logo
Орехова Связи с общественностью (Public Relaton

42. Pr управление кризисом и возможностями.

УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСАМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Кризис – прекращение нормального производственного процесса, а также непредвиденные события, которые ставят под угрозу стабильность фирмы, её финансовую устойчивость, деловую репутацию и имидж

Дж.Уайт, Л. Мазур – определяют кризисную ситуацию по следующим параметрам:

  1. Большая степень угрозы жизни, безопасности и существованию организации

  2. Фактор времени – отсутствие его, т.к. на принятие решения требуется меньше времени, чем в обычной ситуации

  3. Стрессовое состояние у людей, которые отвечают за управление в данной ситуации

  4. Усиление информационного давления на организацию во время кризиса.

По характеру:

(с) О.Лербенгер:

1. Технологические, связаны с особенностями технологического процесса производства

2. Конфронтационные – когда определенные общественные группы практикуют корпорации и могут бойкотировать продукты\услуги и т.д.

3. Кризисы злонамеренного поведения – если есть намерение испортить продукт, жизнь окружающих

4. Кризис менеджмента – вызван нарушением работы подразделений, организация становится неуправляемой

5. Все другие кризисы, включающие угрозы организации

Причины возникновения кризисов:

  1. Экономические

  2. Технические

  3. Политические

  4. Социальные

  5. Экологические

При возникновении кризиса, отдельно рассматривают внешние и внутренние причины, вызвавшие данные кризис.

Учитывая особенности кризисной ситуации, они подразделяются на:

  1. Прогнозируемые

  2. Непрогнозируемые

(С) Блэк:

1. Известное неизвестное – авария может произойти, но неизвестно, когда

2. Неизвестное неизвестное – катастрофу никто не может предугадать

По времени протекания:

  1. Постоянный – кризис затяжного характера, который длится долгое время, несмотря на усилия

  2. Возникающий кризис – зарождается постепенно, есть возможность проанализировать его, разработать элементы кризисного управления, откорректировать кризисную ситуацию до того, как она станет необратимой

  3. Внезапный кризис – стихиен, непредсказуем, не может быть спрогнозирован, как правило, связан с форс-мажором.

Такие кризисы требуют формирования модели управления поведением сотрудников для предотвращения ложных версий и слухов.

Основная цель кризисных коммуникаций – погасить своевременно в сознании общественности негативные впечатления о компании.

Сложность кризисной ситуации в том, что она является внезапной и новой для организации. Фактор непредвиденности сокращает число управляемых параметров:

Для того, чтобы оценить тяжесть кризисной ситуации, необходимо провести системный анализ факторов, характеризующих кризисную среду:

  1. Потеря корпоративного контроля

  2. Недостаток информации

  3. Неожиданность возникновения кризисной ситуации

  4. Усиление внешнего контроля со стороны госорганов

  5. Блокирование работы компании

  6. Негативная обстановка и паника

Позитивные кризисы – возникают, когда успешная деятельность компании или позитивные события неожиданно становятся объектом освещения в СМИ и привлекают общественное мнение

Негативные – кризисы, которые являются следствием продуманных действий конкурентов или чрезвычайными происшествиями, т.е. направлены на подрыв имиджа

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КРИЗИСА

Для организации эффективных информационных взаимосвязей и успешного преодоления негативных последствий в работе с информацией должны быть предприняты следующие шаги:

  1. Должна быть сформирована группа из наиболее квалифицированных специалистов, которые отбирают информацию, анализируют и подготавливают её для СМИ

  2. Представителями данной группы должны быть предоставлены полномочия согласованно выступать перед СМИ от имени компании

  3. Объяснить доступность к высшему руководству компании для представителей СМИ, а также других категорий общественности

  4. Должна быть обеспечена постоянная, в некоторых случаях – круглосуточная готовность к работе по установлению и поддержанию связей с общественностью

  5. Специалисты, участвующие в освещении кризисной ситуации, должны иметь надежные средства оперативной связи

  6. Необходимо обеспечить передачу только проверенных сведений, точность и достоверность которых не вызывает сомнений у представителей СМИ

  7. В ходе кризиса целесообразно упреждать спрос на информацию – т.е. заранее подавать её, аргументировано и логично

  8. Во избежание несогласованности и неточности передачи информации необходимо обеспечить централизацию всех коммуникаций в одном из подразделений.

ПР-управление кризисом

Выделяют основные блоки программы антикризисного управления:

  1. Комплексная оценка действий в кризисной ситуации – действия по управлению кризисом необходимо начинать с их институализации, т.е. установки норм и правил по разрешению конфликта

  2. Легитимизация (законность) кризиса

  3. Прогнозирование сложности проблемы тестирования степени её опасности

Для успешного преодоления кризиса необходимо проводить системный анализ возможных ситуаций, связанных с кризисом

Разрабатывается модель социальной и моральной поддержки групп общественности, вовлеченных в кризис.

Модели:

Основное направление кризисного управления – обоснование и выбор стратегии:

  1. Стратегия устранения нежелательной оппозиции, конкуренции – необходимо помнить об отстройке от конкурентов

  2. Стратегия позитивной компенсации – спонсорство, благотворительность и т.д.

  3. Стратегия упреждающей атаки – характерна для крупных компаний-олигархов

  4. Стратегия отвлекающего маневра – возможна разработка своей версии событий

Конечная цель реализации антикризисной стратегии – восстановление прежней нормальной работы организации, позитивного имиджа и деловой репутации.