Проблемы российского pr
1. Сложность отношения PR-агентств с отечественными СМИ.
2. Непрозрачность российской экономики.
3. Конкуренция с западными PR-агентствами.
4. Особенности менталитета политиков, чиновников и менеджеров.
СМИ изначально были связаны с нашим политическим режимом.
Экономическая модель СМИ в России:
Тотальное вытеснение СМИ в России в теневую сферу (в течение 8 лет).
Комаров «Чьи интересы защищает чиновник?» - отношения государственной власти и PR: исполнительная власть подвергается критике: общественность недовольна формализмом, закрытостью. Призывает государственные службы «повернуться лицом к PR».
Российская PR по мнению автора, низкая социальная востребованность, мешает получать настоящий уровень, удовлетворять потребности людей.
В США и Англии PR развивается в 60-е гг (постиндустриальный период).
Установление взаимопонимания между социальными субъектами и любыми структурами для гармонизации об-ва (это для всех стран).
21 век – внутренние проблемы PR (безконтрольное использование технологий PR).
Основной вопрос – нравственно-этическая проблема.
Французский политолог сказал: «продают гражданам то общественное мнение, которое заказывают монополии и противостоять получается прибыли очень трудно»… Однако именно PR должен послужить средством.
Глобализация (главное здесь – глобальное управление).
О гармонизации отношений можно говорить в рамках своей страны. Что для этого необходимо? – выго… информац технологии.
Зиновьев – восхваление западных достоинств (американских).
Западнизация (в сферах государственности, идеологии, культуры, она затронула все слои). Западнизация достигла человеческих материалов. «Бомба западнизации» пришла как раз в переходный период. Но предназначалась для коммунизма. Целились в коммунизм, а убили Россию.
Теперь империя делает и сознательно, по заказу:
… средств сбора и передачи информации;
… средств коммуникации;
… средств манипуляции;
влияние массовой культуры на стандартизацию образа жизни людей.
Бывший директор ЦРУ в интервью сказал: «мы провели лабораторный эксперимент» (сместили иностранное правительство). Определили поток информации и новостей.
Задача – в подрыве живой силы, ценностей.
Информационное оружие – средство уничтожения, хищения или искания информации, средства преодоления системы защиты, средства дезорганизации систем. Мирная пропаганда западных достоинств (западнизация) – это и есть информационное оружие. Америка в качестве информационного агрессора.
В эпоху информационных технологий безопасность системы определяется не только знаниями, которые получила система от противника, но и теми знаниями от восприятия которых удалось уклониться.
Проблема скрытости и сокрытости информационных воздействий.
PR в США
Институционализация PR
Сер. XIX века- PR приобретает относительную самостоятельность и свойственные им специфические черты.
Непосредственный предшественник современного PR - пресс-посредничество, появление пресс-агентов. Наиболее известные- Амос Кендалл и Финес Барнум.
Сер. XIX века железнодорожные компании призывая осваивать новые земли, широко использовали паблисити и рекламу в целях убеждения людей продвигаться далее на Запад.
Более широкие возможности для конституирования профессии пиэрмена и укрепления системы PR в США – конец XIX- начало XXв. Период оживленной индустриализации, перехода к массовому производству, урбанизации общества, развития транспорта, средств связи и массовой коммуникации. Cвертывание рынка свободного предпринимательства и переход к концентрации и монополизации капитала.
Этапы развития PR:
Древнее предназначение – publicity (дать о себе знать); вторичная функция – воздействие. PR развивался в каждой стране по особенному, т.к. в странах различные условия, цели и т.д.
Пресса открыла новые возможности для развития PR (publicity не исчезла). 1830г – появилась возможность делать дешевую бумагу, следовательно, изобилие, следовательно появились news makers (делали новости, выдумывая). Это делали для развлечения. Им на смену пришли другие.
