logo search
Основы рекламы_Бернадская

История отечественной рекламы

Многими исследователями делается вывод, что до татаро-монгольского нашествия протореклама развивалась на Руси синхронно с Западной Европой. Естественная эволюция рекламы на Руси была прервана татарским игом, и затем 200-летнее господство монголо-татар определило дальнейшее отставание России от Европы по ряду коммуникативных направлений. К проторекламе в России в первую очередь относят свинцовые пломбы с имевшимися на них печатными знаками, от простых до самых сложных. Доказано, что самые простые клеймана свинцовых пломбах означают низкий ранг их владельца. И, наоборот, с повышением ранга владельческие знаки, как правило, усложняются. Кроме свинцовых пломб, существовали перстни-печатки, торговые пломбы, ремесленнические клейма. По мнению академика Рыбакова, в этот период в крупных российских городах начинала формироваться система ремесленнических братств и купеческих гильдий со своей символикой. В частности, он выделяет две купеческие гильдии в Новгороде, одна из которых объединяла купцов, торгующих внутри России, другая – купцов, торговавших за границей. И те, и другие имели свою символику.

В

Рис.2.7. Знаки Рюриковичей на свинцовых пломбах

России сXVв. известно о функционировании государственных глашатаев, т. е. царских глашатаев-вестников. СXVв. стало обычным провозглашать правительственные указы с Красного крыльца на Ивановской площади. Крики глашатаев пересиливали торговые шумы, раздававшиеся от торговых палаток, которые находились рядом с Кремлем. Второе традиционное место Москвы, где слышались возгласы вестников, – это Лобное место. Здесь помимо казней и, даже в первую очередь, провозглашались самые главные манифесты, сообщения об очередных коронациях, главнейшие новости, включая приезд иностранных послов, коронованных особ и др. С концаXVIв., после начала книгопечатания на Руси, у Спасской башни создается еще одно место постоянного распространения информационной продукции в виде печатных и рукописных книг, летучих листков, лубочных картинок. Там же нанимались на служение обеден священники. В этих случаях элементы конфессиональной рекламы настолько тесно смыкались с народным творчеством, что специфика ее растворялась. До нас не дошло источников, которые бы содержали российские «крики улиц» в противовес имеющимся «Крикам Парижа», «Крикам Рима», «Крикам Лондона».

Фольклорная устная реклама в России может быть условно разделена на два ведущих направления. Первое направление – это реклама разносчиков, коробейников, бродячих ремесленников. Некоторые из них постоянно обходили одни и те же кварталы, некоторые появлялись в тех или иных местах случайно. Второе направление – это реклама стационарных зазывал, которые вырабатывали свои, более агрессивные, в то же время, более изобретательные, чем разносчики, приемы устной рекламы. Хотя «Криков Москвы» или «Криков Санкт-Петербурга» не существует, но во многих бытовых очерках и в ряде воспоминаний есть свидетельства того, каким образом уличные разносчики рекламировали свой товар. В частности, один из авторов говорит: «Уличных разносчиков появлялось особенно много с весны: моченые яблоки, «апельсины-лимоны хороши», моченые груши с квасом, овощи и ягоды, мороженое, гречники, поливавшиеся постным маслом, всевозможные пирожки и другие снеди… Торговали всякой мелочью, лакомствами, а летом ягодами и фруктами с лотков и ларей…». Как мы видим, разносчики сообщали о своем товаре очень кратко, например, – «пирожки горячие», что можно услышать и по сей день.

Гораздо более многословными и эмоционально более насыщенными были рекламные зазывы коробейников, которые развозили вначале предметы ремесла, а впоследствии книжную и лубочную продукцию по селам и деревням. Мастерство устной рекламы у коробейников, ходивших с товарами по соседним губерниям, достигало виртуозности. Фольклорное рекламное творчество было ярким, шумным, веселым и хитроумным, а поэтому и эффективным. В такой рекламе выделяются жанровые варианты –закличкииприбаутки. Это малоформатные жанры, представленные либо рифмованным двустишием, либо четверостишием. Как правило, закличка отличается от прибаутки тем, что она обращает больше внимания на достоинства рекламируемого товара. Прибаутка же делает акцент на эмоциональной стороне рекламы, на ценностный аспект она не обращает особого внимания, но привлекает к себе слушателей балагурством, ассоциациями и народным стихотворчеством.

