3. Жители.
Администрация мобилизовала потенциал общественной приемной. Еженедельно на оперативных сообщениях анализируются письма граждан, их обращения в приемную, происходит ознакомление с контент - анализом прессы и последующая корректировка рабочих планов службы ПР.
Во время кризисных ситуаций администрация активизирует различные механизмы социальной рекламы. К примеру, в трудные дни кризиса в городе появились баннерные плакаты с изображением группы химчан, сфотографированных во время празднования дня города, и слоган: "Мы вместе: будем добрее друг к другу". (9)
Взаимодействие с целевыми аудиториями.
Государственная структура взаимодействуют со следующими целевыми аудиториями:
Население: избиратели, налогоплательщики и клиенты
Выборные должностные лица
Служащие
Средства массовой информации.
Население.
Вовлечение населения.
Приоритетным направление в работе с населением является деятельность, направленная на вовлечение этой группы в реализацию государственной программы. Население в своих поступках руководствуется личностными предпочтениями и обстоятельствами. Для многих государство - это нечто, что можно проигнорировать до тех пор, пока не затрагивается интересы их улицы, школы детей или собственного дома.
Реализуемая программа работ должна состоять из следующих необходимых ингредиентов: Участие. План должен отражать все существующие точки зрения на рассматриваемую проблему. Информация. Распространяемая информация должна быть ясной и всеобъемлющей.
Определение проблемы. Проблема должна быть ясно определена, чтобы понимание у заинтересованных групп было одинаковым.
Образование. Участники программы должны иметь желание учиться и обучать.
Варианты действий. Должны быть выработаны различные варианты действий для рассмотрения участниками программы.
Консенсус. Должно быть общее согласие по поводу выработанного решения.
Реализация. Все участники должны способствовать реализации программы.
Вышеперечисленные составляющие программы является основой, на которой базируется дальнейшая стратегия. Степень вовлечения населения в каждый из этапов определяется характером программы и преследуемыми ею целями.
Встречи с населением.
Взаимоотношения между государственной организацией и населением можно условно разделить на три категории: рутинные, позитивные и внешние. Для каждой категории возможно создание плана взаимоотношений или даже стратегического плана действий. - Рутинные отношения являются результатом ежедневной работы государственного органа, например, решение вопросов неоплаты счетов за коммунальные услуги, штрафы, получение лицензий и пр. - Позитивные включают в себя функции государства обучать, поощрять и награждать различные группы населения. Например, награждение самого выдающегося человека в городе. Внешние взаимоотношения возникают, когда людей приглашают поучаствовать в работе государственной организации или дать рекомендации.
Другой формой встреч с населением являются собрания, на которых представитель государственной структуры знакомится с общественным мнением по конкретному вопросу непосредственно в процессе его представления. Негативным аспектом данной формы встреч является невозможность соблюдать, к примеру, повестку дня и следовать во всем предусмотренной процедуре, так как мнение может возникнуть в процессе обсуждения проблемы. Более того, в подобных встречах не смогут принять участие все существующие группы населения.
Альтернативные способы взаимодействия с населением:
Референдумы
Пакеты "Добро пожаловать", предлагающие скидки на городские коммунальные услуги
Ежегодные доклады, новостные письма, публикации
Кабельное телевидение или компьютеризированное общение
Награды, получаемые гражданами и награды от групп населения, получаемые чиновниками
Связи с местными ассоциациями
Возможности граждан принять участие в работе департамента или комитета
Организованная деятельность в парках и других общественных местах
Культурные мероприятия
Волюнтаристские организации типа "Друзья библиотеки"
Связи с бизнес - ассоциациями.
Взаимодействие с выборными должностными лицами.
Официальное и неофициальное общение.
Неофициальные новостные письма. Еженедельные неофициальные письма позволят быть выборному лицу в курсе событий и намечающихся проектов, предотвратить конфликтные ситуации. Подобное письма может состоять как из законодательных новостей, так и интересных фактах об общественности.
Контроль жалоб. Выборное должностное лицо получает огромное число жалоб, с которыми в дальнейшем разбираются подчиненные и информируют его о результатах.
Персональный контакт. Несмотря на значение формальной документации, телефонное общение намного эффективнее. Другие предпочитают общаться на еженедельных неформальных встречах.
Финансовая информация. Выборные органы получают от чиновников финансовую информацию и рекомендации по поводу действий, которые должны быть приняты в той или иной сфере. Ежемесячно предоставляется информация, касающаяся расходов и доходов органа, финансовое прогнозирование. Задача сотрудников корректно оценить финансовое положение и предложить дальнейшие перспективы финансового развития организации. Обсуждение бюджета организации для выборных лиц - одна из первостепенных задач, соответствующее решение которой позволит ему заручиться поддержкой подчиненных до следующих выборов.
Лоббирование.
Взаимодействие с сотрудниками.
Эффективное управление персоналом позволит результативно функционировать самой организации. В этом процессе применяются различные методики, из которых наиболее популярными являются следующие:
Один на один. Наиболее фундаментальный тип общения. Рекомендуется использовать календарь встреч с каждым из сотрудников, например, в обеденные перерывы, во время которых можно выслушать пожелания персонала.
Групповые встречи. Для групповых встреч необходимо заранее определить повестку дня и цель встречи для подготовки сотрудниками комментариев по проблеме. Рекомендуется пригласить на встречу сотрудников, занимающих различное положение в организации.
