастом, умноженное на 100%.

Другим направлением психодиагностики стала разработка личностной психодиагностики. Началом такого тестирования можно считать использование Э Крепелиным и Р.Соммером методики свободных ассоциаций для обследования больных с психическими отклонениями. Ассоциативный эксперимент стимулировал появление ряда проективных методик типа «Незаконченное предложение» для изучения личностных особенностей. Но самой популярной проективной психодиагностической методикой стал тест «Чернильные пятна» Германа Роршаха. Он предъявлял людям с различными психическими нарушениями чернильные пятна, оставленные на бумаге, и выяснял какие ассоциации они вызывают. Обобщив полученные результаты, он пришел к выводу, что существует связь между ответами и характером психического заболевания.

Термин «психодиагностика» заимствован психологией из медицины (точнее из психиатрии) и означает распознавание состояния определенного объекта путем регистрации его параметров и соотнесения их с некоторой диагностической категорией (постановка диагноза), позволяющей спрогнозировать дальнейшее развитие событий и наметить пути воздействия для достижения нужного результата.

В настоящее время психодиагностика это область психологической науки, разрабатывающей методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, и психологической практики, в ходе которой используются те или иные психодиагностические методы и методики для постановки диагноза конкретному человеку.

Объектом изучения психодиагностики как науки является человек, обладающий психикой. Основным методом психодиагностики как науки является дифференциально-диагностическое исследование - комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции (нахождение скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков, по которым можно судить о заданном свойстве, на создание и испытание методик регистрации обнаруженных признаков. Результатом работы в данном направлении считается разработка и/или внедрение в практику психодиагностических методик.

Практическая психодиагностика проводит обследование испытуемых с использованием уже разработанных теоретиками психодиагностических методов и методик, результатом чего является получение информации о психических свойствах и особенностях конкретных людей.

Общепринятыми являют три критерия классификации психодиагностических методик:

  1. По типу диагностируемых психологических свойств методики психодиагностики можно разделить на следующие группы:

методики диагностики познавательных способностей (оценки особенностей восприятия,, памяти, внимания, интеллекта, креативности); специальных способностей (музыкальных, актерских, технических, деловых качеств и т.д.); личностных черт; самосознания; индивидуального сознания; мотивационной сферы и др.,

2. Мера «объективности - субъективности» результатов психодиагностических методик является следующим критерием их классификации. В случае объективных методик влияние психодиагноста на результаты минимально, при применении субъективных методик результаты обследования зависят от опыта и интуиции исполнителя.

3. Необходимость выполнения психодиагностом различных технологических операций является еще одним критерием для классификации методик. В этом классе выделяют: