Вопрос 36. Манипуляция: цивильное и нецивильное психологическое влияние. Основные правила цивильного противостояния (по и. Сидоренко).
Психологическое влияние – это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.
Противостояние – сопротивление воздействию с помощью психологических средств.
Цели влияния
-
Удовлетворение своих потребностей с помощью других людей
-
Подтверждение факта своего существования и значимости этого факта
-
Преодоление пространственно-временных ограничений собственного существования
Личное влияние – способность воздействовать на других побуждающим, сдерживающим или другим образом, изменяя при этом не только поведение человека, но и взгляды, мотивы, сознание и характер.
Цивилизованное влияние
-
Соответствует правилам этики
-
Соответствует этическим нормам, принятым самим субъектом
-
Вид влияния
Определение
Аргументация
Высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению или позиции
Самопродвижение
Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.
Манипуляция
Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей
Внушение
Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и создания предрасположенности к определенным действиям
Заражение
Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться - также непроизвольно или произвольно
Пробуждение импульса к подражанию
Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным и непроизвольным
Формирование благосклонности
Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги
Просьба
Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия
Игнорирование
Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером
Принуждение
Вид противостояния влиянию
Определение
Контраргументация
Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия
Психологическая самооборона
Применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, принуждения или манипуляции
Информационный диалог
Прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями
Конструктивная критика
Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата
Конфронтация
Открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия
Энергетическая мобилизация
Намеренная активизация факторов, производящих, питающих, восстанавливающих и усиливающих индивидуальную энергию; в частности, преобразование любых отрицательных или амбивалентных эмоций в гнев
Творчество
Создание нового, пренебрегающее влиянием образца, примера или моды, либо преодолевающее его
Уклонение
Стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений
Отказ
Выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия
Приневоливанье6 человека к выполнению определенных действий с помощью угроз и лишений. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы, ограничения свободы и физические воздействия. В последних двух случаях принуждение перестает быть собственно психологическим средством влияния
Нападение
Внезапная атака на чужую психику, совершаемая с сознательным намерением или без такового и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека; грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков; напоминание о постыдных или прискорбных фактах его биографии; безапелляционное навязывание своих советов и др.
Классификация видов влияния и противостояния влиянию по признаку психологической цивилизованности или варварства.
-
Виды влияния
Характеристика цивилизованности — варварства
Цивилизованные виды контрвлияния
Варварские или спорные виды контрвлияния
Аргументация
Цивилизованный вид влияния при условии, что мы ясно и открыто сформулировали партнеру цель нашего воздействия
Контраргументация
Игнорирование Принуждение Нападение Манипуляция
Самопродвижение
Цивилизованный вид влияния при условии, что инициатор не использует обманных «трюков» и раскрывает свои истинные цели и запросы
Конструктивная критика Отказ
Нападение Игнорирование
Манипуляция
Переходный (от варварства к цивилизации) вид влияния
Эмоциональный мониторинг Психологическая самооборона Информационный диалог Конструктивная критика Конфронтация Уклонение Игнорирование (не личности партнера, но его нападок и «щипков»)
Встречная манипуляция Нападение
Внушение
Спорный вид влияния; внушение -это всегда проникновение через «черный вход»
Конструктивная критика Энергетическая мобилизация Уклонение
Нападение Манипуляция Принуждение
Заражение
Спорный вид влияния; никто не может определить, насколько полезно адресату заражаться именно данным чувством или состоянием, и именно сейчас
Конструктивная критика Энергетическая мобилизация Уклонение
Нападение Манипуляция Принуждение
Пробуждение импульса к подражанию
Спорный вид влияния; считается приемлемым в воспитании детей и при передаче мастерства от профессионала высокого класса молодому профессионалу
Творчество Конструктивная критика Уклонение
Нападение Игнорирование
Формирование благосклонности
Спорный вид влияния; лесть, подражание как высшая форма лести и услуга адресату влияния могут быть манипуляцией
Конструктивная критика Уклонение Энергетическая мобилизация
Нападение Игнорирование
Просьба
Спорный вид влияния; в российской культуре считается разрушительным для того, кто просит; в американской культуре считается оправданным
Отказ Уклонение
Нападение Игнорирование
Игнорирование
Спорный вид влияния
Самопродвижение Конфронтация
Нападение Встречное игнорирование Манипуляция
Нападение:
• деструктивная критика; • деструктивные констатации; • деструктивные советы
Варварский вид влияния
Психологическая самооборона Информационный диалог Конструктивная критика Конфронтация Уклонение
Ответное нападение (ответная деструктивная критика и т. п.) Манипуляция Принуждение Игнорирование
Принуждение
Варварский вид влияния; считается допустимым и эффективным в некоторых педагогических и политических системах, а также аварийных ситуациях
Контраргументация Конфронтация
Нападение Манипуляция Ответное принуждение Игнорирование
Психологическое влияние — это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.
