logo
интегрированные

3. Массовые коммуникации: общая характеристика

Под массовой коммуникацией подразумевается процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств — печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате которых сообщение поступает сразу к большим группам людей.

Массовая коммуникация стала необходимым элементом взаимодействия людей, групп, институтов, государств, в ходе которого осуществляются передача и взаимопередача информации, оценок, значений, смыслов, ценностей, чувств и т.п.

В структуре процесса коммуникации обычно выделяют пять основных элементов:

коммуникатор - кто? передает сообщение; сообщение - что? передается; канал — как? осуществляется передача; аудитория - кому? направлено сообщение; эффективность - с каким эффектом?

Массовая коммуникация выполняет следующие основные функции:

наблюдение за окружающим миром — информирование о происходящих событиях;

интерпретация событий и обеспечение взаимодействия структур общества с целью решения различных проблем;

передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение);

развлечение.

Воздействие массовой коммуникации может быть как позитивным, так и негативным, а иногда тем и другим одновременно.

Сплоченность общества, достигаемая утверждением и распространением культурных норм и образцов при помощи массовой коммуникации, имеет своей оборотной стороной доминирование массовой культуры и уменьшение культурного разнообразия. Развлекательная функция массовой коммуникации обеспечивает людям отдых, восстановление сил, но одновременно культивирует стремление к примитивным удовольствиям.