Как мы видим, все же в устном рекламировании бродячих торговцев, а так же коробейников многословие было достаточно редким, и с ним контрастирует агрессивная реклама стационарных зазывал небольших купеческих предприятий (лавок). Здесь наиболее расторопные приказчики должны были караулить у дверей прохожих, и не только любезно предлагать им зайти в лавку-магазинчик, но и буквально затаскивать людей туда силой. На примере Гиляровского можно привести небольшую картинку из московской жизни, когда он рассказывает, как завлекали в лавки готового платья на Старой площади в Москве. Он говорит: «И здесь, так же как на Сухаревке, насильно затаскивали покупателя. Около входа всегда галдеж от десятка «зазывал», обязанностью которых было хватать за полы проходящих по тротуарам и тащить их непременно в магазин, не обращая внимания, нужно или не нужно им готовое платье». Далее Гиляровский приводит диалог между продавцами и покупателем, когда, как только достигался первый успех в продаже товара, тут же потенциальный покупатель попадал под агрессивный форсированный рекламный нажим. В результате, если удалось затащить в лавку покупателя, то он бывал вынужден купить не ту, так другую вещь, не для себя, так для супруги, детей или даже для слуг. Гиляровский подчеркивает, что зазывалы были великими мастерами своего дела.

Н

Рис. 2.8. Московские торговцы (сбитнем и лубками)

а Руси сXVIIв. существуетлубок– это народное изображение, образцы которого были впервые завезены итальянскими купцами в серединеXVIIв. (рис. 2.8). Они быстро получили настолько широкое распространение, что началось активное ремесленное их производство. Лубки делались методом ксилографии, т. е. прорезания контуров рисунка по деревянной доске. Отпечатанные с досок несколько сотен черно-белых оттисков отдавались другим группам художников, если их так можно назвать, для раскраски. Лубки были очень красочными с сочетаниями ярких контрастов и создавали впечатление веселой праздничности. Именно из-за этого, как полагает автор, их называли потешными листами. Но в основе сюжетов лубков были не только потешные сцены, а и религиозные сюжеты. Потешные сцены представляли собой карикатуру или сатиру на какое-либо развитое социальное явление. Например, вXVIIIв. появился лубок, рекламирующий иноземную модную продукцию, которой тогда являлись французские товары типа помады, духов, одним словом, косметики и парфюмерии. Хотя этот лубок был выполнен в жанре сатиры, т. е. пародировал увлечение русских аристократов иноземными товарами, он в то же время и рекламировал эти товары, так как заставлял задуматься о самой сути предмета, изображенного на лубке.

Другим видом изобразительного городского фольклора были живописные вывески. До появления вывесок, как и на Западе, непосредственно выкладывался товар или продукты ремесла на подоконники или выдвижные столы для всеобщего обозрения. В частности, по свидетельствам современников, лавка торговца обувью была оснащена следующим образом: к козырьку над прилавком были подвешены сапоги, что и свидетельствовало о предмете торговли. Таким образом заменялась и вывеска, и витрина. К концу XVIIв. в российский быт проникает живописная вывеска, которая в своих ранних образцах опирается на лубок, лубочное творчество. Некоторые из исследователей отмечают, что с изобразительной стороны вывески были чрезвычайно близки лубку по цвету и композиции, по способу подачи материала, по ориентации на посетителя из народа. На них присутствовал как цвет, так и в целом графическое изображение, рисунок и подпись. Это три основные компонента, которые в результате должны были раскрыть содержание объекта и заинтересовать потребителя. Обычно в центре живописных вывесок помещался предмет торговли, изображенный подчас достаточно примитивно, очень колоритно раскрашенный и привлекавший покупателей тем, что предметы были не совсем привычного цвета, форм и т. д.