Напечатанная информация. Большинство организаций информируют своих сотрудников посредством брошюр, писем, которые попадают к ним вместе с конвертом с зарплатой, но чаще всего такая информация остается без внимания. Данный тип взаимодействия считается неэффективным, поэтому в последнее время организации экономят свои ресурсы и не информируют сотрудников подобным способом.
Видео. Коммуникации посредством видео записей становится наиболее практикуемым способом. Видео камеры записывают встречи для дальнейшего проигрывания большей по объему аудитории. Видео используется для объяснения комплексным ситуаций, таких как бюджетный кризис. Некоторые структуры используют интерактивные видео конференции для обучения сотрудников, установления диалога между менеджерами и подчиненными.
Периодическое издание совета директоров. Предполагается распространять периодические издания в информационных центрах организации, многолюдных коридорах с целью оповещения как можно более широкомасштабной аудитории. Если сотрудник получает письмо с благодарностью от населения, рекомендуется включить его в данное издание для улучшения коммуникаций между советом директоров и сотрудниками, для информирования внешней среды, которым также адресованы данные периодические издания.
Электронная почта. Электронная почта - быстрый и недорогой способ передачи сообщений, снижающий ежедневную загруженность телефонных линий. Эффективность зависит от количества пользователей, имеющих доступ к системе.
Телефонные системы. Телефонные "горячие" линии обычно распространяют записанные и "живые" послания по специализированным программам, проектам, кризисным ситуациям. Например, в одной государственной компании 30 сотрудников, имеющие доступ к телефонной системе, получали еженедельный анонс, далее каждый из них отправлял свои комментарии на "главный" телефон, которые затем обрабатывались и представлялись менеджерам в виде аналитической записки.
Взаимодействие со СМИ.
Основные правила в работе со СМИ.
Государственные структуры могут использовать несколько методов содействия СМИ в процессе распространения информации о данной структуре.
Представители СМИ должны быть обеспечены календарем мероприятий, реализуемые государственной организацией. Календарь полезен в связи с тем, что позволяет редакторам и репортерам распределить работу по освещению деятельности данной организации. Календарь менее информативен, чем новостной релиз или анонс события, которые при запросе журналистами раскрывают сущность и проблему каждого из мероприятий.
Следующий способ - распространение программы собрания или встречи директоров (повестки дня), на которые приглашаются журналисты в качестве пассивных или активных участников. Журналисты, анализируя повестку дня, решают на каких встречах или собраниях они будут присутствовать и информируют об этом ответственного за мероприятие.
За несколько дней до встречи высылаются материалы по истории вопроса, что позволяет репортерам изучить проблематику вопросу и сформулировать тезисы, которые будут озвучены на встрече. Государственный орган по возможности должен распространить как можно больше информации. Результатом будет получение населением точной, полноценной и всеобъемлющей информации о проблеме.
ПР - менеджеры государственной структуры должны организовать личную встречу журналистов с избранными представителями (депутатами) и менеджерами топ - уровня, у которых можно получить экспертную оценку проблемы.
После проведения мероприятия необходимо договориться о телефонном звонке, во время которого репортеры прокомментируют событие и его организацию, затребуют дополнительные материалы или попросят организовать интервью.
Соответствие формату различных СМИ.
Новостной релиз или анонс события должен быть составлен в формате, соответствующем определенному типу СМИ и направлен сотруднику, ответственному за данную группу новостей.
Газеты. Несмотря на то, что стиль и формат ежедневных и еженедельных газет может быть похожим, организация работы персонала и способы взаимодействия государственного органа и сотрудника газеты различаются. Штат ежедневной газеты больше и носит специализированный характер, поэтому приходится контактировать с несколькими редакторами и репортерами. Еженедельная газета ориентирована на широкую аудиторию, оказывает большее влияние на мнение населения, характер статей лояльнее. Организация способов контактов различается от типа газеты: федеральная, региональная или городская. В городские или региональные газеты достаточно рассылать сообщение одному редактору. В федеральные газеты рекомендуется осуществлять рассыл в различные отделы.
Радио. Контакты с новостными радио - каналами будут более обширными и многоплановыми, чем, например, со станциями, транслирующими популярную музыку, которым требуются короткие и точные сообщения без комментариев экспертов. Необходимо рассылать два типа новостных релизов: "важные политические новости" и "новости для перерыва". Радио - репортеры используют новостные релизы в качестве бэкграунда (истории вопроса) и обычно зачитывают их, например, перед прямым эфиром с конференции. В связи с этим новостной релиз должен легко усваиваться на слух.
Телевидение. Государственная организация должна постоянно поддерживать контакт с редактором отдела новостей и репортерами, отражающими новости данного сектора государственной жизни. В отличие от радио и прессы, телевидение требует наличия в мероприятие визуального эффекта. Если таковой отсутствует, вероятность трансляции события по телевидению невелика. Для телевидения более интересна тема открытия нового павильона в зоопарке, чем реорганизация муниципального банка. Пресс-конференции и другие события, происходящие в первой половине дня, имеют больше шансов быть освященными в телепрограммах, чем вечерние встречи руководителей отдела, так как вечером количество телеоператоров и камер уменьшается. Эффективнее приглашать телевидение в пресс-центр и сообщать предпринятые действие за определенный период для представления информации в информационном обзоре, где не требуется визуальная поддержка. Необходимо организовывать участие представителей государственного органа в ток-шоу, в аналитических программах.
Новость должна быть новой.
Качество новости включает в себя такие составляющие, как известность, новизна, близость, необычность, человеческий интерес. Перед тем как критиковать масс-медиа за их циничность, желание освещать только сенсации или кризисы, необходимо апробировать возможные способы привлечения внимания к конкретной государственной структуре и ее новостям:
Быть в курсе текущих проблем.
