79. Управленческий аспект деятельности pr-специалиста.
PR-менеджер или менеджер по связям с общественностью – профессия относительно новая для России, модная и увлекательная.
Личные качества и профессиональные навыки
Универсальное качество для PR-менеджера - коммуникабельность. Такой специалист должен обладать множеством связей и контактов в различных отраслях, а также уметь налаживать новые на любом уровне. Второй момент - это проактивность. PR-менеджер должен понимать, где, с кем и о чем нужно общаться, на каких важных встречах присутствовать, выступать с докладами и презентациями. А главное - понимать, зачем и для чего все это нужно. И, конечно, очень важны уверенность в себе и презентабельность. Ведь PR-менеджер представляет лицо компании, поэтому все его высказывания должны звучать уверенно и быть убедительными.
Структура PR-отдела
Размеры PR-отдела зависят от размера компании. PR-специалист может быть в единственном числе. В этом случае он выполняет все функции по связям с общественностью и, как правило, подчиняется напрямую директору по маркетингу. PR-менеджеров может быть несколько. Тогда их обязанности делятся по каналам связи или по регионам (если у компании широкая сеть филиалов). В этом случае PR-отдел может включать руководителя департамента по связям с общественностью, PR-директора или старшего менеджера по связям с общественностью и специалистов более низкого уровня. Подчиняются они обычно директору по маркетингу или региональному директору.
В крупных холдингах может быть выделенная структура PR/пресс служба. В ней, как правило, есть директор пресс-службы и директор по связям с общественностью. Несколько менеджеров отвечает за различные каналы коммуникации, несколько аналитиков занимается сбором и обработкой медиа-информации о компании, они мониторят все открытые источники. А в агентствах-провайдерах есть журналисты, которые работают только на них.
Образование
Образование для PR-менеджера ― чем престижнее, тем лучше. Идеально ― МГИМО (специализация ― все международные отношения), МГУ (факультет журналистики). Кроме этих вузов ― РУДН (специализация ― связи с общественностью и международные отношения) или вузы со специализацией в международных отношениях.
Круг обязанностей
Круг обязанностей PR-менеджера различается в зависимости от агентства и от позиции менеджера как таковой в иерархии этого агентства. В большинстве случаев менеджер или руководитель проекта - это ключевое звено, прежде всего, в общении с клиентом. Он - точка ежедневного контакта для руководителя PR или маркетингового направления со стороны клиента, сотрудник, способный наиболее детально рассказать о текущем положении дел, обрисовать перспективы и отчитаться за проделанную работу.
Что касается прессы, то с учетом того, что основной объем работы с журналистами лежит на специалисте/ассистенте, за менеджером остается определение принципиального направления работы и отслеживание соответствия готовящихся материалов выработанным ключевым сообщениям и задачам проекта в целом, согласование их с клиентом. Непосредственно с прессой менеджер общается в рамках определенной базы ключевых изданий. Обычно это 15-20 изданий на проект.
В целом на менеджере лежит большой объем работы по координации усилий своих специалистов, старших сотрудников-экспертов агентства, представителей клиента. От него зависит, насколько эти усилия будут иметь одинаковый вектор, с тем чтобы положительный результат был достигнут максимально эффективно.
Кроме того, менеджер играет основную роль в процессе подготовки предложений для потенциальных клиентов компании.
Типичный функционал PR-специалиста:
разработка PR-стратегии;
написание статей, пресс-релизов, рекламно-информационных материалов, подготовка контента для сайта компании;
разработка и проведение рекламных и PR-кампаний;
организация пресс-конференций, участие в выставках;
координация выпуска полиграфической и сувенирной продукции;
анализ эффективности проводимых PR-кампаний;
формирование бюджета PR-кампании.
Тонкости работы
«Тонкостей в работе PR-специалиста не так уж и много и, на мой взгляд, вообще одна, - говорит Сергей Чумин, партнер Maslov PR. - Необходимо уметь коммуницировать». Коммуницировать, или общаться, нужно письменно и устно, на разных языках и в разных культурах, с клиентом, прессой и внутри команды. Есть люди с врожденным умением коммуницировать, есть и такие, для кого это умение становится благоприобретенным. Но если его нет, работать в сфере PR очень сложно.
Есть еще один момент – терпение. Большинство видит только верхушку профессии – яркие мероприятия, впечатляющие интервью и красные дорожки. Однако всему этому предшествует огромный объем технической, рутинной, иногда кажущейся скучной работы. Но без нее всего вышеперечисленного не бывает. К этому многие оказываются не готовы.
Секреты профессии
Пожалуй, главный секрет успеха в работе PR-менеджера - это сочетание желания и эмоций с технологиями и точностью, которое дает качественный результат в достижении целей. Ни один гениальный замысел мероприятия или информационной кампании не будет реализован без стопроцентной поддержки технологиями и качеством исполнения. Но и ни один точнейшим образом рассчитанный выход на целевую аудиторию не станет по-настоящему действенным без творческого замысла и полета фантазии.
Условия карьерного роста
Оптимальный вариант – пройти все ступени профессиональной и карьерной лестницы, начиная с самых базовых позиций стажера и специалиста. Эта профессия требует живой практики, теоретические знания должны пройти проверку ежедневной рутинной агентской работой.