Имелись некоторые отличия вывесочной рекламы на Западе и в России. В частности, по свидетельствам современных авторов, для западноевропейских городов с их узкими улицами характерны кронштейны с двусторонними изображениями, в то время как в российских городах, с их сравнительно широкими улицами, активно применялись плоскостные настенные вывески, крупные и яркие. В то же время некоторые вывесочные изображения были достаточно неказистыми, Поэтому Камерколлегия в 1749 г. издает указ, запрещающий появление примитивных картинок. Однако, как и в Западной Европе, полностью этому указу торговцы не следовали. Некоторое же упорядочение, выделение профессионалов из среды художников по вывескам появляется в царствование Екатерины II, когда создаются ремесленные цеха, в том числе мастеров вывески. КXIXв. постепенно расширяется площадь вербальной части вывесок, т. е. подписи наряду с рисунками присутствуют практически повсюду. Немного позднее вывески с изображением товара стали заменяться чисто вербальными вывесками.

Российской спецификой является появление в рекламе жанра конклюзии. Конклюзия– это комплекс гравированного изображения и текста приглашения либо на диспуты, либо на придворные праздники. Причем в некоторых конклюзиях подробно излагалась программа предстоящего события. Впоследствии конклюзии разделились на три самостоятельных жанра – зрелищную афишу, театральную программку и пригласительный билет. Часто в конклюзиях указывалось посвящение данного события какой-либо влиятельной фигуре. Это как бы обязывало данное лицо к спонсированию зрелища, его финансированию. При Петре Первом придворный театр начинает приобретать широкий публичный характер, поэтому возникает потребность в оповещении не только знати, но и широкого круга зрителей. Необходим становится новый народный вариант конклюзии, которым и является печатная театральная афиша. Чаще всего вXVIIIв. театральные афиши былиперечневые, где перечислялись один за другим все действия, которые должны быть на данном театральном представлении.

В российской жизни XVIIIв., особенно в столичной, большое значение имеют устраиваемые монархом праздники. В праздниках по западноевропейской моде присутствовали или принимали участие аллегорические фигуры и символы, которые часто бывали непонятны не только простому народу, но и знати. Поэтому расшифровки аллегорических фигур и символов давались в печатных комментариях, в так называемых объяснительных листах. Часто бывали фейерверки, народные празднества, и для объяснения аллегорий служили праздничные афиши. В то же время появились маскарады, которых до этого времени не было в России. На это время игра становилась самой жизнью, а к написанию пояснительных текстов афиш и летучих листков привлекались лучшие ученыеCлавяно-греко-латинской академии.

В отношении прессы Россия отставала от стран Западной Европы. В XVIIв. издавалась только рукописная газета «Куранты», которой пользовался монарх и его приближенные. Можно сказать, что это не являлось газетой в собственном смысле этого слова, а только предвестником газет, так как ни о каком тираже говорить не приходилось. По некоторым сведениям, «Куранты» «издавались» только в двух экземплярах. Петр Первый подписал 16 декабря 1702 г. указ «О печатании газет для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях». Первый номер петровских «Ведомостей» вышел 2 января 1703 г. тиражом в несколько десятков экземпляров. Издание имело небольшой формат – 10 на 15 сантиметров, однако и его периодичность, и формат, и даже общий заголовок этой газеты были не установившимися вплоть до создания дублирующей типографии в Петербурге в 1711 г. Следует отметить, что «Ведомости» с этого же времени начали печататься не церковно-славянским, а обычным гражданским шрифтом, для того, чтобы можно было облегчить восприятие этой газеты широкими кругами населения. В «Ведомостях» практически не было объявлений и рекламы, так как это правительственное издание, и оно предназначалось для правительственных новостей, указов, различного рода рекомендаций.

Отдельные объявления не играли решающей роли, можно сказать, что в «Ведомостях» рекламировались в основном книги, только что вышедшие из издания. Например, в 1710 г. был напечатан «Реестр книгам гражданским», который по указу царского Величества набран «амстердамской» азбукой. В библиографических сведениях, которые систематизировались по многому числу разделов, встречается и библиографическая реклама. В русской культуре затем оформляется особый жанр такой рекламы – каталог. Так, в 1723 г. в московской типографии было напечатано несколько десятков экземпляров каталога рукописных книг, имеющихся в синодальной библиотеке.