Показать, что государство разрабатывает новые способы решения старых проблем.
Привлечь интерес населения, демонстрируя необычную точку зрения. Сюжеты, апеллирующие к эмоциям, эксплуатирующие иронию всегда вызывают интерес. Клише, что дети, пожилые люди и животные победители общественного интереса, действует.
Сообщить, что информация, которую можно получить сегодня вечером на собрании, в дальнейшем будет не доступна.
Предоставить репортерам копии комплексных документов, таких как бюджет, вместе в новостным релизом. Подобные данные могут быть опубликованы в прессе или представлены на телевидение в качестве визуальной поддержки события.
Проследить путь релиза телефонным звонком.
Составить список всех журналистов с координатами, которые будут присутствовать на мероприятии.
Отправлять релизы только соответствующему СМИ и в соответствующий раздел. (10)
Пресс-клиппинг как наиболее популярная ПР - технология .
Анализ прессы или пресс-клиппинг (подбор печатного материала) едва ли приносит такое же удовлетворение, как другие формы исследовательской деятельности. Однако, несмотря на то, что на аналитическую работу в PR отводится только 3% бюджета компании, мониторинг прессы остается единственным средством, с помощью которого можно оценить, насколько эффективна деятельность отдела по связям с общественностью. Это почти аксиома даже для тех, кто использует более современные комбинированные методики исследования рынка.
Несмотря на то, что технический прогресс обещает, что в недалеком будущем бумажный компонент ПР - деятельности станет анахронизмом, слухи об устаревании "пресс-клиппинга" оказались сильно преувеличены. На самом деле, многие структуры до сих пор предпочитают иметь вполне осязаемый пакет с газетными материалами, в некоторых случаях, в сочетании с информацией, размещенной в Интернете.
Не все газетные издания публикуют свои материалы он-лайн, и лишь немногие помещают полную версию статей. Некоторые полагают, что урожай новостей гораздо быстрее собрать в Интернете. Но множество журналов попадает на газетный прилавок гораздо раньше, чем их электронная версия появляется в Интернете. Не говоря уже о том, что на экране компьютера невозможно оценить, насколько удачно располагается в газете публикуемая статья или насколько качественно сделаны фотоматериалы.
Нужно учитывать и человеческий фактор. "Ни один компьютер не может рассчитывать на интуицию при анализе газетных материалов. Только реальный читатель может оценить важность той или иной публикации. Не имеет значения, насколько хорошо организован сайт, или насколько тщательно продуман список ключевых слов. Вы не можете привить чутье на новости коробке с проводками и железками".
Конечно, специализированные агентства и аналитические фирмы могут сделать большую часть черновой работы, а уровень сложности и количество выполняемых заказов могут быть ограничены только бюджетом, который обычно не предусматривает подобных заказов.
Существует мнение, что пресс-анализ используется главным образом для того, чтобы собрать количественную информацию - объем статей, количество печатных листов, широту распространения печатного издания. Таким образом, внутренний персонал может более эффективно отслеживать количественную информацию, потому что сотрудники компании хорошо знакомы как со структурой организации, так и с индустрией в целом. Другая точка зрения заключается в том, что внутренний персонал и даже PR-фирмы, которые могут быть наняты для мониторинга и клиппинга прессы, могут быть необъективны, поскольку они слишком заинтересованы в определенном результате, и им есть, что терять.
При профессиональном осуществлении процедуры пресс-клиппинга, его эффект может превышать эффект других типов исследований.
Рекомендации, необходимые для успешной реализации пресс-клиппинга:
Тщательный отбор ключевых слов при поиске материала.
Обновление информационной матрицы по мере поступления новых данных.
Представление анализа прессы частью большого исследовательского проекта.
Принятие решения о том, нуждается ли организация в архиве прессы, и если да, то каков будет оптимальный способ хранения данных.
Необходимо учитывать, что у сотрудников помимо анализа прессы есть и другая работа.
Возможные негативные последствия:
Сильное сужение поля поисков информации может привести к потере важного материала. Нельзя ожидать, что фирма, нанятая для мониторинга прессы, будет выполнять свою работу эффективно, не нуждаясь в частых напоминаниях.
Напрасно ждать, что одна статья в газете объективно и всесторонне отразит, насколько успешной оказалась ваша PR-активность.
Не всегда собственные усилия по составлению отчета обойдутся вам дешевле, чем аналогичные услуги специального агентства.
Существенным плюсом пресс-клиппинга является минимальное затрачивание денежных средств в совокупности с достаточно большим и разнообразным объемом информации, что и определяет его популярность среди государственных организаций. Анализ прессы позволяет оценить существующую ситуацию и выработать необходимые линии поведения в работе со СМИ. (11)
Менеджмент новостей.
Управление новостью в государственном секторе зачастую становится единственно доступным инструментом, не ассоциирующимся с манипулятивными технологиями. Менеджмент новостей особо значим в кризисных ситуациях: будь то забастовка, или неправильно истолкованное выступление первого лица. Целью является принятие правильной линии работы с масс-медиа. Освещение неблагоприятным образом того или иного события телевизионными каналами или его умолчание - типичная ситуация нашей современной истории. Задача, стоящая перед администрацией государственного органа - максимально возможно повлиять на то, какая информация об администрации и проводимой ею политики появится в СМИ.
Поскольку новости являются отражением внимания общественного мнения к тому или иному вопросу, то менеджмент новостей и стал тем инструментарием, который дает возможность вводить элементы управления в сферу, казалось бы неподдающуюся управлению.