Консультирование (промышленное развитие, люди не знали об этом (не знали, почему их увольняют), следовательно открылись бюро, агентства, чтобы научить людей применять их навыки, следовательно, людям было легче перенести этот период. Пресса увидела, что быстро появились богатые люди, следовательно явление – разоблачители (пресса выискивала, говорила, что эти люди опасны для общества).
Первая самостоятельная американская фирма по оказанию специальных услуг – «Паблисити-бюро» - Бостон, 1900 год
Появляются праотцы PR, которые начинают изучать PR на государственном уровне.
1906 г – Айви Ли (умер в 1934г) – 1-й консультант по бизнесу, репортер в NY World, в своей газете стал давать рекомендации и принимал людей, следовательно, быстро прославился, его стали приглашать. 1-м был Рокфеллер (угледобывающая компания) – встретился с рабочими на месте, он смотрел, как люди живут, ел с ними.
PR – добиваться взаимопонимания и устанавливать доброжелательные отношения.
Завещание Ли:
Бизнес и промышленность должны соотносить свои интересы только с общественными, а не наоборот.
Ни одну программу фирма не может начать осуществлять прежде, чем не найдет активную поддержку общественности.
Поддержка открытых отношений со СМИ.
Бизнес должен быть гуманизированным, т.е. с учетом интересов тех, кто не имеет к нему отношения.
Кончились времена, когда реклама в прессе была единственным средством коммуникации.
Теперь пресса, пользуясь информацией от различных фирм с учетом требований Ли делает publicity фирмам, сообщая о трудностях и других важных моментах жизни общества.
XIX век:
14 г – 1-я Мировая Война (президент Вильсон): роль PR в военно-кризисных ситуациях – развитие конфликтологии и урегулирование кризисных ситуаций.
Эдвард Бёнез – занимался научными изысканиями PR (отец PR).
Он 1-й предложил создать комитет Джорджа Крилля (комитет общественной информации) он работал на президента, помог урегулировать ситуацию в стране, т.к. давал правдивую информацию).
Лозунг – «экономия продовольствия»
«Займ свободы» - финансировал войну.
2-я Мировая война (президент Рузвельт) – отдел военной информации – продолжили положительный опыт (Э. Дэвис). Сумели возвести патриотизм в высшие рамки.
50-е гг. XIX в – всплеск экономики, борьба журналистов и специалистов по PR.
17 тыс. мужчин и 2 тыс. женщин – практики по PR (50-е гг.).
70 тыс. мужчин и 7 тыс. женщин – практики по PR (60-е гг.).
В города хлынул народ, увеличение товаров, возможность менять одежду, следовательно, затоваривание, следовательно, к 60-70м гг. возникновение движения консьюмеристов.
Возмущаться стали молодые (хорошие упаковки, а внутри – многие вещи непригодны) + много подделок, в т.ч. медикаментов.
Они требовали законных прав. (Кеннеди 1962г):
право быть информированными
право на безопасность всего
право выбора
право быть услышанным правительством.
Появляются хиппи (спад в экономике, трудно себя реализовать), увеличение заболевших СПИДом (Калифорния).
Потребность пользоваться фермерскими продуктами (дали им возможность продавать свое).
PR в Великобритании
Не похож на PR в США.
Началось все со страхования (морская держава): 1911 год – Ллойд Джордж – закон и страховании: обеспечить законность выполнения страховыми компаниями своих обязательств.
В основном развитие шло по социальным, политическим, государственным вопросам (не по бизнесу).
Промышленность не проявляла интереса к PR до 1945 года, после чего – бурное развитие (следовали достижениям США).
PR во Франции
1924 г – США собрали гр. по PR и выселились во Фр., чтобы помочь им использовать PR (провал).
Европейская культурная традиция и специфика ее менталитета требовали другой логики.
После 2-й Мировой Войны стали воздаваться агентства по PR для связи со внешними странами.
Постепенно Франция, занимаясь менталитетом, пришла к выводу, что PR в США имеет большие преимущества в управлении, следовательно и обратились к их опыту.
Не использовали PR в политических целях.