Со временем «Ведомости» прекратили своё существование, но в XVIIIв. россияне получили две другие газеты: «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». «Санкт-Петербургские ведомости» издавались Академией наук регулярно, сначала один раз в неделю, а затем даже два. Здесь главное место в отделе объявлений занимали списки книг, издаваемых ею. Позднее начинается практика коммерческих объявлений, помещаемых под рубриками «Продажи», «Подряды», «Отъезжающие». С увеличением числа объявлений они выделились в специальное приложение «Суплемент», и в серединеXVIIIв. по объему «Суплемент» сравнялся с основной частью газеты. Помещались объявления о продаже различного рода товаров, а также крепостных с указанием их достоинств и цен. Реклама «Санкт-Петербургских ведомостей» все более дифференцированно отражает экономическую жизнь, публикуются извещения о банкротствах, о продаже имущества, о взыскании векселей, принудительной распродаже с торгов имений, а также большое количество менее значительных по своему смыслу объявлений. «Московские ведомости» появились в 1756 г. под эгидой Московского университета. Вначале структура и организация газеты была сходной с «Санкт-Петербургскими ведомостями», однако позднее в редакцию газеты пришли новые веяния вместе с деятельностью известного просветителя Новикова. Он редактировал «Московские ведомости» с 1779 по 1789 г. Первым новшеством стал библиографический отдел под заголовком «О российских книгах», здесь рекламировались книги, вышедшие в университетской типографии, и новинки, продававшиеся в университетской книжной лавке.

Новиков добился значительных успехов, при нем вырос тираж газеты, увеличился формат, количество страниц. При редакторстве Новикова рекламная служба также работала весьма успешно. Он имел большой опыт пародий на рекламу в своем предыдущем журнале «Трутень», эта пародийная практика нашла применение в положительном ракурсе, все более укореняя в русской литературе середины XVIIIв. жанр рекламных объявлений.

В первой четверти XIXв. реклама в прессе продолжает традиции, принятые вXVIIIв., в частности, половину площадей «Московских ведомостей» и «Санкт-Петербургских ведомостей» занимают объявления, кроме того, издаются тома так называемых «Объявлений» и «Прибавлений». Объявления охватывают весь объем внутренней деловой информации и в газете отделены от официальной части, т. е. приказов Его Императорского Величества, сообщений о назначениях, отставках, ответов на прошения, а также от официальной региональной и внешней информации. Условно объявления можно подразделить на государственные или казенные, и частные объявления, но в тот период наиболее активно проявляли себя государственные объявления – это рубрика «Подряды» в соответствии с потребностями рынка труда. Частные объявления печатаются в достаточно узкой тематике, а потребительская информация представлена преимущественно рекламой книг. Таким образом, влияние печатных объявлений на частную жизнь граждан было крайне малым. К началу 30-х гг. объявления в этих российских газетах, т. е. в «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомостях» сокращают свой объем, что связано с появлением специализированных изданий в столице и регионах.

В 30-х и 60-х гг. XIXв. характер издания русских газет меняется. Появляются такие издания, как «Московский телеграф» Полевого, «Северная пчела» Булгарина и Греча, ряд других изданий. С этой поры начинается такое явление, как коммерциализация прессы. Не стоит думать, что коммерциализация была настоящей, подлинной. Хотя эти газеты были и частными, в них государством было запрещено помещать не только казенные, но и частные объявления. Нужно сказать, что с присущей издателям изобретательностью они успешно обходили такие официальные запреты. В частности, «Северная пчела» Булгарина и Греча помещаласкрытуюрекламу, которая больше известна в настоящий период. Скрытая реклама заключалась в том, что в газете не было рубрик с названием «Объявления» и не давалось прямых объявлений такого типа, как в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Московских ведомостях». Вместо этого существовали рубрики, вернее, разделы: «Новые книги», «Изящные искусства», «Моды», «Зрелища». «Новые книги» – обязательная рубрика в каждом номере «Северной пчелы». Но, так как нельзя было помещать объявления в открытом виде, то издатели находят выход и публикуют не реестр книжных новинок, а литературно-критические комментарии к ним. Литературно-критические комментарии выходят не только в отношении книг, но и в отношении так называемых «толстых журналов», которые распространились в эти годы (типа «Полярной звезды»). Рубрика «Зрелища» может публиковать театральный «материал», но в тоже время подкрепляется театральными рецензиями. Эти рецензии постоянно публикуются в разделе «Изящные искусства», и манера их подачи свидетельствует о том, что они носили явно заказной характер.