Противостояние чужому влиянию — это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.
Инициатор влияния — тот из партнеров, кто первым предпринимает попытку влияния.
Адресат влияния — тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного партнера к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, — адресатом. Однако в процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние людей друг на друга, так что в большинстве случаев человек одновременно является и инициатором, и адресатом влияния.
Открытое психологическое взаимодействие — взаимное влияние, цели которого заранее объявляются или не скрываются.
Скрытое психологическое взаимодействие — взаимное влияние, цели которого не объявляются или маскируются под цели открытого взаимодействия. 12
Психологические средства влияния
К исключительно психологическим средствам влияния относятся вербальные, паралингвистические и невербальные.
Психологические средства = вербальные сигналы + I паралингвистические сигналы + невербальные сигналы.
Вербальные сигналы — слова, и прежде всего их смысл, но также и характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные виды ее неправильности.
Паралингвистические сигналы — особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков.
Невербальные сигналы — взаимное расположение собеседников в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи.
- Вопрос 2. Конфликт и кризис. Современные теории конфликта, типы конфликта. Технология преодоления кризисов с помощью пр.
- Вопрос 3. Текстовая коммуникация. Речь – язык – текст. Условия восприятия текста. Функции текста. Отношения между текстом и аудиторией.
- Текст – содержание, смысл того, что мы видим, слышим и т.Д.
- Смысл для себя и смысл для других, которые вкладываются в тексты
- Проблема кросс культурных обществ
- Влияние культурных и национальных традиций и ведение переговоров
- Вопрос 8. Типы пропаганды. Средства и приемы пропаганды. Отличие пр от пропаганды
- Вопрос 9. Основные этапы планирования пр-программы (race)
- Вопрос 10. Принципы, лежащие в основе pr-деятельности. Новостная сфера pr. Понятие «менеджер новостей» (spin-doctor). Функции и средства управления новостной информацией.
- Обязанности спиндоктора, спичрайтера, пресс-секретарей
- Вопрос 14. Коммуникативистика – новая научная область социологии коммуникации. Научно-технический прогресс и предпосылки глобального распространения массовых информационных средств связи.
- Вопрос 16. Характеристика «третьей волны» развития цивилизации по Олвину Тоффлеру - новые отношения в семье, новые коды поведения и новый стиль жизни. Демассификация средств и систем информации.
- Вопрос 18. Манипуляция. Составляющие манипулятивного воздействия. Способы введения в заблуждение на межличностном и групповом уровне. Технологии манипулирования массовым сознанием.
- 4. Личность (манипулятор в каждом из нас);
- Вопрос 19. Лоббирование.Специфика лоббизма в Росиию Цели лоббирования.
- Формы обратной связи
- Вопрос 22. Деловое общение.
- Вопрос 23. Периодизация становления паблик рилейшнз как социального института (на примере России
- Вопрос 26. Пропагандистский характер пр.Отличие рекламы от пр, рекламы и паблисити как видов информационного бизнеса
- Вопрос 28 (41). Функции текста. Текстовая коммуникация. Пр-тексты. Жанровая типология первичных текстов и медиатекстов.
- Основные Пр-тексты:
- Факт-лист – краткий документ, представляющий факты, подробности новостных событий.
- Комбинированные
- Листовка
- Медиатексты.
- Вопрос 29. Понятие «стереотип», «образ» и «имидж». Взаимодействие рекламы и pr-коммуникаций в создании корпоративного имиджа. Реклама и репутация. Этика и социальная ответственность корпорации.
- 6 Признаков личности политика:
- Все это база для формирования его образа. Создание политического имиджа
- Имидж как элемент коммуникативной системы
- Роль стереотипов в политике
- Что должен знать имиджмейкер?
- Общественность (типы)
- Вопрос 36. Манипуляция: цивильное и нецивильное психологическое влияние. Основные правила цивильного противостояния (по и. Сидоренко).
- Непсихологические средства влияния - это социальные и физические средства воздействия. (Угроза увольнения, побои и т.П.) Цели влияния
- Варварское и цивилизованное влияние
- Классификация видов влияния варварское (нецивильное) психологическое влияние
- Цивилизованное психологическое влияние
- Цивилизованное противостояние нападению и манипуляции Понятие цивилизованного противостояния
- Мониторинг эмоций 2)Психологическое самбо
- Дополнительные способы противостояния влиянию
- Вопрос 38 (47). Специфика развития pr в сша, Великобритании, Франции и России. Проблемы российского pr
- Вопрос 46. Мифы в современном обществе. Мифологизация как инструмент паблик рилейшнз. Характеристики мифа. Миф как модель действительности.