logo search
KKL_po_raspredlogistike

3. Формы движения материального потока и их характеристика.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем.

Материальный поток – это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных логистических операций.

Совокупность ресурсов одного наименования, находящихся на всем протяжении от конкретного источника производства до момента потребления, образует элементарный материальный поток. Множество элементарных потоков, формирующихся на предприятии, составляет интегральный (общий) материальный поток, обеспечивающий нормальное функционирование предприятия. Схема движения материальных потоков показана на рисунке 2.

Рисунок 2. Схема движения материальных потоков

Выделяют внешний и внутренний, входящий и выходящий материальные потоки.

Внешний материальный поток – это поток, который протекает во внешней по отношению к данной логистической системе среде.

Внутренний материальный поток – это поток, который протекает во внутренней среде по отношению к данной логистической системе.

Входящий материальный поток – это внешний поток, входящий в данную логистическую систему.

Выходящий материальный поток – это выходящий во внешнюю среду поток из данной логистической системы.

Управление материальными потоками предусматривает определение параметров траектории движения материалов, к числу которых относятся:

Формы доведения товара до потребителя определяются прежде всего характером самого товара, местом и условиями его производства, потребления и возможностями транспорта.

Прямые связи по системе «от двери до двери», при которой товар доставляется от поставщика до потребителя, минуя склады и хранилища. Эта форма используется, когда закупается крупная партия продукции или закупается уникальная продукция. Она позволяет свести до минимума транспортные издержки и затраты на промежуточное хранение товаров. Прямые связи приносят эффект только при обслуживании близко расположенных потребителей.

В случае, когда потребители располагаются в отдалении от поставщиков или в нескольких регионах, применяется доставка товаров через склады (центры) предприятий-поставщиков. Сбытовые агенты, принимая заказ на поставку продукции, отправляют его не в центральную сбытовую контору, откуда он пересылается на одно из предприятий фирмы, а непосредственно в ближайший распределительный центр.

Следующей формой доведения товаров до потребителей является использование услуг оптовых посредников. Поставщики прибегают к услугам оптовых предприятий при реализации продукции производственно-технического назначения. Эта форма применяется главным образом с целью расширения рынков сбыта и снижения издержек, при необходимости организовать дополнительный канал реализации одного и того же товара на разных рынках, когда поставляются в большом количестве товары стандартного качества и т.д.

В последние годы получает распространение и такая форма отношений оптовых посредников и промышленных предприятий, когда за первыми закрепляются операции по техническому обслуживанию оборудования, находящегося у потребителя. В этом случае предприятия-изготовители освобождаются от необходимости иметь у себя персонал для выполнения таких операций. Промышленное оборудование, сырьевые материалы и полуфабрикаты могут быть реализованы через товарные биржи, с использование брокеров и агентов.

Посредник – это физическое или юридическое лицо, спо­собствующее установлению деловых связей между производи­телями продукции, продавцами ценных бумаг, с одной сторо­ны, и потребителями – с другой. Задача посредников состоит в том, чтобы преобразовать ассортимент продукции, выпускаемой производителями, в ассортимент товаров, необходимых потреби­телям.

Функции посредников в логистическом процессе можно раз­делить на три группы:

1) функции обмена (купли-продажи) – базисные функции логистики;

  1. функции (операции) физического распределения – клю­чевые функции логистики;

  2. поддерживающие функции (стандартизация качества, финансирование, информационная поддержка, страхование рисков и т.п.).

Посредниками в процессах обмена (купли-продажи) това­ров, в частности, являются оптовые торговые предприятия, биржи, лизинговые компании, аукционы, ярмарки, которыми заключаются многочисленные сделки купли-продажи, аренды.

Посредниками в операциях физического распределения вы­ступают различные специализированные транспортные, экспе­диторские, транспортно-экспедиторские фирмы, компании фи­зического распределения, грузовые терминалы и терминаль­ные комплексы, грузовые распределительные центры, пред­приятия по сортировке, затариванию и упаковке готовой про­дукции, грузоперерабатывающие и прочие предприятия. Ло­гистические операции, относящиеся к физическому распреде­лению, могут выполняться и торговыми посредниками.

Среди посредников, на которых возлагаются поддерживаю­щие функции, можно назвать предприятия и учреждения фи­нансового сервиса (банки, финансовые компании, клиринговые и расчетные центры и компании), предприятия информацион­ного сервиса (информационно-диспетчерские центры, вычисли­тельные центры коллективного пользования, предприятия свя­зи и телекоммуникаций), страховые компании, учреждения стандартизации, лицензирования и сертификации.

Центральное место среди логистических посредников в дистрибьюции занимают торговые посредники, которые кроме не­посредственно функций обмена (купли-продажи) товара могут выполнять и многие функции двух других групп (например, по транспортировке, экспедированию, страхованию, грузопереработке, управлению запасами, кредитно-финансовому обслужи­ванию, пред- и послепродажному сервису).

С точки зрения логистики, именно посредники обеспечива­ют оптимальную систему товаропотоков, используя рыночный механизм саморегулирования. Посредничество налаживает тесное взаимодействие оптовых продавцов с оптовыми покупа­телями: для товаропроизводителей поставки могут выпол­няться с учетом их режима производственного материалопотребления, а для продавцов — с учетом изменения покупатель­ского спроса.

При формировании канала распределения товара важен вы­бор структуры канала – числа его уровней и конкретного со­става участников.

Решение данного вопроса требует опреде­литься с типом посредников.

Последние чаще всего классифи­цируются по сочетанию двух признаков: а) от чьего имени рабо­тает посредник, б) за чей счет ведет свои операции. Исходя из этого выделяются два типа посредников:

  1. оказывающие содействие в распределении продукции из­готовителю (продавцу), но не получающие права собственности на эту продукцию (зависимые);

  2. участвующие в распределении продукции изготовителя как собственники этой продукции (независимые).

Выделяют четыре типа посредников.

  1. Дилеры – оптовые, реже розничные, посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Они приобретают товар по договору поставки, становятся собственниками товара после оплаты доставки и реализуют эти товары потребителям.

  2. Дистрибьюторы – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного времени. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору он приобретает право ее продажи.

  3. Комиссионеры – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продукции. За оказанные услуги ему выплачивается вознаграждение в виде процентов от суммы операции.

  4. Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции, не распоряжаются продукцией. Они действуют на основе поручений и содействуют совершению сделки. Вознаграждаются только за проданную продукцию.