В качестве характеристик формирования новостного пространства выступают отбор событий и придание значимости новостям. Можно заменить или не заметить событие. Можно занизить или усилить его. В новостной плоскости происшедшее событие может тормозиться, а может ускоряться. В качестве инструментария "торможения" выступают: недопуск, замена новой ситуацией, смещение акцентов. Инструментами "ускорения" являются акцент на важности, присоединение к другому важному событию, использование комментариев.
Другая сторона управления освещением события - цикл возможной трансформации новостей. Можно наблюдать в "жизни" события в новостной плоскости следующие этапы:
- подготовка ожиданий события - проведение самого события - освещение события средствами телевидения и радио - освещение события средствами прессы - комментарии к событию, упоминание события в списке однородных событий - ссылки на событие в качестве подтверждения какой-либо тенденции.
Американцы часто привлекают к обсуждению людей, заменяющих официальных лиц. На эту роль обычно выбирают тех, кто пользуется авторитетом в рамках местного информационного рынка, т.е. лиц, способных поддерживать планы администрации.
Говоря о торможении, необходимо отметить, что негативное (как и позитивное) событие имеет определенный срок жизни, то за срок 7-10 оно полностью "выветривается" из массового сознания. Поэтому в ряде случаев нет необходимости в опровержениях, поскольку "негатив" умрет и сам.
Возможна такая форма управления, как отбор событий. То есть составление списка мероприятий, в которых необходимо участие главы администрации или ведомства. Необходимо заниматься постановкой событий в соответствии с избранной стратегией. Следует четко установить: скандал развивается или умирает. В последнем случае появление руководящего лица может снова возродить скандал. Иногда следует вновь появиться на экране, чтобы новая подача помогла стереть отрицательные результаты предыдущей.
Цикл представляет собой следующую схему: отбор - событие - освещение - резонанс. При этом отбор события осуществляется с точки зрения интересов канала коммуникации, в противном случае, если не соответствовать его требованиям, будет трудно добиться освещения данного события в рамках этого канала. Подготовка ожиданий включает обработку аудитории. Отличие демократической схемы управления общественным сознанием состоит в контроле отдельных ситуаций, позитивной ориентацией на вытеснение другого события, носит более динамичный характер.
Управляя новостью, можно организовывать утечку информации, развертывание по стране групп давления, которые призваны поддержать те или иные требования. Существует большое количество способов менеджмента новостей, которые обычно являются "секретной технологией". (12)
Перспективы развития государственного рынка ПР.
Несколько лет назад правительство Латвии приняло бюджет страны, в котором отдельной строкой были расписаны расходы на "связи с общественностью". Сумма, выделанная на ПР государства была немалая - 120 тысяч долларов. Осуждение западными СМИ антисемитизма, превалирующего в настроениях прибалтийского народа, вызвало отток западных партнеров и инвесторов, потерю прочных деловых связей. В связи с этим на улучшение имиджа Латвии в глазах Запада были выделены бюджетные средства.
Сегодня частные агентства по связям с общественностью довольно часто реализовывают локальные ПР - проекты для государственных структур. Стали нормой проведение тендеров на право работать на государство, например, тендер на лучший проект ПР - обслуживания Центробанка. Учреждаются специальные управления самих правительственных или государственных структур. Негативные моменты имеют и частные фирмы, работающие на государство, и государственные ПР - управления, так как первые не обладают необходимыми ресурсами для решения задач на общегосударственном уровне, а вторые - недостаточно скооперированы, и, следовательно, неэффективны.
Одним из способов решения подобной проблемы является создание крупных акционерных ПР - агентств, где учредителями (50%/50%) являются государство и частные лица, высокопрофессиональные специалисты по связям с общественностью. (Такая система организации и использования капиталов успешно апробирована на ОРТ). Аккумулировав финансовые ресурсы частных лиц и информационные - государства, подобное агентство будет в состоянии реализовывать проекты и программы в масштабах страны.(13)
Управление по связям с государственными и общественными организациями Минфина России.
Управление по связям с государственными и общественными организациями Министерства финансов Российской Федерации образовано в конце 1994 года. Основная его задача состоит в обеспечении взаимодействия Министерства с органами законодательной и исполнительной власти, общественными организациями и средствами массовой информации в целях достижения согласованности в законотворческой работе, оперативного информирования о предпринимаемых Министерством действиях и объективного освещения его деятельности в печати, на радио и телевидении.
За годы своего существования Управление претерпело ряд структурных преобразований, существенно расширивших его функции и возможности совершенствования форм и методов реализации поставленных перед ним задач. В настоящее время Управление является самостоятельным структурным подразделением Министерства, напрямую подчинено Министру и состоит из трех отделов:
1. Отдел по взаимодействию с Федеральным Собранием РФ
2. Отдел по связям со СМИ и общественными организациями
3. Отдел информационного взаимодействия и прогноза.
Отдел по взаимодействию с Федеральным Собранием РФ.
Задачи:
Организационное и информационное обеспечение деятельности Статс-секретаря
Обеспечение взаимодействия Минфина с федеральными и субъектными органами законодательной и исполнительной власти в законотворческой деятельности в части, относящейся к компетенции Министерства
Организационное и информационное обеспечение участия руководителей и специалистов Министерства в работе комитетов, комиссий и рабочих групп Совета Федерации и Государственной Думы по подготовке и обсуждению проектов законов
Информирование руководства Минфина о ходе рассмотрения депутатских запросов и обращений
Осуществление постоянных контактов с подразделениями Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ
Отделом установлены постоянные контакты с депутатами, представители Минфина участвуют в заседаниях фракций и информируют руководство об их итогах. Организовываются встречи с ними руководителей и специалистов Министерства, проводятся консультации для депутатов (по просьбе их руководителей) по проблемам, относящимся к компетенции Минфина. Постоянно отслеживается прохождение в Министерстве депутатских запросов и обращений. Информация о ходе их рассмотрения оперативно доводится до сведения депутатов.
