logo
PR билеты ответы

Вопрос 18. Манипуляция. Составляющие манипулятивного воздействия. Способы введения в заблуждение на межличностном и групповом уровне. Технологии манипулирования массовым сознанием.

1928 г - Бёнез - 1-е определение PR: PR - сознательное и разумное манипулирование организованными привычками и мнениями масс, что является неотъемлемым элементом демократического общества.

Манипуляция- один из видов влияния. Неконструктивный вид.

По Сидоренко: манипуляция- скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Критерии:

1. Скрытность и тайный характер намерений

2. Стремление подчинить своей воле

3. Разрушающий эффект воздействия

Признаки:

1. Решение нескольких задач (отвлечение внимания, ограничение внимания, снижение критичности адресата, изоляция адресата со стороны других людей).

2. Для оказания психологического давления используется оружие воздействия: перехват инициативы, введение своей темы, сокращение времени на принятие решения

3. Проникновение в психическую сферу адресата происходит через психический автоматизм. Игра на интересах и потребностях индивида, комплексах, любопытстве и др.

4. Эксплуатация личностных качеств адресата- имитация принятия решения им самим.

Механизмы манипулятивного воздействия одинаковы при любом психологическом влиянии; в первую очередь, это психические автоматизмы и мотивационное обеспечение.

Дети манипулируют с помощью своей слабости, трудного возраста, физических недомоганий, депрессий, даже - угроз покончить с собой. Педагоги используют оценки, угрозу оповестить родителей, манипулируют хорошим отношением к ребенку, сердечными приступами и мигренями, заявлениями об уходе.

Признаки профессионального манипулятора:

1. Стремление овладеть волей партнера

2. Обман и лицемерие в поведении

3. Призыв не к объединению, а к отъединению

Способы манипулирования по Чалдини: Благодарность- получая даже мелкий подарок, люди чувствуют необходимость дать что-то взамен. Верность слову, обязательству, долгу- взяв на себя какое-то обязательство, люди не могут отказаться от него. Подражание- стадное чувство. Симпатия- людям легче говорить "да" тому, кто им нравится. Авторитет. Дефицитность

1928 г - Бёнез - 1-е определение PR: PR - сознательное и разумное манипулирование организованными привычками и мнениями масс, что является неотъемлемым элементом демократического общества.

Манипуляция - один из видов влияния. Неконструктивный вид.

По Сидоренко: манипуляция - скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Критерии:

1. Скрытность и тайный характер намерений

2. Стремление подчинить своей воле

3.Разрушающий эффект воздействия

Отличительные черты:

1.осознанность целей и средств

2. скрытость целей и средств манипуляции

3.принятие адресатом на себя ответственности за происходящее

Источники манипуляции:

1.нами управляют наши потребности

2. каждый из нас обладает слабостями

3.каждый характеризуется к-л. пристрастиями

4.все мы привыкли действовать по правилам, соблюдая ритуал

Гедонистическая манипуляция – наслаждение, удовольствие как высшая цель и основной мотив челов. поведения, совершается ради той эмоц-ой реакции, кот-ую манипулятор пытается вызвать.

Прагматическая ман-ция – использует эмоц-ую реакцию как ср-во достижения более сложных целей.

Цивилизованное психологическое влияние

1. аргументация – высказывание и обсуждение доводов с целью формирования и изменения отношения собеседника к данному вопросу (согласны выслушать друг друга, эмоц-ый штиль)

2. контраргументация (вынуждаемая защита)

3. самопродвижение (демонстрация фактов, кот. Воспринимаются как аргументы)

Манипуляция прекращается:

Механизмы манипулятивного воздействия одинаковы при любом психологическом влиянии; в первую очередь, это психические автоматизмы и мотивационное обеспечение.

Дети манипулируют с помощью своей слабости, трудного возраста, физических недомоганий, депрессий, даже - угроз покончить с собой. Педагоги используют оценки, угрозу оповестить родителей, манипулируют хорошим отношением к ребенку, сердечными приступами и мигренями, заявлениями об уходе.

Способы манипулирования по Чалдини: Благодарность- получая даже мелкий подарок, люди чувствуют необходимость дать что-то взамен.

Верность слову, обязательству, долгу- взяв на себя какое-то обязательство, люди не могут отказаться от него. Подражание- стадное чувство. Симпатия - людям легче говорить "да" тому, кто им нравится. Авторитет. Дефицитность

По Доценко: Предпосылки манипуляции:

1. культурные (2 важных «культурных приобретения» - Борьба как ценность и Хитрость как образец одного из возможных ср-в ее ведения. Вместо хитрости можно поставить манипуляцию);

2. манипулятивная природа социума (люди быстро осваивают правила игры:переложи ответственность, заручись поддержкой и добивайся своего)

3. межличностные основания (противоречия между партнерами по общению, деформации общения, манипулятивные уклонения);