1928 Г – Бёнез – 1-е определение pr: pr – сознательное и разумное манипулирование организованными привычками и мнениями масс, что является неотъемлемым элементом демократического общества.
1948 г. Институт общественных отношений в Великобритании. PR – планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организациями и общественностью.
Мексика 11 августа 1978 г., Общественный сбор (30 стран) – PR – искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству и осуществления программ в интересах и организации, и общественности.
С. Блэк: PR- искусство и наука достижения гармонии, посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.
ПР-технологии в производстве и позиционировании новостей. Формы подачи информации. Новостные ПР-мероприятия. Пресс-конференция, брифинг, презентация.
История американского ПР, основные периоды развития и модели ПР, их особенности и зависимость от этапов развития США. Факторы, обусловливающие развитие ПР. История развития прессы как средства массовой коммуникации («делатели новостей», «разоблачители», достоверность информации). Консультирование как вид коммуникации и функция ПР (конец 19-го и начало 20-го века).
Типы пропаганды. Средства и приемы пропаганды. Отличие ПР-коммуникации от пропаганды.
Основные этапы планирования ПР-программы (система RACE).
Информационный ПР как новая составляющая коммуникации. Принципы, лежащие в основе ПР - деятельности. Новостная сфера ПР. Понятие «менеджер новостей» (spin-doctor). Функции и средства управления новостной информацией.
Новостная сфера PR. Менеджмент новостей.
1. Проблема информации – менеджмент новостей направляет информацию в нужное русло.
spin – «раскручивание» новостей, имиджа, персонажа.
spindoctor – «вылечивает/исправляет» информацию, менеджер новостей.
Любая новость связана с событием и сообщением о нем. Но событие и сообщение о нем – вещи разные, как правило, не совпадающие.
PR-менеджеры по новостям – раскручивают новостную операцию, начиная с события (объекта), заканчивая аудиторией, подготавливая ее к этому событию.
Раньше событие подавалось через прессу аудитории. Сейчас пресса играет 2-ю роль, т.к. событие передается ей через spindoctorа.
Т.о., цепочка: событие — сообщение о нем — новость.
2. Как обрабатывается аудитория еще до появления события?
Подготовка ожиданий массовой аудитории предопределяет успех или неуспех самого события. Если это ритуальное событие, ожидание масс известно, следовательно, это не очень интересно для спиндоктора.
При спонтанном событии аудитории заранее предписывается, как надо поступать, реагировать (появление в прессе сообщений: если…то, если…). Т.е. их восприятие программировано. Происходит изменение восприятия события. В этом и заключается задача спиндоктора.
Петр I – 1-й из руководителей страны, который понял, что власть должна иметь контакт с народом. После него Екатерина – активно продолжала действовать в этом ключе.
3. Спиндоктор – специалист по PR, но только в новостной сфере.
Спиндоктор воздействует на журналистов, СМИ, массовое сознание.
Выход на массовую аудиторию требует использования некоторых приемов:
Заметить или не заметить какое-либо событие; осветить его или нет, т.е. отбор событий и придание им соответствующей значимости в новостях.
Затормозить или ускорить само событие, т.е. усилить или занизить его значимость.
Замена события новой ситуацией (Клинтон: Моника – инвалидное кресло (всего лишь сломанная нога)); приглашение другого человека для выступления, т.е. замена ответственного лица.
Можно продолжить событие, которое было раньше (напоминание о каких-либо моментах), т.к. событие «живет» в памяти 7-10 дней.
Планирование события – также планируется и ожидание публики. На самом деле это символические события (например, создание и подтверждение для определенного позиционирования какого-либо лица).
Утечка информации – т.к. она идет без ссылки на кого-либо, часто воспринимается как слухи. С одной стороны – проба восприятия масс. С другой – пробные шары: если все происходит хорошо, сообщение о событии отпускается в прессу.
1) Дефицит информации – если дефицит, то необходимо заполнить это время другими новостями. Часто бывает в кризисных ситуациях. Массы требуют не просто какую-то информацию, а информацию по определенному поводу. Сложно найти информацию для заполнения этого пространства. Но если оно остается незаполненным, начинается народная паника.
2) Вакуум информации – он выгоден тем, что позволяет с легкостью проводить свою интерпретацию. Журналисты ссылаются потом на эту информацию Часто возникает на пресс-конференциях (время кончилось, а многие вопросы остались без ответа). Здесь журналисты с более сильными связями или пресс-секретарь выдают свое видение проблемы.
3) Благоприятная коммуникативная среда – общение с кругом единомышленников-журналистов (раньше – Сванидзе). Никто не боится подвоха – благоприятная коммуникативная среда – эта атмосфера помогает обработать публику.
4. Реальные и символические события. Символические события нужны для того, чтобы «проиграть» что-либо заранее и исправить все ошибки на этом уровне. Поэтому спиндокторы не очень любят, когда президент или кто-либо другой вступает в прямой контакт с народом. Поэтому многие встречи заранее подолгу репетируются.