Для руководства Министерства регулярно готовятся информационные и аналитические материалы о расстановке сил и позициях депутатов и сенаторов по относящимся к деятельности Министерства вопросам. Готовятся отчеты о заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп Совета Федерации и Государственной Думы по вопросам, входящих в компетенцию Минфина. Отдел информирует депутатов ГД и членов СФ о ходе рассмотрения поступивших от них запросов и обращений. Осуществляет подготовку для Статс-секретаря предложений и других материалов по совершенствованию работы Представительства Правительства РФ в Федеральном Собрании РФ.
Календарь Статс-секретаря. Статс-секретарь в ранге первого заместителя Министерства финансов РФ является официальным представителем при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе и Совете Федерации. Информация о законопроекте, стадии его прохождения, в каком чтении рассматривается, поддержании Правительством РФ и прочих вопросах, относящихся к деятельности Министерства, заносится в календарь Статс-секретаря.
Разделы Календаря:
Наименование проекта правового акта, даты внесения в Государственную Думу для рассмотрения
Субъект права законодательной инициативы (Правительство РФ, Депутаты ГД или Член СФ)
Комитет, ответственный за прохождение правового акта
Дата рассмотрения Госдумой
Ответственный в Минфине
Наличие заключения. (Например, Правительство не поддерживает законопроект)
Еженедельная сводная информация о мероприятиях, проводимых в Федеральном Собрании РФ, организована в следующие разделы:
Наименование мероприятия (пленарные заседания ГД, заседания комитетов ГД, мероприятия депутатских объединений, пленарные заседания СФ, заседание комитетов СФ, мероприятия СФ).
Дата
Рассматриваемые законопроекты и законодательные акты
Ответственный в Минфине, представитель, исполнитель, контактные телефоны
Субъект права законодательной инициативы, ответственный комитет
Позиция Правительства РФ
Примечания. (Закон рекомендован к снятию с рассмотрения, Правительство не поддерживает законопроект и пр.)
Представители Управления регулярно взаимодействуют с фракциями и депутатами, так как последним требуется помощь финансовых специалистов в корректном составлении законопроектов. Кроме того, необходимо объяснять значение того или иного проекта в сфере финансов, который необходимо поддержать на стадиях рассмотрения и принятия, так как многие депутаты финансово безграмотны.
Отдел по связям со СМИ и общественными организациями.
Взаимодействие Минфина с российскими и зарубежными СМИ осуществляет отдел по связям со СМИ и общественными организациями.
Задачи:
Участие в разъяснении через СМИ единой государственной политики, ее приоритетов, роли и значения Минфина в реформировании экономики, формирование у российской и зарубежной общественности позитивного отношения к его работе
Отбор материалов, публикуемых в СМИ, по освещению деятельности Минфина, оперативная организация публикаций, реагирующих на критику в его адрес
Организация и проведение пресс-конференций, брифингов, "круглых столов", встреч и интервью представителей СМИ с руководителями и специалистами Минфина
Информационно-пропагандистское обеспечение выпусков Минфином государственных ценных бумаг
Помимо организационного обеспечения встреч руководителей и специалистов Министерства с представителями прессы (пресс-конференции, брифинги, интервью, записи в теле и радиопрограммах) в задачи отдела входит распространение, подготовка и размещение в СМИ пресс-релизов, статей, интервью с руководителями Министерства и его подразделений и других информационных материалов о проводимых мероприятиях. Встречи с прессой проходят в специально оборудованном для этой цели Пресс Зале, на стенах которого вывешены портреты всех министров финансов, что демонстрирует преемственность и традиции в работе Министерства.
Данный отдел осуществляет сбор, анализ и распространение официальной информации о деятельности Минфина по реализации единой государственной финансовой политики, совершенствовании методов финансово-бюджетного планирования. Организуется работа по рассмотрению сообщений, опубликованных в СМИ информации, о неисполнении работниками Минфина федеральных законов, указов Президента РФ, решений Правительства РФ, а также решений судов, и направлению в соответствующие СМИ и Главное контрольное управление Президента РФ итогов рассмотрения сообщений об указанных нарушениях.
В отделе ведется мониторинг прессы, по результатам которого готовится ежедневная подборка публикаций в периодической печати по основным направлениям и событиям в сфере финансовой политики, а также с оценками работы Минфина в этой области. Осуществляется отбор и анализ материалов российских и зарубежных информационных агентств, теле- и радиопередач.
Отдел информационного взаимодействия и прогноза.
В 1998 году в структуре Управления сформирован Отдел информационного взаимодействия и прогноза, осуществляющий информационно-аналитическое обеспечение деятельности Министерства при взаимодействии с государственными органами власти, СМИ и общественными организациями. Созданы и ведутся специализированные аналитико-прогностические базы данных, в том числе и ретроспективных. При этом налажен прямой информационный обмен с аналогичными службами Администрации Президента, Аппарата Правительства и Федерального Собрания РФ. В настоящее время для обеспечения работы Управления сформированы базы данных по находящимся в парламенте на разных стадиях рассмотрения законопроектам, по депутатским запросам. На основе постоянного мониторинга прессы, а также информации поступающей из ведущих отечественных и зарубежных агентств отдел еженедельно готовит анализ основных тенденций в освещении деятельности Минфина и предложений по формированию в общественном мнении его позитивного образа.