В 30–50–гг. XIXв. также появляются частные специализированные издания – газеты и журналы. Например, еженедельники «Купец», «Журнал для акционеров» и газета «Посредник промышленности и торговли». Однако частным изданиям было сложно конкурировать с органом департамента внешней торговли «Коммерческой газетой». Она имела монопольное право на публикацию казенных и частных объявлений и на официальную справочную информацию, которая содержала ответы на главные вопросы: что, где, почем. Эти сведения освещали прейскуранты на главные товары не только в России, но и в Гамбурге, Амстердаме, Лондоне. Все это давало «Коммерческой газете» большие преимущества перед другими изданиями, а, следовательно, она находилась вне конкуренции, и ее авторами не проводилось никаких изысканий в области печатных объявлений – они, практически, так и остаются рубричными. Хотя скрытую рекламу открыл для русского читателя Фаддей Булгарин, но и последующие издания пользуются этим приемом. Например, еженедельник «Купец», начиная с первого номера, помещает статьи, содержащие в себе скрытую рекламу. В частности, в некоторых статьях еженедельник сообщает, что, например, именно эта контора доставила мрамор для возведения Александрийского столпа либо именно эта торговая фирма лучше всего торгует продовольственными товарами и т. д. Здесь также публикуются проектные документы изданий. В частности, еженедельник «Купец» намеревался издавать свои номера на трех языках: русском, немецком и французском и призывал купечество к подписке, пробуждая в нем патриотические чувства, ссылаясь на сословную солидарность. Однако в то время сословной солидарности практически и не доставало. Купечество как слой еще не объединилось осознанием общих интересов и поэтому этот еженедельник, т. е. «Купец», в отличие от «Северной пчелы», был не столь удачлив в бизнесе и недолговечен.

В середине 60-х гг., после отмены крепостного права, начинается новый этап в развитии отечественной рекламы. В предыдущий период рекламный бизнес был не у дел, что проявляется в изобилии скрытой рекламы. В 1865 г. выходит правительственный указ «Временные правила о печати», который давал существенные свободы для развития частного газетного предпринимательства. Самым важным моментом была отмена государственной монополии на публикацию частных объявлений. Естественно, что цензура оставалась и здесь, как и меры наказания для неблагонадежных. Но, во всяком случае, реклама в средствах массовой информации переживает новый этап в своем развитии. Газетный раздел «Объявления» становится легальным и содержит подробные сведения об условиях публикации и адресах приемных пунктов, что очень важно для развития рекламного бизнеса. Такой газетой была газета «Голос» Краевского – это первое массовое российское издание. В самом первом своем номере она обращает внимание на прием и печатание объявлений. Оговариваются различные позиции и объявляется, что принимаются казенные и частные объявления, всякого рода оповещения, библиографические известия, торговые прейскуранты и т. д. на всех европейских языках. Появляются скидки для желающих печатать объявления постоянно (соразмерно числу объявлений делается и скидка). Выдаются квитанции подающим объявления, а также в газете Краевского гарантируется, что объявления печатаются не позже, чем на 3-й день со дня подачи.

