logo search
интегрированные

23. Объект и предмет науки о связях с общественностью.

Одной из самых сложных проблем в любой науке являетсяопределение ее объекта и предмета. Объектом познания является все то, что подлежит исследованию в качестве объективной реальности. При определении объекта исследования (науки) «таили иная часть объективной реальности (общество, культура,человек) исследуются не целиком, а лишь с той стороны, которая является спецификой данной науки…

Предмет науки — этовоспроизведение данной реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности.Предмет любой науки — это не просто некое явление, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить те закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки и никакой другой»4

Еще в первое десятилетие существования российского PR петербургский исследователь Л. Э. Варустин предмет науки о PR определял как «связи, которые возникают между двумя сторонами (субъектами общественных отношений) на основе общих интересов и потребностей и которые осуществляются и поддерживаются при помощи постоянно действующих контактов и общения».

В 1999 г. М. А. Шишкина в качестве объекта пиарологии как социальной науки выделила социальную реальность. Предмет пиарологии определялся ею следующим образом: «Паблик рилейшнз, понимаемый как совокупность социальных практик, направленных на производство и воспроизводство эффективных публичных дискурсов и оптимизацию информационных взаимодействий между социальными субъектами и их целевыми группами». Уточнения в рассуждения М. А. Шишкиной об объекте и предмете науки о связях с общественностью как социальной науки были позже внесены петербургским ученым С. М. Емельяновым.

В определении предмета ключевым является понятие «социальная коммуникативная практика», фиксирующее в своем содержании два взаимосвязанных сущностных момента. Вопервых, это понятие предполагает коммуникативное взаимодействие между социальными субъектами, а во-вторых, такое взаимодействие носит организованный и целенаправленный характер. Иначе говоря, социальная коммуникативная практика как сложный социальный феномен подчинена определенным законам и закономерностям, которые и могут быть предметом исследования науки пиарологии.

На основе принципиальных положений о сущности PR как профессионального вида деятельности дадим следующую трактовку объекта и предмета пиарологии.

Объектом пиарологии является совокупность социальных коммуникативных практик, а ее предметом — закономерности, принципы и механизмы формирования и функционирования связей с общественностью как социальных коммуникативных практик.