Внешние связи и протокол.
Управление также реализуют задачи по внешним связям и протоколу:
· Налаживает, расширяет и развивает взаимосвязи Министерства с международными банками и иными кредитными учреждениями и их представительствами
· Обеспечивает приемы, информационное и протокольное сопровождение зарубежных представителей и делегаций.
· Развивает деловые связи и обмен опытом работы с информационными службами государств-участников СНГ, а также других иностранных государств.
В соответствии с возложенными задачами по внешним связям и протоколу Управление осуществляет следующие функции:
(a) Оказывает содействие официальным делегациям Минфина, выезжающим за рубеж с визитами или для участия в международных встречах. (b) Проводит протокольные мероприятия, связанные с приемом иностранных делегаций в Министерстве. (c) Осуществляет взаимодействие с посольствами иностранных государств, иностранными и международными организациями и их представителями по вопросам протокольной работы. (d) Переводит, систематизирует и обрабатывает иностранную корреспонденцию поступающих в адрес Министра и заместителей Министра. (e) Осуществляет содействие в проведении стажировок в Министерстве групп финансовых работников иностранных государств. (f) По поручению руководства Министерства представлять в пределах своей компетенции Министерство в министерствах, ведомствах, организациях и федеральных предприятиях и вести с ними переписку, служебные переговоры, как на территории РФ, так и за рубежом.
Права Управления.
Управлению предоставляется право получать от структурных подразделений Минфина необходимые документы, справки, материалы, привлекать специалистов из других департаментов Минфина для подготовки материалов. Управление имеет право созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в его компетенцию, привлекать для участия в них представителей департаментов, отделов, управлений и других организаций, подведомственных Минфину. Также управление вносит предложения руководству Минфина по вопросам совершенствованию работы Управления, необходимости командирования своих специалистов в пределах РФ и за границу.
Организация работы Управления.
Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром, осуществляющий общее руководство на основе единоначалия. Начальник имеет двух заместителей, которые также назначаются на должность или освобождаются от нее Министром. Обязанности заместителей определяются начальником Управления. Круг служебных обязанностей остальных работников определяется должностными инструкциями, утвержденными в установленном порядке в соответствии с квалификационными справочниками должностей специалистов и служащих, утвержденными в установленном порядке.
Управление взаимодействует с личным пресс-секретарем Министра, который обычно в случае отставки Министра покидает Министерство совместно со своим непосредственным руководителем, а департамент по ПР остается. Подобная система организации ПР - структуры в государственной организации применятся в большинстве зарубежных стран
Начальник Управления. Начальник осуществляет управление в следующих направлениях:
Руководит всей деятельностью Управления, организует его работу, несет персональную ответственность за надлежащее выполнение задач и функций, распределяет обязанности между работниками.
Организует качественное выполнение в установленные сроки поручений Министра и его заместителей
Совместно с Департаментом кадров подготавливает и предоставляет Министру предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в Управлении, о поощрении работников, применении дисциплинарных взысканий и прочих предложений, касающихся управления персонала.
Разрабатывает и осуществляет мероприятия по улучшению организации, стиля и методов работы Управления, укреплению исполнительной дисциплины, повышению деловой квалификации работников и внедрению научной организации труда.
Обеспечивает рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан, принимает меры к своевременному и правильному разрешению поступающих просьб, предложений и пожеланий граждан.
Обеспечивает оперативное и правильное ведение делопроизводства.
Несет персональную ответственность за соблюдение правил работы с документами, содержания и сведения которых составляют государственную тайну.
Участвует в заседаниях Коллегии Министерства, а также в совещаниях, проводимых Министром и его заместителями по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
Открытость ПР - структуры Минфина РФ.
Информация, представляемая Минфином общественности, практически всегда носит официальный характер. Если информация, источником которой является Министерство, неправильная или неточная, приходится делать официальные опровержения. Более того, каждое слово Минфина отражается на фондовом рынке.
Например, был объявлен тендер на обслуживании банковскими структурами счетов Государственного Таможенного Комитета. После заседания специальной комиссии был выработан предварительный проект, в который входило определенное число банков. Журналисты обратились к начальнику Управления по связям с государственными и общественными организациями Минфина с целью уточнить имеющуюся у них информацию по поводу банков, входящих в будущую систему обслуживания счетов ГТК. Примерный состав банков был известен журналистам, но начальник Управления не подтвердил его в связи тем, что были возможны изменения состава участников, до тех пор, пока Правительство не подпишет соответствующее распоряжение представители Министерства не имеют право разглашать результаты заседаний комиссий, так как любое слово, сказанное руководством Минфина, считается официальным источником. В результате после утверждения проекта три банка были вычеркнуты из списка участников. Если бы список был подтвержден до подписания Правительством, необходимо было бы делать опровержения, которые всегда негативно сказываются на имидже Министерства.
Одной их основных является проблема, связанная с утечкой информации, касающейся готовящихся законопроектов, проектов бюджета, которая в дальнейшем опубликовывается в средствах массовой информации с комментариями "специалистов". К примеру, "Независимая газета" представила своим читателям сенсацию: проект бюджет с критикой в его адрес. Но в реальности готовится более десяти проектов бюджета, учитывающие различные форс-мажорные обстоятельства, такие как война, неурожайный год, невыдача кредитов и пр., и поэтому нельзя оценивать работу Минфина с точки зрения лишь одного неокончательного и не принятого в установленном законодательном порядке проекта бюджета.