PR – это искусство управлять предприятием в общественных целях, причем человек и гуманистические ценности главенствуют над компаниями.
Специфика развития PR в США, Великобритании, Франции и России.
Родиной PR по праву считаются США. Истоки PR восходят к истории борьбы американских колонистов за независимость от правления Британской империи. Один из организаторов борьбы американских колоний против политически и экономически несправедливого британского правления – Самюэль Адамс – стремился освободить колонистов от страха перед угнетателями, вселить в людей уверенность в их силе и значимости, и тем самым побудить колонистов действовать. Для этого он публиковал статьи в газетах и выступал на городских митингах, провоцируя резолюции, апеллирующие к демократическим порывам колонистов. Ко времени начала Американской революции тактические приемы использования PR достигли существенных успехов, хотя профессия паблик рилейшенз как особая и отдельная от других еще не сформировалась.
Рост значимости PR в ХХ в. обусловлен самим процессом формирования деловой среды. Деловая среда, по мере своего развития, становилась все более зависимой от общества, общественного мнения и поведения общества в отношении бизнеса. Параллельное развитие СМИ усиливало эту значимость.
Этот период известен в истории США и Европы как эпоха массового производства.
Начало ХХ века дало старт PR как профессиональной деятельности. Индустриальная революция США на рубеже XIX и XX веков заменила маленькие заводы и цехи фабриками массового производства, вызвала расползание городов и строительство железных дорог национального масштаба.
С развитием технических средств широкомасштабной передачи информации и ростом интереса к этой информации со стороны компаний, PR начинает приобретать более современные и самостоятельные очертания. Первая американская фирма паблисити, предшественник современных PR-фирм, - Publicity Bureau, была основана в бостоне в 1900 г. во главе с президентом – бостонским журналистом Джорджем Михаэлисом – и специализировалась на пресс-агентских услугах. Первым клиентом Publicity Bureau стал Гарвардский университет.
Вторая PR-фирма США была создана в Вашингтоне федерального округа Колумбия в 1902 г. Вильямом Смитом, бывшим корреспондентом газеты New York Sun и Cincinnati Inquirer и выполнявшим лоббистские функции.
Пионером современного PR многие исследователи считают А. Ли (Ivy Lee), основавшим третью PR-фирму в США. Он считал неприемлемой политику работы с общественностью «на публику наплевать».
Развитие PR – деятельности сопровождалось развитием новых СМИ – радио и телевидения.
В 50-х годах формируется концепция комплексного маркетинга – как формула успеха товаропроизводства – «четыре «пи». Эта концепция означала – условием успеха бизнеса становится удовлетворенность потребителя, для достижения которой в долгосрочной перспективе необходима комплексная разработка четырех компонентов бизнес – решений. Этими компонентами стали – Product, Price, Place, Promotion.
К середине 1950-х в развитых странах произошел значительный рост масштабов массовых коммуникаций. При этом США и развитые страны Западной Европы переходят на новую ступень цивилизационного развития – наступает постиндустриальная эпоха, здесь начинает формироваться информационное общество Тенденцией 1980-х явилось переименование многих PR-агентств в PR-фирмы, что должно было дистанцировать поставщиков PR услуг от пресс – агентской деятельности и сделать акцент на предоставлении услуг консалтинга и стратегического планирования.
Согласно данным Департамента труда, число занятых профессией PR с 1950 к 200 году увеличилось с 19 тыс. до 192 тысяч человек.
Сегодня PR существует практически во всех областях и сферах российской действительности: в бизнесе и политике, в государственном управлении, в образовании и здравоохранении.
Подразделения, позиции и службы PR начали создаваться на крупных российских предприятиях в середине 1990-х годов.
В 1991 году в России была создана Российская ассоциация по связям с общественностью. Многие российские ПР-агенства сообщают в отраслевой прессе об интенсивном сотрудничестве с иностранными ассоциациями и коммуникационными группами.