С самого начала газета «Голос» публикует список адресов, где принимаются объявления. Это более 20 пунктов, большая часть из которых расположена в провинции. Открываются иностранные и провинциальные представительства газеты, создавая новую для России форму организации информационного бизнеса – агентства. Стратегия газеты оправдывается, объем объявлений возрастает с каждым годом и в 80-е гг. газета «Голос» выносит часть объявлений на первую полосу, являясь в этом новшестве одной из лидирующих. Финансовые возможности рекламодателей всегда были различными, поэтому в рубричных объявлениях, систематизированных по характеру предлагаемых услуг, используются сокращения такого типа, которые в наше время практически не употребляются, во всяком случае, в массовой печати. Объявления пока еще не имеют иллюстраций, и для наглядности, для большего визуального восприятия используются разные шрифты и спрессованность текста.

В рекламе послереформенного периода часто употребляется такой прием, как формирование престижного образа: часто приводятся ссылки на заслуги перед императорскими дворами либо на многолетний опыт. Однако, через полтора–два десятка лет все изменится, и престижная реклама воплотится совершенно в других вариантах. Важной приметой рекламного бизнеса после реформы стало появление бесплатных листков объявлений. Естественно, что бесплатные листки должны были финансироваться за счет других источников, но даже бесплатность этих листков не гарантировала их успеха. Первые бесплатные листки забирались разносчиками совершенно с другими целями: как жаловался один из издателей, разносчики продавали бесплатные листки в различные лавки вместо оберточного материала. Однако в последующие десятилетия бесплатные листки становятся частью рекламного процесса. Так, например, с 1861 по 1900 год было зарегистрировано 52 таких издания. Покупатель, очевидно, привык за это время к такой подаче объявлений, и эти газеты передавались друг другу по принципу «из рук в руки», что делается и по сей день.

Ближе к концуXIXв. в российская экономика переживает бурный расцвет капитализма. В это же время достигает пределов и рекламная деятельность по своему объему. Как правило, реклама занимает от 1/3 полосы до полной полосы. В частности, исследователями того времени считается, что набор газетных статей нужно увеличивать или уменьшать в зависимости от того, какой на этот раз отводится объем под поступающие текущие рекламные объявления. Реклама дает огромные доходы тем, кто её печатает, доходы от публикации объявлений в газетах составляют от 70 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, в зависимости от имиджа газеты и её солидности. Кроме того, одноразовая аренда газетной страницы может также давать значительный доход. В «Новом Времени» такая услуга стоила в конце в. одну тысячу рублей.

В

Рис. 2.9. Коньяк Шустова

(воплощение лаконичности)

это время наблюдается такая тенденция, как словесная компоновка более тесного характера. Лаконичность становится модной, и для того, чтобы ярко воспринимались немногочисленные слова, применяются разные приемы, например, в центре помещается изображение товара, небольшая подпись и значительное белое пространство вокруг рекламы. Это, конечно, могли себе позволить только достаточно богатые заказчики. Таким образом, в это время развивается газетная иллюстрация. Наиболее распространен типичный натуралистический лобовой рисунок. Продуманных рекламных образов фирмы или товаров достаточно мало. Текст рекламного объявления обычно включает и собственные резервы привлечения публики. Реклама помещается под призывами «Новость!», «Стой!», «Сенсация», «Распродажа». Также в привлечении возможных покупателей используется ставшие уже теперь привычными такие способы, как псевдонаучность, авторитетные свидетельства, эффект чуда, мнение «одного из нас» и т. д. Зачастую эти установки соседствуют с обманом. Максимальный объем лживой и некорректной информации выпадает на долю лекарственных и косметических средств. Естественно, каждому хочется поверить, что он вылечится или станет красивей от каких – то средств, надежность которых следует еще проверить. Злоупотребление сенсационностью в то время вызывает протесты и пародирование.

Рекламное искусство XIXв. также претерпевает ряд изменений. Огромной популярностью продолжает пользоваться лубок, где постепенно ксилографическая резьба по дереву сменяется травлением меди, а затем он начинает печататься методом литографии. Новые законы после крестьянской реформы 1861 г. приводят к сокращению торговли лубочными листками по деревням, так как офени почувствовали на себе усиление налогового бремени (раньше оно для них было льготным). Распространение лубков в глубинке осуществляется в основном через ярмарки, обеспечивающие заметную долю всего коммерческого оборота в России в это время.

