logo search
Учебники / Ппопв Маркетинговые игры

Оглавление

• Отзывы о книге

• Кросс-навигатор по «Маркетинговым играм»

• Вступление

• Чит-коды[4]: как пользоваться книгой?

• Благодарности

• Часть 1 Start Game. От развлечений – к коммуникациям

• Инфляция внимания

• Маркетинговый Тянитолкай

• Гонка вознаграждений

• Все под контролем

• Игровые миры в рекламе

• Возможности рынка

• Реклама в играх

• Игры как реклама

• Мифы современной Игреции

• Миф 1. Маленький охват аудитории

• Миф 2. Играют лишь подростки

• Миф 3. Развлечение и бизнес несовместимы

• 6 шагов к интерактивному брендингу

• Часть 2 Маркетинговые задачи

• Стимулирование продаж

• Шаг первый. Привлечение покупателя

• Шаг второй. Вовлекательные покупки

• Шаг третий. На кассе

• Маркетинговые исследования

• Вывод на рынок нового продукта или услуги

• Концепция play&buy

• Дифференцирование

• Сбор базы данных потенциальных покупателей

• Создание сообществ потребителей

• Полный привод

• Кнут и леденец

• Обучение как развлечение

• Игразование

• Тестирование

• Повышение узнаваемости бренда и осведомленности аудитории

• В чем измерить результат?

• Превратите игру в прибыль

• Задача маркетинга – «прохождение сквозь стены»

• Часть 3 Аудитория игр

• Бренды – детям! Не игрушка

• Естественно интерактивные

• Потребитель «три в одном»

• Цветик-семицветик

• Усиление подросткового бренда

• Золотая молодежь

• Взрослые переигрывают подростков

• Игровая Россия

• Геймеры бальзаковского возраста

• Игровые коммуникации для мужчин и женщин: различия восприятия

• Кто во что играет?

• Смешанные жанры

• Японцам надоели современные игры

• Игры в кармане

• Сегментация

• Увлеченность игрой

• Роли игроков

• Игротипы по Майерс—Бриггс

• От общей массы – к интерактивному потребителю

• Мультики, в которые можно играть

• Разделяй и предлагай

• Чем привлекают игры?

• Часть 4 Наиграй мотивы

• Правила социальной психологии

• 1. Правило взаимного обмена

• 2. Правило последовательности

• 3. Правило социального доказательства

• 4. Правило благорасположения

• 5. Правило авторитета

• 6. Правило дефицита

• Сделайте мне интересно

• Мотивы игры

• Три типа удовлетворения

• Хотите шампанского с игрой?

• Материальные стимулы

• Нематериальные стимулы

• Виртуальные стимулы

• Бонусы с продолжением

• Детям – мороженое, бабе – цветы

• Программы лояльности

• Сыграйте в поддавки с потребителями

• Печатный станок в кармане

• Бонусы в обмен на лояльность

• Дерево «Редкой марки»

• Базисные факторы. Корни

• Ожидаемые факторы. Ствол

• Поражающие воображение факторы. Крона

• Часть 5 Играя с брендами

• Спонсирование игр

• Играждение от конкурентов

• Соответствие креатива в реальном мире и внутри игры

• Уважайте игроков

• Product placement – от кино до Интернета

• Как упоительны в онлайне вечера

• Неутомимые потребители

• Вовлечение потребителей в игровую коммуникацию

• Проблема, стоящая перед владельцами бренда

• Геймеры положительно реагируют на рекламу в играх

• Нереальное реально

• Как выглядеть рекламе, чтобы восприниматься?

• Размещение в конкретной игре, а не в «игре вообще»

• Что такое хорошо и что такое плохо в игровой коммуникации

• Реклама, а не только PP

• Достоинства рекламы в компьютерных играх для рекламодателя

• Управление аудиторией

• Эффективность рекламы

• Интерактивные функции

• Промо-игры

• Часть 6 Рекламигры на заказ

• Метод 4 СИЛ

• Экспресс-сегментация

• Сбор фактов продолжается

• Будьте игрегатором идей

• А если бы он нес патроны?

