logo search
Кулинич

7. Класифікація моделей комунікації. Основні структурні моделі комунікації.

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного

человека к другому или между группами людей по разным каналам при

помощи различных коммуникативных средств. Он включает в себя

динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и

использования информации в обоих направлениях при взаимодействии

коммуникантов.

Коммуникационный процесс может приобретать различные формы в

зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых

каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количество моделей

коммуникации, представленных в научной литературе. Модель коммуникации

воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики

коммуникационного процесса в виде схемы.

Линейные модели коммуникации. Модель Аристотеля.

Аристотель выделил три компонента процесса коммуникации: “Оратор – Речь –

Аудитория”. В современном варианте она выглядит так: “Коммуникатор –

Сообщение – Адресат”. Данная модель универсальна — она отражает

практически любой коммуникативный акт.

Модель Лассуэлла разработана на основе опыта ведения пропаганды в

армейских подразделениях во время второй мировой войны и раскрывается по

мере ответа на последовательно возникающие вопросы: Кто? Сообщает что? По

какому каналу? Кому? С каким эффектом? «Коммуникативная формула»

Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования

коммуникационного процесса, и развернутый план собственно

коммуникативного действия — в этом ее несомненное достоинство.

Кто Сообщает

что?

По какому каналу?

Кому? С каким эффектом?

Коммуникатор Сообщение Канал Получатель Эффект

Анализ управления

Анализ содержания

Анализ средств и каналов

Анализ аудитории

Анализ результатов

Вместе с тем она обладает и существенным недостатком — она монологична, в ее конфигурацию не входит обратная связь.

Модель Шеннона—Уивера. Эта модель представляет собой графическое подобие предыдущей.

К. Шеннон ввел понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности.

Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними

факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и

возможность восприятия приемником. Негэнтропия (отрицательная

энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное

сообщение все же получено приемником благодаря его способности

распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую

информацию. Преодоление шумов может быть достигнуто путем

использования избыточности сигналов. Избыточность в технике

коммуникации достигается либо многократным повторением одного и того

же сигнала (информации), либо его дублированием с использованием

других каналов связи. Таким образом, возникает модель двух- или

многоканальной коммуникации.

Математическая теория связи Шеннона абстрагируется от содержания

(смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь целиком на ее

количестве: неважно, какое сообщение передается, важно лишь, какое

количество сигналов передается.

Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло

представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако

модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична —

отражает преимущественно технические способы коммуникации; она

абстрагируется от смысла передаваемой информации, уделяя внимание

только ее количеству; коммуникативный процесс в данной модели носит

линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.

Модель М. де Флер. За основу этой модели взята идея, что посланное и

полученное сообщения не всегда совпадают.

В коммуникативном процессе первоначальная идея («значение»)

трансформируется в «сообщение», которое отправитель затем переводит в

«информацию», посылаемую по каналу получателю. Получатель

декодирует «информацию» в «сообщение», которое в свою очередь

трансформируется в месте назначения в идею («значение»). Если между

первым и вторым «значениями» есть соответствие, то коммуникация

состоялась. Однако полное соответствие является весьма редким.

Де Флер вводит понятие обратной связи. Обратная связь дает

возможность коммуникаторам увеличить соответствие между

отправленным и принятым значениями.

Модель двухступенчатой коммуникации была разработана П.

Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ при исследовании массовых

коммуникаций. Исследования показали, что информация, поставляемая

СМИ, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а в

два этапа. На первом этапе передаваемая информация достигает особой

категории влиятельных и активных людей — «лидеров мнений» — через

формальные каналы коммуникации — СМИ. На втором этапе лидеры

передают послание дальше в межличностном общении.

Последующие исследования привели к модификации данной теории и

созданию концепции многоступенчатого потока информации, так как

выяснилось, что «лидеры мнений» имеют в свою очередь собственных

«лидеров мнений» и обращаются к ним за информацией.

Нелинейные модели коммуникации. Линейные модели, благодаря

упрощениям, облегчают понимание последовательности событий. Однако в

реалии коммуникация представляет собой сложное многоуровневое и не

всегда последовательное действие субъектов, обменивающихся

информацией.

Получившая наибольшее распространение нелинейная модель

коммуникации разработана Теодором Ньюкомбом. Модель имеет вид

равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант,

коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта с

коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и

без учета таковой.

В циркулярной коммуникации, в отличие от линейной, человек

одновременно и постоянно выступает и как источник, и как получатель

информации. Циркулярную модель коммуникации представил немецкий

коммуникативист Г. Малецке.

Где, К – коммуникатор; С – сообщение; Р – реципиент.

В модели Малецке большое значение придается принципу детерминизма:

уникальное сочетание факторов, сложившееся в данный момент в звене

коммуникатора, порождает четко (ими) заданное коммуникативное

поведение, которое накладывается на ситуацию в звене получателя и влечет

закономерные, предсказуемые последствия. Предсказуемость - ценнейшее

качество модели, позволяющее прогнозировать исход коммуникативной

ситуации и управлять ею.

8.Організація простору та часу комунікативного процесу.

У каждой культуры своя логика, свое представление о мире. То, что значимо в одной культуре, может быть несущественным в другой. Поэтому важно всегда с уважением смотреть на своего партнера с иной культурой. Он действительно другой, и это его право. Ваше уважение к нему состоит не только в заинтересованности, но и в знании некоторых особенностей жизни его страны. У нас даже могут быть разные приоритеты в еде, одежде и т.п. К примеру, посмотрим на различия в толковании времени и пространства в разных культурах.

Время.

Если западная культура четко измеряет время и опоздание, например, рассматривается как провинность (вспомним "Точность - вежливость королей"), то у арабов, в Латинской Америке и в некоторых странах Азии опоздание никого не удивит. Более того, если вы хотите, чтобы с вами имели дело достаточно серьезно, вам необходимо потратить какое-то время на произвольные (ритуальные) беседы. Мало того, вы не должны проявлять поспешность, так как может возникнуть культурный конфликт: "Арабы рассматривают питье кофе и разговоры как "делание чего-то", в то время как американцы смотрят на это как на пустую трату времени" [452, р. 9]. Соответственно арабы рассматривают точные сроки как личную обиду. Или зфиопы смотрят на то, что делается долго, как на очень престижное дело: чем дольше, тем, соответственно, лучше.