На степень популярности народных картинок не повлияло даже это изменение. Напротив, вместо народно-кустарного производства во второй половине XIXв. производство лубков становится все более профессиональным. За счет этого теряются черты фольклорной естественности, лубок переходит в разряд городской массовой культуры. В это время лубок становится из преимущественно сказочного или мифологического реалистическим или бытовым. В лубках второй половины в. увеличиваются размеры вербального текста. Часто это популярные песни, однако текст и изображения не всегда органично связаны между собой. Также теряется анонимность характера творчества, появляются авторские подписи на листках. Однако это не имя художника, как это можно подумать, а фамилия владельца мастерской, который отвечает за лубок перед цензурой. Полностью ушел из быта народной культуры лубок в концеXIX– началеXX-го в. Однако он дал импульс к развитию многоцветного плаката в России. В началеXXв. лубочный стиль стал основой работ художников – примитивистов. Позднее возращение к лубку художников Казимира Малевича, Владимира Маяковского и других выразилось в виде цветных народных картинок с надписями частушечного типа. Они повсюду пользовались большим успехом. Еще раз Маяковский использовал эту стилистику в знаменитых «Окнах РОСТА» в период гражданской войны 1918–20-х гг.

Во второй половине XIXв. ранее появившиеся афиши претерпевают ряд изменений, в частности, на афишах появляются изображения; часто это рисунки профессиональных художников. Эти художественно оформленные настенные рекламы, которые еще нельзя назвать плакатом, отграничиваются от строгих театральных шрифтовых афиш. Там черный текст на белом фоне, как правило, повествует о программе спектаклей с очень подробным перечислением действующих лиц и их исполнителей. В то же время с публикациями в строгой профессиональной манере продолжают соседствовать вариации лубочных приемов, в которых передается размах народной фантазии, запечатленный в красочных образах.

Если в XVIIIв. и первой половинеXIXв. в основе российских вывесок были лубки, то со второй половиныXIXв. ситуация меняется. Здесь также формируется значительный слой профессионалов. Обычная жизненная стезя профессионала-вывесочника – это ученичество у маляра, затем работа по шрифту, а потом и в качестве изобразителя продаваемых товаров. К концуXIXв. в России шрифтовые вывески заметно оттесняют лубочные. Постепенно на главных улицах городов именно шрифтовая вывеска занимает центральное место. Она может располагаться ярусами по нескольким этажам и нередко добирается до крыши. Более эстетичные вкусы зажиточных слоев городского населения внесли свои требования и к вывескам. Повысились требования к эстетической гармонии в ущерб аляповатости прежних вывесок. Художники же этого времени рассматривали вывеску, как часть народного искусства, и восхищались им. К 1913 г. состоялась выставка группы «Бубновый валет», которая наряду с авангардом отдавала должное и творчеству вывесочников. В частности, вывесками занимался грузинский мастер Нико Пиросмани. И все же, хотя фольклорные ответвления вывесочного жанра были еще популярны, но их эпоха заканчивалась. Художники-авангардисты стремились какое-то время культивировать фольклор, однако определяющую роль уже играли не живописные, а шрифтовые вывески, рассчитанные на повысившийся уровень грамотности горожан.