• Перетасуем идеи

• Благоприятные часы

• SMART-логика

• Игра, в которую могли не сыграть полмиллиона инженеров-конструкторов

• Телефонные фокус-группы

• Распространение информации об игре

• Где кинуть якорь. Размещение онлайновых игр

• Корпоративный сайт

• Промо-сайт

• Игровой портал

• Тематический сайт

• Электронная почта

• Некоторые преимущества рекламигр для рекламодателя

• Пять вопросов для выбора лучшего промо-приза

• Аудитория

• Ценность приза

• Ценности бренда

• Фирменный стиль

• Доставка

• Контакты превращаются в клиентов

• Не наступите на играбли

• Нецелевая аудитория

• Прерванная коммуникация

• Регистрация перед игрой

• Приобретенный дефицит

• Игра без остановки

• Выбора.нет

• Бездумное клонирование

• Скупой все равно платит

• Может ли малый бизнес позволить себе «рекламигрование»?

• Часть 7 Интегрированный интерактив

• Форма или содержание?

• Создание

• Распространение

• Потребление

• Пассивные и активные

• Активизация пассивных каналов

• Наружная реклама

• Книги

• Театр

• Газеты, журналы

• Радио

• Телевидение

• Воронки и рупоры

• Дорогая попытка

• Рыба-меч прошла насквозь

• Маркетинговая эпидемия

• Пять элементов вирусного маркетинга

• Альянсы брендов

• Повышенная интерактивность

• Преимущества интерактивного маркетинга

• Заключение

• Приложение 1 Не играйте на проезжей части

• Места продаж могут передвигаться

• Уличные книги. Заиграй до дыр!

• Инопланетяне за соседней стеной!

• 16 миллионов игрометров от Мурманска до Владивостока

• Приключение по правилам

• Креативная стратегия

• Для игроков на обочине

• Приложение 2 Идеи – заимствовать разрешается

• «1000 счастливых метров» Игровая коммуникация для девелоперов и риэлторов

• «Витаминный бильярд» Игра для производителя витаминов «Вектрум»

• «В поисках экспедиции» Игра для зонтичной торговой марки «Экспедиция»

• Маркетинговая программа ШЭФ Игровая коммуникация для марки спортивной одежды и (или) производителя фототехники

• Описание работы Школы экстремальной фотографии

• Стратегия оповещения

• «РунетРулит!» Игра для казино или автомобильной компании

• «Generation M» Игровая коммуникация для кинофильма по произведению Виктора Пелевина

• Длительность

• Примеры заданий и подсказок

• «Дартс-машина» Игра для автомобильного бренда или страховой компании

• Приложение 3 Характеристики сильного племени

• Приложение 4 Внеклассное чтение

• Книги

• Онлайновые источники

• Приложение 5 Использованные термины и определения

Вступление

Представьте, что вы директор по маркетингу или бренд-менеджер на сформированном рынке (а многим это и представлять не надо). Какую новость вы можете сообщить вашим потенциальным клиентам? Наверное, что добавился новый цвет в линейке товаров, открылся новый офис или немного поменялась цена? Иногда вы можете объявить о маркетинговой акции, плюс-минус копирующей действия конкурентов. Станут ли читать это в течение 5—10 минут люди, пришедшие на ваш сайт? Или те, кому попадется в руки ваш буклет? Как ваша информация поможет наладить с ними контакт, сделать его интерактивным, запоминающимся и подвести их к мысли о покупке именно у вас? Запомнят ли случайные посетители вашу торговую марку, придут ли в магазин, вернутся ли на сайт снова?

А теперь представьте, что у вашей торговой марки есть уже толпа фанатов. Думаете, стало легче? Наоборот! У каждого из них свои представления, как должен выглядеть товар и чего не хватает вашей марке. Причем спрашивать их бесполезно: скорее всего, никаких конкретных рекомендаций вы не услышите. Надо очень постараться, чтобы не разочаровать их и сделать коммуникации не такими, как у других.