После кризиса 1998 года рынок PR - услуг стал конкурентным. В середине 1999 года совокупный доход всех российских PR – компаний оценивался в 100 млн.$.
Отличие европейского PR от российского - в подходе к решению задач. Информационные и рекламные потоки различаются. Общение между социальными группами происходит на более высоком моральном уровне. "Заказные" статьи практически не встречаются - их написание смертельно опасно для репутации журналиста. А для специалиста в области коммуникаций "чрезмерное стимулирование" представителя СМИ - это просто "черная метка" на всю жизнь.
Следует отметить высокий уровень развития того, что профессионалы называют институциональной коммуникацией. Имиджевые ролики Gaz de France, в частности, постоянно присутствуют на ТВ. Причем сама философия создания корпоративного имиджа этой компании выстроена совсем по-иному, чем, например, у близкого по масштабу и полю деятельности отечественного Газпрома. Позиционирование и коммуникации происходит не на глобальном, а на локальном уровне. И это правильно: конечного потребителя мало волнуют колоссальные объемы перекачиваемого топлива, ему гораздо интереснее узнать, как эта огромная компания обеспечивает безопасность своих трубопроводов и какова ее социальная миссия. Поэтому Gaz de France дружит с экологами, участвует в многочисленных программах по сохранению историко-культурного наследия Франции.
Принцип "От глобального - к локальному" в создании корпоративного имиджа, выбор доверительного тона в общении с потребителем в целом характерен для европейской школы PR. "Мы рядом с вами для того, чтобы решать ваши маленькие ежедневные проблемы", - говорят от имени банков и компаний европейские PR-агентства. И можно сказать, что европейские PR-специалисты преуспели в установлении доверительного диалога между бизнесом и его клиентами.
Собственно, сама история французского PR насчитывает всего полстолетия. С 1950 года, со дня образования во Франции организации патронов и предпринимателей под названием ’Дом без секретов’, и началось, собственно, оформление Public Relations как самостоятельного направления деятельности.
Как бы то ни было, паблик рилейшнз начали понемногу входить в практику уже после окончания Второй мировой войны, когда французская экономика лежала в руинах. Тогда они отошли от американской стратегии паблисити и приспособились к социальной направленности французского государства. Пиар приобрел новое белоснежное одеяние ориентированности на "стратегию доверия". Отличительной чертой его латинской теории стал акцент на внутригрупповые отношения и на потребности человека как "общественного животного". Концепция социальной ответственности каждого гражданина общества за всех остальных поставила перед всякой французской компанией целевую установку - сделать политику организации приемлемой для человека. В этой ситуации паблик рилейшнз налаживает эффективную работу внутри корпорации, коммуникацию как с внутренними, так и с внешними аудиториями, и создает о ней благоприятное общественное мнение. Отдельный человек выступает в роли партнера, на чьи естественные устремления отвечает компания.
Как видно, для французов на самом деле важнее всего внести ясность в отношения. Их привлекает не технологическая, а таинственная эмоциональная сторона паблик рилейшнз. Именно так они чувствуют пульс данной профессии: не массовое одурачивание людей, а честные, доверительные партнерские отношения.
Как и в США, в Великобритании шел процесс формирования сферы работы с общественностью. Здесь, как и в США, во время Первой мировой войны значительно активизировались отношения правительства с общественность. Это было вызвано необходимостью информирования населения и пропаганды.
PR Великобритании имеет более долгую историю, нежели во Франции. Так, 1932 году компания ВВС организовала там вещание на всю страну, а в штате премьер-министра появился представитель по связям с прессой. А в 1934 году был создан Британский Совет для расширения связей Британии с другими странами в области культуры и образования. Формирование функции PR в британских госструктурах шло по следующему пути – сначала образовывались пресс-оффисы для работы с запросами, затем эти пресс-оффися превращались в отделы PR. В 1937 году Национальная ассоциация работников местного управления ввела должность представителя по связям с общественностью и создала целую сеть таких представителей по районам страны. К 1939 году во всех британских ведомствах, занимавшихся социальными проблемами, и вооруженными силами, были созданы отделы PR
- Обоснование теории паблик рилейшнз (пиарологии) как самостоятельной дисциплины в системе социологии коммуникации. Базовые категории в системе ключевых понятий пр.