Как уже упоминалось, именно на фамилиях владельцев основывалось большинство шрифтовых вывесок второй половины XIXв. Также оказалось наиболее приемлемым в российских условиях использование фамилии предпринимателя в специфическом начертании в качестве фирменного знака. Фирменные знаки, таким образом, нередко повторяются в других ситуациях, требующих фирменной маркировки: на упаковках, этикетках, бланках, счетах, прейскурантах и т. д. Нужно сказать, что существовали специальные учреждения для подтверждения аутентичности рекламных знаков. Например, истоком геральдической традиции в России являлась деятельность Геральдической палаты, созданной в 1722 г. Позднее, в 1823 г., была учреждена Патентная служба. Теперь уже требовалось наличие веских отличительных особенностей одного фирменного знака от другого. С течением времени деятельность Патентного бюро стала только более жёсткой, а в 1883 г. с принятием Парижской конвенции об охране промышленной собственности, которая законодательно выделила товарные знаки и наделила их правовыми гарантиями, это послужило изданию соответствующего закона в России в 1896 г. Так как требовалась перерегистрация товарных знаков, это вызвало к жизни частные патентные бюро, которые готовили документы для предоставления их в Департамент торговли. Они также проверяли правомерность поступивших заявок и эскизов на неповторимость облика товарного знака. Усовершенствовалось производство упаковочной продукции, которая берет на себя часть символики торговой марки или фабричного знака. В России это началось сXVIIIв. с аптекарских коробок. С серединыXIXв. оно внедрилось в производство бутылочной тары. Также весьма изысканно стали выглядеть на исходеXIXв. коробки для кондитерских изделий и емкости для напитков и парфюмерии. Практически все они были промаркированы, и появляются «изобретения» в виде фигурных флаконов и т. д. С началом производства жестяных коробок в 50-е гг. и появлением цветного тиснения по жести – металлохромирования – такого рода упаковки стали широко использоваться чаеторговцами и кондитерскими фабриками.

В Западной Европе с XVIIв., а в России сXIXв. значительную роль в рекламировании продукции стали играть малые рекламные формы. Это открытки, вкладыши, визитки, меню и т. д. Как правило, открытка «строилась» следующим образом – на одной стороне помещалось изображение в виде рисунка или репродукции, вторая сторона оставалась пустой для заполнения текстом. Как правило, текст призывал приобрести ту или иную продукцию, или, во всяком случае, восхвалял достоинства её. В началеXXв. появились рекламные почтовые марки, кроме того, заказывались специальные резиновые штемпели, на которых вырезались торговый знак и логотип фирмы. Применялись также художественные вкладыши. Вкладыши отличались тем, что были изображены с особой тщательностью и их роль была та, что они вкладывались в приобретенный товар и вручались покупателю бесплатно вместе с этим товаром. В частности, были вкладыши, посвященные памятникам России, домашнему быту, средствам передвижения и т. д. Рекламный текст мог звучать коротко, например: «Шоколад Энем – высшего качества, без всяких примесей». Так же в таких малых жанрах, как визитка, пригласительный билет, прейскурант изобразительная часть редко бывает лидирующей. Главный смысл принимает на себя вербальный текст.

По мнению ряда исследователей, зрелищная российская реклама в конце XIXв. прошла путь от афиши к плакату, подобный процесс мы уже рассмотрели на опыте западноевропейских стран. Это «движение» от небольших иллюстраций, которые сопровождают обстоятельный вербальный текст, к самодовлеющему изображению, где текстовое сопровождение имеет вспомогательный характер. Поскольку в плакате главным является рисунок, то к изготовлению плакатов широко привлекались ведущие художники того времени, например, Валентин Серов нарисовал плакат, посвященный гастролям балерины Анны Павловой в Париже. Естественно, его можно охарактеризовать как плакатный шедевр. Также обращаются к этому жанру художники возникшего объединения «Мир искусств», в частности, это Врубель и Лансере. Вначале для них был присущ стиль модерн по контрасту с предшествующими им передвижниками. Затем сформировался и неопримитивизм. Другие художники участвовали на выставке в Петербурге «Искусство в книге и плакате». Дальнейшее развитие плакатного мастерства в России показало, что заимствование из книжно-журнальной графики не всегда оправданно: подробный рисунок, тонкая детализация входит в противоречие с основными задачами плакатного жанра. Так, детализированный рисунок теряет смысл в плакате. Он остаётся незамеченным, так как плакат воспринимается зрителем на некотором расстоянии и достаточно быстро.

Таким образом, к началу XXв. все традиционные виды рекламы (рекламные средства) переживали свой расцвет. Двадцатый в. открыл новые возможности (фоторекламу, кинорекламу и т. д.), но это уже за пределами данного материала, так как тесно связано с научно-техническим прогрессом и развитием маркетинга, появившегося в мире именно в началеXXв.