Эти вопросы касаются как новых, так и сложившихся марок. Тысячи маркетологов каждодневно вступают в битву за удержание внимания потребителей, придумывают идеи рекламных кампаний, ищут слова, которые бы помогли бренду остаться в сознании людей. Психологи, социологи, звезды эстрады и искусства работают на то, чтобы выделить чью-то продукцию среди других аналогичных предложений. А способность воспринимать информацию у каждого человека ограниченна. К тому же потребитель становится интерактивным, с легкостью переключает свое внимание и пытается сам контролировать поставщиков товаров и услуг.

Рекламисты и бренд-менеджеры все чаще экспериментируют с нестандартными формами воздействия на потребителя, которые сложно отнести к привычным ATL или BTL[1]. Пожалуй, их можно назвать Through The Line (по обе стороны от «линии»), так как они сочетают в себе множество разнообразных элементов.

Компьютеров становится больше, и почти в каждом из них притаилось несколько компьютерных игрушек. Подключение к Интернету делает этот канал воздействия на потребителей еще более доступным и привлекательным. Сотовые телефоны и наладонники позволяют взаимодействовать с потребителями в любое время и в любом месте планеты.

Все это вызывает к жизни новые каналы коммуникации, отличающиеся повышенной интерактивностью. Если знать, как ими пользоваться, можно эффективно стимулировать продажи, вывести на рынок новый продукт, исследовать предпочтения потребителей и решить многие другие маркетинговые задачи.

Маркетинг все больше напоминает не пушку и не бомбу, а настраиваемую игру, способную поразить воображение независимо от пола и национальности потребителя. Не надо бояться, что наводить это «точное оружие» будете не вы, а подросток или его родители джойстиком от игровой приставки. Позвольте им самим выбрать формат взаимодействия с вашей торговой маркой: предоставьте возможность поиграть с вашим товаром или узнать о нем больше в игровой форме на вашем сайте.

Adidas проводил компанию «Цвета Adicolor». В коробках с белыми кроссовками лежали шесть разноцветных баллончиков, и каждый мог раскрасить свою обувь как захочется. Покупатели могли потом сфотографировать и прислать свое творчество на конкурс, который можно было найти в Интернете. Дизайнеры Adidas получили массу идей, всего лишь дав возможность покупателям проявить свою индивидуальность.

Получить скидку приятно. А если ее выиграть? В Красноярске в одном из супермаркетов города проходила акция «Самый длинный». Суть ее была в том, что при выходе из супермаркета стояла специальная стойка с изображенной на ней линейкой. Ежедневно там вывешивался самый длинный чек, который был выбит в кассе. Победитель получал какой-то приз или скидку на следующие покупки.

На В2В рынке также уместны игровые техники. Когда я работал в компании ASBIS, дистрибьюторе компьютерных компонентов, мы устраивали в Интернете для дилеров визуализацию их закупок – в виде небольшой f ash-игры по принципу «тараканьих бегов». Представитель дилера выбирал «бегунок» (машинку нужного цвета, собачью упряжку, мотоцикл) и после каждой закупки в ASBIS мог увидеть, сколько «метров» проехала его машинка по отношению к конкурентам (1 «метр» равнялся $1000). Таким образом, за счет соревнования росли продажи.

Когда у потенциального покупателя есть возможность в игровой форме создать себе дизайн кроссовок, определиться с лучшим видом отдыха или выбрать приз, сам процесс становится одновременно занимательным и продуктивным. Потребитель возвращается снова и снова и попутно изучает вашу продукцию. При организованной работе всех служб фирмы эти контакты будут превращаться в довольных клиентов.

Игры не только развлекают, но и помогают добиться власти над потребителями:

– процент привлечения внимания в игровой форме в десять раз выше, чем у телерекламы;

– средняя продолжительность безотрывной игры составляет около 25 минут;

– каждый игрок передает информацию 3—5 своим знакомым (создает вирусный эффект).