Вопрос об аккредитации журналистов в Министерстве финансов остается открытым, что связано с необходимостью не предоставления информации СМИ до приобретения ею статуса официальной, ограждения специалистов от журналистов, которые просьбами прокомментировать то или иное решение, законопроект отвлекают от работы, что отразится на качестве работы и профессионализме сотрудников. Также многие документы и материалы, носящие конфидициальный характер, хранятся в открытых местах, что делает их легко доступными для репортеров.
Имидж Министерства.
Управление занимается формированием имиджа Минфина как открытой для общества и успешно функционирующей структуры, деятельность которой направлена на развитие современной российской финансовой действительности, с целью реализации целей, поставленных перед Министерством финансов РФ. Управление поддерживает имидж Министерства при возможных неудачах на международном и общероссийском уровнях или внутренних конфликтах.
Средством поддержания и улучшения имиджа Минфина является предоставление точной, полной информации в установленные сроки. В ответе на запрос депутата всегда используется вежливая форма, сообщаются все доступные на данный момент сведения: кто занимается конкретным вопросом, на какой стадии находится его разрешение; если вопрос не входит в компетенцию органа, которому депутат направляет запрос, предоставляют координаты, куда следует обратиться.
Для информирования общественности Минфин использует собственный Web-Федеральный бюджетсайт в Интернете (www.minfin.ru). На Web-сайте публикуется различная аналитическая информация, обзоры, проекты законопроектов и статьи на финансовую тематику.
Web-сайт Министерства финансов РФ включает в себя следующие тематические разделы:
Организационная структура Министерства финансов РФ
Официальная информация (на русском и английском языках)
Налоговый кодекс РФ (проект)
Отчетность об исполнении Федерального бюджета РФ
Макроэкономика (на русском и английском языках)
Выпуск ценных бумаг
Внешние облигационные займы РФ
Финансовые взаимоотношения с регионами
Гохран России
Нормативная и правовая информация. Справочные материалы.
Информационные системы Минфина (для доступа требуется знание пароля).
В совокупности с другими технологиями и способами взаимодействия с общественностью Web-сайт способствует решению такой сложной задачи как информирование аудитории. Web-сайт в настоящее время является не просто модным атрибутом современной организации, это ее электронное подразделение, выполняющее определенные функции, направленные на формирование и улучшение имиджа структуры, увеличение эффективности интеракций с общественностью. Но только комплексный подход к использованию Интернет технологий в государственной сфере позволит достичь реальной эффективности от подобного инструмента.
Именно поэтому следующим этапом использования Интернета Министерством должно стать внедрение технологии "электронной обратной связи", что означает двухстороннее взаимодействие с целевыми аудиториями посредством Интернета. Это позволит отслеживать реакцию общественности на деятельность Министерства, изучать целевую аудиторию, ее потребности, анализировать предлагаемые рекомендации, реализовывать новые проекты. Основное преимущество Интернета - невысокие финансовые затраты в совокупности с достаточно высокой эффективностью, что для бюджетной организации является основополагающим критерием в выборе ПР - инструмента.
Информационные поводы.
В Минфине существуют 2 основных и постоянных экономических понятия, вокруг которых формируются информационные поводы: бюджет и налоги. Данные информационные поводы всегда вызывают интерес общественности без привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Информационная поддержка, базирующаяся на этих проблемных вопросах, способствует реализации следующих задач, поставленных перед Министерством финансов РФ:
- реализации стратегических направлений единой государственной финансовой политики - исполнению федерального бюджета - обеспечению устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны - осуществлению финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
В рамках этой проблематики обсуждаются необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской деятельности в стране, способствующих увеличению национального дохода и поступлений в бюджет, определяются потребности в государственных финансовых централизованных ресурсах. Открытое обсуждение бюджетных вопросов способствует обеспечению рационального использования федерального бюджета, финансового исполнения государственных внебюджетных фондов, осуществлению корректировки бюджетных назначений, осуществлению контроля за исполнением бюджетов. Предоставление целевым аудиториям предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системе позволяет выяснить общественный диссонанс.
Схема коммуникативного пространства ПР - структуры Минфина РФ.
Выделяется три целевые аудитории, с которыми взаимодействует ПР - структура Минфина.
Средства массовой информации. СМИ формирует общественное мнение по вопросам, касающимся деятельности Минфина.
Федеральное Собрание РФ. Происходит непосредственное контактирование с группами, осуществляющими законодательную деятельность в государстве в сфере финансовой политики.
Корпоративные группы, группы интересов, лобби. Данные группы оказывают непосредственное влияние как на СМИ, так и на соответствующие структуры в законодательных органах власти.
ПР - структура Министерства финансов РФ является на сегодняшний день удачно функционирующим, рационально расходующим бюджетные средства подразделением. Выработана успешно реализуемая стратегия, позволяющая максимально эффективно достигать поставленных целей и задач. Организация работы данной структуры может служить примером для создания идентичных подразделений в финансовых государственных организациях как на федеральном, так на субъектном и местном уровнях.
- 60. Работа пресс-центра фирмы: структура и функции пресс-службы; критерии выбора сми, этика и принципы профессионального общения с журналистами. Организация работы пресс-службы в пр-отделе
- 1.1. Структура и основные задачи пресс-службы пр-отдела
- 1.2. Характер взаимоотношений пресс-службы пр-отдела и сми
- 61. Ресурсное обеспечение маркетинговых акций.