Использование манипулятивных сцен – в борьбе с оппонентами. Комментатор берет выступление оппонента, вставляя кусочки из фильмов, которые высмеивают, занижают интерес и важность события для народа – речь оппонента сводится к нулю.
Работа по подготовке символического события от начала до выполнения делается спиндоктором лично, следовательно, он всегда на шаг впереди журналистов, чтобы постараться предопределить то, что завтра окажется в газетах.
Интеллектуальных вариант управления: пресса должна быть переиграна интеллектуально.
Рейган – 2 часа, Никсон – все время – подготовка к пресс-конференциям.
5. Правительственная пресс-служба – должна вести общение с парламентскими корреспондентами (минимум, 2-3 встречи в день).
Великобритания – встречи каждую пятницу.
Сообщается взгляд спиндоктора журналистам. Если журналист выступит со своей, отличной интерпретацией события, он потеряет свою работу.
- Обоснование теории паблик рилейшнз (пиарологии) как самостоятельной дисциплины в системе социологии коммуникации. Базовые категории в системе ключевых понятий пр.
- Текстовая коммуникация. Функции и динамика текста. Отношения между текстом и аудиторией.
- Текст – содержание, смысл того, что мы видим, слышим и т.Д.
- Смысл для себя и смысл для других, которые вкладываются в тексты
- Проблема кросс культурных обществ
- Влияние культурных и национальных традиций и ведение переговоров
- 1928 Г – Бёнез – 1-е определение pr: pr – сознательное и разумное манипулирование организованными привычками и мнениями масс, что является неотъемлемым элементом демократического общества.
- Обязанности спиндоктора, спичрайтера, пресс-секретарей
- Маркетинг. Понятия маркетинга и рынка. Основные характеристики маркетинга. Этапы маркетинговой кампании. Модель структуры интегрированных маркетинговых коммуникаций.
- Характеристика «третьей волны» развития цивилизации по Олвину Тоффлеру - новые отношения в семье, новые коды поведения и новый стиль жизни. Демассификация средств и систем информации.
- Манипуляция. Составляющие манипулятивного воздействия. Способы введения в заблуждение на межличностном и групповом уровне. Технологии манипулирования массовым сознанием.
- Цивилизованное психологическое влияние
- 4. Личность (манипулятор в каждом из нас);
- Лоббирование. Основные понятия. Специфика лоббизма в России. Цели лоббирования.
- Факторы определения целевой аудитории организации. Приоритетные группы общественности. Истоки изучения общественного мнения. Роль пр в формировании общественного мнения.
- Периодизация становления паблик рилейшнз как социального института на примере России (по книге м.А. Шишкиной «Паблик Рилейшнз в системе социального управления»).
- Понятия «толпа», «публика», «аудитория» и «общественность». Целевая аудитория. Критерии выделения целевой аудитории.
- Основные этапы деятельности пр. Исследования в пр. Роль целевой аудитории в разработке пр-мероприятий.
- Жанровая типология вторичных текстов. Медиатексты (имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори).
- 6 Признаков личности политика:
- Все это база для формирования его образа. Создание политического имиджа
- Имидж как элемент коммуникативной системы
- Роль стереотипов в политике
- Что должен знать имиджмейкер?
- Интегрированные маркетинговые коммуникации
- Специальные пр-акции как вид паблисити. Стратегия и тактика убеждающего воздействия на уровне массового сознания. Роль и значение глобальных средств массовой информации.
- Лоббирование. Прямы и непрямые приемы лоббирования. Специфика и сфера деятельности лоббистов.
- Общественное мнение. Формирование общественного мнения: понятия «отношение», «мнение». Способы воздействия на общественное мнение. Пропаганда и реклама: особенности воздействия сми.
- Общественность (типы)
- Проблемы российского pr
- Кодекс профессионального поведения и этики. Этика в пр-деятельности. Афинский кодекс.
- Пр в сфере государственных отношений: проблема взаимоотношения государства и общества, коммуникативная политика государства и принципы сотрудничества со сми.
- Основные Пр-тексты:
- Факт-лист – краткий документ, представляющий факты, подробности новостных событий.
- Комбинированные
- Листовка
- Медиатексты.
- Мифы в современном обществе. Мифы как инструмент паблик рилейшнз. Характеристики мифа. Миф как модель действительности. Миф как семиотическое средство.
- Специфика развития пр в сша, Великобритании, Франции и России. Сравнительно-сопоставительный анализ деятельности пр этих стран. Проблемы российского pr
- Паблик рилейшнз и реклама: координация рекламной и пр-коммуникации с целью завоевания и удержания потребителей.
- Понятие культура и коммуникация: взаимообусловленность и взаимодействие в процессе установления политических, экономических и культурных отношений.