Вначале стоит сделать принципиальный выбор – клиентская или агентская сторона. Первая обеспечивает стабильный, особенно в «жирные» годы, заработок и социальный пакет. Однако существенным образом ограничивает возможности роста - как карьерного, так и профессионального. Но самое главное – кругозор во многом определяется отраслью деятельности компании.
В свою очередь агентская сторона – существенно более динамичная история. Сегодня по уровню компенсационного пакета она практически сравнялась с клиентской. Но при этом у нее остались и все ее плюсы. Появляется возможность развиваться не только по вертикали карьерной лестницы, но и по горизонтали – разные отрасли, направления деятельности клиентов, характер проводимых программ и проектов. Основной минус агентской жизни – существенно более высокий, по сравнению с клиентской, уровень стресса. Однако многих привлекает именно это.
До недавнего времени PR-сектор в России рос взрывообразно, спрос требовал гонки кадров и зарплат, поэтому успешную карьеру PR-специалист мог построить уже через два года работы в этой сфере. Однако экономический кризис и здесь расставил все на свои места. Пришло понимание того, что долго расти - это нормально, что пройти всю лестницу за два года даже в самом небольшом агентстве - неправильно. Разорвался порочный круг, когда ради удержания сотрудника руководитель агентства переводил его на более высокую позицию, а только потом начиналась подгонка его квалификации под новый уровень ответственности. Российский рынок постепенно продвигается к ситуации, характерной для продвинутых западных компаний, когда работа в агентстве по семь-десять лет - обычное дело, а не что-то сверхъестественное, как это до недавнего времени было в России.
Ступени карьерной лестницы:
стажер;
специалист;
старший специалист;
руководитель проекта;
старший руководитель проекта;
директор группы проектов;
директор практики;
партнер.
Основные различия между должностями – в уровне ответственности и самостоятельности в принятии решения, допуска к клиенту, финансовой информации по проекту, делегировании полномочий и контрольных функций.
По срокам самый длинный путь сотрудника, работающего на сегодня в российском PR-агентстве, – 4,5 года, от специалиста до директора группы проекта.
Компенсации
Средняя зарплата для PR-менеджера на 2009 год в России составляет 35000 руб. При этом меньше всего эти специалисты получают в Барнауле, Волгограде, Воронеже, Ижевске, Кирове и Оренбурге – рыночный зарплатный коридор в этих городах составляет в среднем 13000-20000 руб. Самый высокий уровень дохода у представителей PR-сферы, как и ожидалось, в Москве и Санкт-Петербурге – 30000-45000 руб.
Минимальный уровень дохода в PR-отрасли на 2009 год составляет 8000 руб., максимальный – 85000 руб.
От чего же зависит уровень компенсаций PR-специалистов? Условно зарплаты и соответствующие им требования можно разделить на три уровня:
1. Ниже рыночного зарплатного коридора
неполное/высшее образование (журналистика, филология, реклама, PR);
знание основных принципов PR-деятельности;
высокая грамотность;
навыки написания статей, рекламно-информационных материалов;
хорошие коммуникативные навыки, навыки делового общения;
ПК – уверенный пользователь;
опыт работы в сфере рекламы и PR от года.
2. В рамках рыночного зарплатного коридора
наличие контактов со СМИ, рекламными агентствами, дизайнерами;
знания основ формирования фирменного стиля компании;
владение инструментами внешнего и внутреннего PR;
навыки медиапланирования;
наличие портфолио;
успешный опыт реализации PR-проектов;
опыт работы PR-менеджером от двух лет;
знание английского языка на разговорном или свободном уровне.
3. Выше рыночного зарплатного коридора
знание принципов, методов и технологий брендинга;
опыт разработки PR-стратегий;
опыт разработки и проведения крупных PR-мероприятий;
опыт работы PR-менеджером от трех лет.
В итоге, что собой представляет среднестатистический российский PR-менеджер?
Это, как правило, женщина до 29 лет с высшим образованием и свободным знанием английского языка, хорошими коммуникативными навыками и опытом работы в сфере рекламы и PR от двух лет.
80. Участие в выставке как PR-акция: этапы организации, содержание информационной поддержки.
- 60. Работа пресс-центра фирмы: структура и функции пресс-службы; критерии выбора сми, этика и принципы профессионального общения с журналистами. Организация работы пресс-службы в пр-отделе
- 1.1. Структура и основные задачи пресс-службы пр-отдела
- 1.2. Характер взаимоотношений пресс-службы пр-отдела и сми
- 61. Ресурсное обеспечение маркетинговых акций.
- Фандрайзинг для нко
- 61. Роль коммуникации в информационном обществе.
- Изменение роли коммуникации в информационном обществе
- 1. Работа с общественными организациями.
- 3. Жители.
- Глава 2. Pr в государственных организациях
- Глава 3. Pr-службы в государственных организациях России
- 64. Самопрезентация специалиста как pr-ресурс: специфика, формы, технологии.
- Что такое «самопрезентация» и зачем она нужна?