- Текстовая коммуникация. Функции и динамика текста. Отношения между текстом и аудиторией.
- Текст – содержание, смысл того, что мы видим, слышим и т.Д.
- Смысл для себя и смысл для других, которые вкладываются в тексты
- Проблема кросс культурных обществ
- Влияние культурных и национальных традиций и ведение переговоров
- 1928 Г – Бёнез – 1-е определение pr: pr – сознательное и разумное манипулирование организованными привычками и мнениями масс, что является неотъемлемым элементом демократического общества.
- Обязанности спиндоктора, спичрайтера, пресс-секретарей
- Маркетинг. Понятия маркетинга и рынка. Основные характеристики маркетинга. Этапы маркетинговой кампании. Модель структуры интегрированных маркетинговых коммуникаций.
- Характеристика «третьей волны» развития цивилизации по Олвину Тоффлеру - новые отношения в семье, новые коды поведения и новый стиль жизни. Демассификация средств и систем информации.
- Манипуляция. Составляющие манипулятивного воздействия. Способы введения в заблуждение на межличностном и групповом уровне. Технологии манипулирования массовым сознанием.
- Цивилизованное психологическое влияние
- 4. Личность (манипулятор в каждом из нас);
- Лоббирование. Основные понятия. Специфика лоббизма в России. Цели лоббирования.
- Факторы определения целевой аудитории организации. Приоритетные группы общественности. Истоки изучения общественного мнения. Роль пр в формировании общественного мнения.
- Периодизация становления паблик рилейшнз как социального института на примере России (по книге м.А. Шишкиной «Паблик Рилейшнз в системе социального управления»).
- Понятия «толпа», «публика», «аудитория» и «общественность». Целевая аудитория. Критерии выделения целевой аудитории.
- Основные этапы деятельности пр. Исследования в пр. Роль целевой аудитории в разработке пр-мероприятий.
- Жанровая типология вторичных текстов. Медиатексты (имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори).
- 6 Признаков личности политика:
- Все это база для формирования его образа. Создание политического имиджа
- Имидж как элемент коммуникативной системы
- Роль стереотипов в политике
- Что должен знать имиджмейкер?
- Интегрированные маркетинговые коммуникации
- Специальные пр-акции как вид паблисити. Стратегия и тактика убеждающего воздействия на уровне массового сознания. Роль и значение глобальных средств массовой информации.
- Лоббирование. Прямы и непрямые приемы лоббирования. Специфика и сфера деятельности лоббистов.
- Общественное мнение. Формирование общественного мнения: понятия «отношение», «мнение». Способы воздействия на общественное мнение. Пропаганда и реклама: особенности воздействия сми.
- Общественность (типы)
- Проблемы российского pr
- Кодекс профессионального поведения и этики. Этика в пр-деятельности. Афинский кодекс.
- Пр в сфере государственных отношений: проблема взаимоотношения государства и общества, коммуникативная политика государства и принципы сотрудничества со сми.
- Основные Пр-тексты:
- Факт-лист – краткий документ, представляющий факты, подробности новостных событий.
- Комбинированные
- Листовка
- Медиатексты.
- Мифы в современном обществе. Мифы как инструмент паблик рилейшнз. Характеристики мифа. Миф как модель действительности. Миф как семиотическое средство.
- Специфика развития пр в сша, Великобритании, Франции и России. Сравнительно-сопоставительный анализ деятельности пр этих стран. Проблемы российского pr
- Паблик рилейшнз и реклама: координация рекламной и пр-коммуникации с целью завоевания и удержания потребителей.
- Понятие культура и коммуникация: взаимообусловленность и взаимодействие в процессе установления политических, экономических и культурных отношений.