Дети вырастают, но не перестают играть. Мало того, с каждым годом процент взрослого населения, играющего в компьютерные игры, только увеличивается. Наибольшая по численности группа играющих в России – это мужчины и женщины в возрасте 25—35 лет. За рубежом, согласно исследованию Interactive Digital Sof ware Association, возраст 42% посетителей игровых сайтов старше 35 лет, и еще 30% игроков – от 18 до 35 лет. Причем женщины не уступают мужчинам – их среди игроков оказалось 43%.

Рекламные онлайновые игры, посвящены ли они кинопродукции или FMCG[2], способствуют лучшему ознакомлению потребителей с товарами, перенося эмоции игры на восприятие бренда, укрепляя таким образом его позиции в сознании и создавая скорее динамичный и увлекательный, нежели пассивный опыт знакомства.

Престижная работа

Я руководил интернет-кампанией по выводу на российский рынок торговой марки Prestigio. Это производитель ноутбуков, ЖК-мониторов и телевизоров, который появился в СНГ в условиях сильной конкуренции. Другие производители уже распределили доли рынка и имели большие ресурсы для их удержания. «Атаковать в лоб» или «толкаться локтями» с ними на известных ИТ-ресурсах было бесполезно. Перед нами стояла задача довести до аудитории корпоративных пользователей информацию о линейке товаров под новой торговой маркой Prestigio, провести маркетинговые исследования по выявлению предпочтений потребителей мониторов и ноутбуков и получить дополнительный трафик посетителей на сайт www.prestigio.ru. Помимо прочих действий была придумана онлайновая игра «Престижная работа», которую мы разместили на сайте E-xecutive (с базой из более чем 50 000 зарегистрированных менеджеров на 2003 год; в феврале 2006-го их стало 100 000). Такое размещение дало изначально сфокусированную целевую аудиторию менеджеров, игравших прямо с рабочего места, что и требовалось заказчику. Мы дали возможность каждому почувствовать себя боссом и следить за работой своего разрастающегося офиса – на игровом поле с логотипом Prestigio. (Таким образом, игрок постоянно видел торговую марку и ассоциировал ее с компьютерным монитором.) Игрок управлял менеджером, который должен был искать незанятых сотрудников и равномерно загружать их работой. Время игры на каждом из трех уровней было ограничено.

Игра проходила под слоганом «Сделайте карьеру за 10 минут!», который показывал, что игра не отвлечет менеджера от дел на долгий срок, и подкреплялся повышением «должности» игрока от уровня к уровню.

При регистрации игрока просили кроме стандартных социально-демографических характеристик указать, на что он обращает внимание при покупке монитора и ноутбука.

После прохождения каждого уровня игрок видел один из товарных рядов Prestigio (монитор, ТВ-монитор, ноутбук) и мог принять участие в лотерее на выбранный приз.

Картинки призов были ссылками на сайт prestigio.ru и призывали узнать подробности о своем призе. Игроки также имели возможность послать приглашение на «престижную работу» по электронной почте своим коллегам.

Для дополнительного привлечения участников использовались анонсы в ежедневных e-mail рассылках сайта E-xecutive, ссылки на внутренних страницах сайта, баннерная реклама с текстом «В игру сыграло уже XXXXХ человек. У вас есть еще YY дней» (данные о количестве игроков и днях до окончания брались с сайта игры автоматически). Таким образом, даже баннер формировал представление о популярности игры, что привлекало новых игроков (правило социального доказательства по Роберту Чалдини). CTR[3]баннера составил 7% – необычайно высокий результат по сравнению с обычным размещением.

В игре за один месяц приняло участие 12 468 человек, причем самая напряженная игра шла на третьем уровне (23 540 игр). Аудитория по своему составу и сфере деятельности подтвердила целесообразность медиаразмещения игры на сайте E-xecutive. 3493 человека зарегистрировались и ответили на вопросы анкеты, из них 70% – мужчины.

Я занимаюсь созданием маркетинговых игровых коммуникаций с конца прошлого века, но до сих пор это направление маркетинга остается новым и недостаточно изученным. А компании, решающиеся на такое «несерьезное» общение с потребителями, слывут новаторами. У вас есть возможность почерпнуть в этой книге новые идеи для развития своего бизнеса и решить, что и когда вам стоит применить.