- Манипулирование в рекламе
- Эвфемизмы
- Подмена понятий
- 66. Сми как ресурс реализации антикризисной программы фирмы. Антикризисный консалтинг
- 67. Современные политические pr-технологии России: опыт, тенденции и проблемы развития.
- Зарождение политического pr
- Что такое политический pr?
- Черный и белый pr
- Принципы работы со сми
- Особенности российских сми для политического pr
- 68. Составляющие коммуникационного менеджмента.
- 69. Специфика pr-деятельности общественных организаций.
- Специфика Public Relations в некоммерческом секторе
- 70. Специфика и содержание работы с целевой аудиторией акций паблисити.
- 71. Спонсоринг как разновидность pr-технологий: идеология, функции, приоритеты, мотивы, формы.
- Cпонсоринг и фандрайзинг, или как найти деньги на мероприятие
- "Просящие и дающие"
- Имя тебе - спонсор
- Что такое сносорский пакет?
- Технология работы по привлечению спонсоров
- Некоторые правила спонсоринга
- Спрос и его факторы. Функция спроса.
- Спрос как основная характеристика нормативно-потребительского поведения: механизмы и технологии формирования
- Внешняя среды организации и ее основные элементы
- Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. Особенности внешней среды
- 74. Сущность, функции, принципы и технологии организации информационного паблисити.
- 75. Сферы коммуникации и модели коммуникации.
- 1. Моделирование коммуникации в разных науках.
- 76. Типовая структура, принципы организационного строения и функции подразделений корпоративной pr-службы. Структура pr-служб
- 77. Требования к информационному, образному и архитектурному дизайну компании. Идентичность бренда
- Общая концепция бренда, миссия, позиционирование...
- Основные элементы идентичности бренда:
- 78. Управление коммуникативными потоками. Корпоративное издание для сотрудников – идеальный стратегический инструмент управления бизнесом
- 79. Управленческий аспект деятельности pr-специалиста.
- Планирование участия в выставке
- Прямые продажи
- Ознакомление с рынком
- Получение деловых связей и заключение перспективных контрактов
- Решение pr-задач
- Каковы бы цели Вашего участия не были, они должны удовлетворять следующим требованиям:
- Каковы условия участия в выставке?
- Вопросы, на которые нужно знать ответ:
- 81. Фирменный стиль организации: структура, этапы и технологии разработки. Этапы разработки фирменного стиля
- Создание фирменного стиля Создание фирменного стиля является важнейшим этапом начала работы любой организации!
- Этапы разработки фирменного стиля:
- Фирменный стиль компании: развитие и организация бизнеса
- Составляющие фирменного стиля компании
- Использование фирменного стиля — основные преимущества
- 82. Цели и содержание деятельности корпоративного web-сайта (конференции on-line, интернет-брифинги, интернет-паблисити).
- Рекламная коммуникация: социальный и креативный аспект
- 84. Этапы и технологии проектирования бизнес-структур.
- 5.5.2. Этапы разработки концепции организации
- 2. Обоснование маркетинговой стратегии организации.
- 3. Социальная политика организации:
- 4. Обоснование маркетинговых мероприятий организации:
- 5. Функционально–содержательная модель организации:
- 85. Этапы и технологии проектирования социально-культурной акции.
- 86. Этапы и технологии проектного обоснования рекламной кампании. Разработка и реализация рекламных кампаний
- Цели и этапы рекламной кампании
- 87. Этапы и технологии формирования концепции материалов паблисити.
- 88. Этапы формирования и реализации программ спонсоринга.
- 89. Эффективность управления коммуникациями процесс коммуникаций и эффективность управления
- Эффективные и неэффективные коммуникации
- Оценка эффективности pr
- Роль исследований
- Гадание на кофейной гуще и... Отчетах
- Важность определения целей
- Медиамониторинг
- Внутренние коммуникации
- Оценка неудач
- 90. Ярмарка как форма pr-акций: функции, классификация, этапы разработки и реализации.
- Классификация ярмарок по масштабу и характеру
- Ярмарки и выставки как инструмент маркетинга Акулич и.Л.
- 8.1. Становление и развитие ярмарок и выставок
- 8.1.1. Немного истории
- 8.1.2 Современная концепция ярмарок и выставок
- 8.1.3. Какие бывают ярмарки и выставки
- 8.2. Основные этапы подготовки и участие фирмы в работе ярмарок и выставок
- 8.3. Решение об участии фирмы в работе ярмарки или выставки
- 8.3.1. Цели участия фирмы в работе ярмарок и выставок
- 8.3.2. В каких ярмарках и выставках следует участвовать
- 8.4. Подготовка к участию в работе ярмарки или выставки
- 8.5. Участие в работе ярмарки или выставки
- 8.5.1. Выставочный стенд
- 8.5.2. Работа персонала на ярмарке или выставке
- 8.6. Подведение итогов участия в ярмарке или выставке
- 8.6. Оценка результатов участия в ярмарке или выставке
- 8.7. Основные причины неудачного участия в ярмарке или выставке
- 8.8. Ярмарочная и выставочная деятельность в республике Беларусь
- Классификация выставок и ярмарок