- Фандрайзинг для нко
- 61. Роль коммуникации в информационном обществе.
- Изменение роли коммуникации в информационном обществе
- 1. Работа с общественными организациями.
- 3. Жители.
- Глава 2. Pr в государственных организациях
- Глава 3. Pr-службы в государственных организациях России
- 64. Самопрезентация специалиста как pr-ресурс: специфика, формы, технологии.
- Что такое «самопрезентация» и зачем она нужна?
- Манипулирование в рекламе
- Эвфемизмы
- Подмена понятий
- 66. Сми как ресурс реализации антикризисной программы фирмы. Антикризисный консалтинг
- 67. Современные политические pr-технологии России: опыт, тенденции и проблемы развития.
- Зарождение политического pr
- Что такое политический pr?
- Черный и белый pr
- Принципы работы со сми
- Особенности российских сми для политического pr
- 68. Составляющие коммуникационного менеджмента.
- 69. Специфика pr-деятельности общественных организаций.
- Специфика Public Relations в некоммерческом секторе
- 70. Специфика и содержание работы с целевой аудиторией акций паблисити.
- 71. Спонсоринг как разновидность pr-технологий: идеология, функции, приоритеты, мотивы, формы.
- Cпонсоринг и фандрайзинг, или как найти деньги на мероприятие
- "Просящие и дающие"
- Имя тебе - спонсор
- Что такое сносорский пакет?
- Технология работы по привлечению спонсоров
- Некоторые правила спонсоринга
- Спрос и его факторы. Функция спроса.
- Спрос как основная характеристика нормативно-потребительского поведения: механизмы и технологии формирования
- Внешняя среды организации и ее основные элементы
- Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. Особенности внешней среды
- 74. Сущность, функции, принципы и технологии организации информационного паблисити.
- 75. Сферы коммуникации и модели коммуникации.
- 1. Моделирование коммуникации в разных науках.
- 76. Типовая структура, принципы организационного строения и функции подразделений корпоративной pr-службы. Структура pr-служб
- 77. Требования к информационному, образному и архитектурному дизайну компании. Идентичность бренда
- Общая концепция бренда, миссия, позиционирование...
- Основные элементы идентичности бренда:
- 78. Управление коммуникативными потоками. Корпоративное издание для сотрудников – идеальный стратегический инструмент управления бизнесом
- 79. Управленческий аспект деятельности pr-специалиста.
- Планирование участия в выставке
- Прямые продажи
- Ознакомление с рынком
- Получение деловых связей и заключение перспективных контрактов
- Решение pr-задач
- Каковы бы цели Вашего участия не были, они должны удовлетворять следующим требованиям:
- Каковы условия участия в выставке?
- Вопросы, на которые нужно знать ответ:
- 81. Фирменный стиль организации: структура, этапы и технологии разработки. Этапы разработки фирменного стиля
- Создание фирменного стиля Создание фирменного стиля является важнейшим этапом начала работы любой организации!
- Этапы разработки фирменного стиля:
- Фирменный стиль компании: развитие и организация бизнеса
- Составляющие фирменного стиля компании
- Использование фирменного стиля — основные преимущества
- 82. Цели и содержание деятельности корпоративного web-сайта (конференции on-line, интернет-брифинги, интернет-паблисити).
- Рекламная коммуникация: социальный и креативный аспект
- 84. Этапы и технологии проектирования бизнес-структур.
- 5.5.2. Этапы разработки концепции организации
- 2. Обоснование маркетинговой стратегии организации.
- 3. Социальная политика организации:
- 4. Обоснование маркетинговых мероприятий организации:
- 5. Функционально–содержательная модель организации:
- 85. Этапы и технологии проектирования социально-культурной акции.
- 86. Этапы и технологии проектного обоснования рекламной кампании. Разработка и реализация рекламных кампаний
- Цели и этапы рекламной кампании
- 87. Этапы и технологии формирования концепции материалов паблисити.
- 88. Этапы формирования и реализации программ спонсоринга.
- 89. Эффективность управления коммуникациями процесс коммуникаций и эффективность управления
- Эффективные и неэффективные коммуникации
- Оценка эффективности pr
- Роль исследований
- Гадание на кофейной гуще и... Отчетах
- Важность определения целей
- Медиамониторинг
- Внутренние коммуникации
- Оценка неудач
- 90. Ярмарка как форма pr-акций: функции, классификация, этапы разработки и реализации.
- Классификация ярмарок по масштабу и характеру
- Ярмарки и выставки как инструмент маркетинга Акулич и.Л.
- 8.1. Становление и развитие ярмарок и выставок
- 8.1.1. Немного истории
- 8.1.2 Современная концепция ярмарок и выставок
- 8.1.3. Какие бывают ярмарки и выставки
- 8.2. Основные этапы подготовки и участие фирмы в работе ярмарок и выставок
- 8.3. Решение об участии фирмы в работе ярмарки или выставки
- 8.3.1. Цели участия фирмы в работе ярмарок и выставок
- 8.3.2. В каких ярмарках и выставках следует участвовать
- 8.4. Подготовка к участию в работе ярмарки или выставки
- 8.5. Участие в работе ярмарки или выставки
- 8.5.1. Выставочный стенд
- 8.5.2. Работа персонала на ярмарке или выставке
- 8.6. Подведение итогов участия в ярмарке или выставке
- 8.6. Оценка результатов участия в ярмарке или выставке
- 8.7. Основные причины неудачного участия в ярмарке или выставке
- 8.8. Ярмарочная и выставочная деятельность в республике Беларусь
- Классификация выставок и ярмарок