Вопрос 19. Лоббирование.Специфика лоббизма в Росиию Цели лоббирования.
Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно в следствии подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.
В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов- столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.
Термин «лобби» и его производные происходят из церковного обихода. Этимологически слово «лобби» произошло от латинского «lobby» (открытый портик, примыкающий к зданию; галерея). В XVI веке оно использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в XVII веке словом «лобби» стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Во времена образования английского парламента в XIII веке, его собрания проходили нерегулярно, в разных помещениях и даже городах. В Средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества в здании церкви. Стоит обратить внимание на то, что и сегодняшнее расположение английского парламента называется Вестминстер, что в переводе означает «западная монастырская церковь».
В российской научной и профессиональной среде можно выделить два подхода к толкованию термина «лоббизм».
В широком (обывательском) смысле под лоббизмом понимают любую деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и других организованных групп давления (в том числе и политических) по отстаиванию своих активных интересов. Стоит особо подчеркнуть, что в рамках этого подхода лоббизм - это не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, но и деятельность самих субъектов власти, направленная на продвижение своих корпоративных интересов, получение особых властных преференций и т. п. Сторонники широкого понимания термина считают, что вполне допустимо говорить о лоббизме Президента, Правительства, депутатском лоббизме и т. д.
Сторонники другого подхода считают недопустимым столь широкое (обывательское) толкование термина «лоббизм». По их мнению, расширение состава участников лоббистской деятельности лишает слово присущей ему специфики, делая возможным его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной власти. Известный ученый Алексей Автономов предлагает не путать понятия и четко определить термин лоббизм, как «действие представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) органами власти решений в соответствии с интересами специальных групп, выражаемыми указанными организациями». Ученый полагает ошибочным зачислять в лоббисты «партийные фракции», «депутатские группы», государственных должностных лиц и пр.
Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно в следствии подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.
В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов- столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.
Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.).
Лоббизм весьма жёстко связан с политической властью. Можно даже вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше реальной власти. Лоббизм - своего рода признак власти, её специфическая черта, «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условиях: - возникает большое многообразие интересов в обществе вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; - расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.
Лоббизм в России явление не новое. Фактически он существовал и в советский период истории. Для него было характерно: отсутствие широкой социально-экономической базы процесса лоббирования интересов экономических и общественных групп; узкий круг участников процесса лоббирования, в основном в рамках номенклатуры; преимущественно производственно-отраслевой и территориальный характер; высокая идеологизация; скрытый характер; осуществление давления на власть в рамках официальных каналов. Со второй половины 70-х гг., в связи с активным разрастанием сфер теневой экономики, методы лоббирования стали приобретать криминальный характер. В современной России лоббизм значительно расширил сферу и методы своей деятельности, что делает необходимым принятие специального закона. В этом объективно заинтересован как бизнес, так и само общество. Российский лоббизм можно охарактеризовать как спонтанно возникшее и существующее явление, развивающееся по непредсказуемым законам и включающее в себя самые различные силы, торпедирующие и раскалывающие государственную власть.
Общее правило заключается в том, что на федеральном уровне целесообразнее поднимать не собственные вопросы или бизнес-конфликты, а общеотраслевые (под предлогом улучшения всей лоббируемой отрасли).
Надо всегда помнить - государственные служащие заинтересованы во взаимодействии с лоббистами … если последние снабжают их достоверной информацией, помогают решать организационные вопросы, оказывают поддержку рабочим группам и т. д. Следует учитывать, что первой обязанностью чиновника является улучшение показателей в подведомственной ему сфере. Поэтому при проведении лоббистской кампании в Правительстве необходимо опираться на группы, которые хотели бы воровать на развитии, а не на деградации страны.
Вместе с тем, ещё до начала лоббистской кампании необходимо сделать ряд важных тактических шагов. Первое - необходимо выявить группу лиц, слой, на который можно опереться при осуществлении своей программы. Без этого ни одно начинание не проходит, в то время как правильная ставка на ту или иную группу может обеспечить решающий перевес.
На современном этапе - никакая компания или лоббистская структура, какой бы могущественной она ни была, не сможет самостоятельно организовать всю систему принятия решений. Цель лоббистов должна заключаться в проведении такой политики, как будто политико-административный рынок состоит из множества центров силы, пусть даже мы и уверены в нашем стратегическом превосходстве. Для этого необходимо проводить консультации, в которых акцент будет делаться не на отдаче немедленных политических предписаний, а на совместном определении долгосрочных задач.
Таким образом, формулируем важный аспект федерального лоббизма: в силу масштаба задач и большого количества сильных конкурентов лоббисту необходимо уметь заключать союзы и идти на компромиссы (на региональном и муниципальном уровне это требование не столь категорично. Построение сети союзников начинается с принятия решения о необходимости продвижения законодательной или какой-либо иной нормативной или управленческой инициативы в органах государственной власти. С принятием решения начинается первичное построение сети из заинтересованных лиц и их посредников на всех уровнях государственной власти в РФ. Также, для облегчения прохождения своей инициативы, желательно представительство интересов в конкурирующей корпорации. В итоге строится сложная сеть заинтересованных лиц.
На федеральном уровне критически важен стиль поведения крупного лоббиста. Даже если конкретная корпорация или бизнес-группа реализует свои лоббистские инициативы с эффективностью 100%, то она должна стремиться не подогревать опасения более слабых конкурентов. Если уровень обеспокоенности рынка по поводу лоббистской мощи той или иной компании превышает определённый уровень, то запускается механизм заключения союзов "обиженных против фаворита". Нередко это приводит к выкидыванию вчерашнего фаворита политико-административного рынка на его задворки.
Главная задача заключается не столько в достижении победы, сколько в сохранении постоянного стратегического прогресса. Любая поправка, лоббирующая интересы одной группы людей, ударяет по интересам другой. Попробуйте в первую очередь объединить "недовольных", выяснить их совместные возможности в области СМИ и "личного влияния". Исходя из этого, можно строить кампанию.
Ещё один аспект федерального лоббизма - глобальность устремлений лиц, принимающих решения. Спекулируя на комплексах величия "сильных мира сего", лоббисты своей риторикой могут получать реальные ресурсы в обмен на лояльность и потакание имперским устремлениям правящей элиты. В качестве примера можно привести ЛУКОЙЛ, который ( в т.ч. при помощи государства) успешно проводит экспансию на рынки Восточной Европы.
На уровне Парламента достаточно работать с главами фракций (т.к. именно они решают судьбу голосования), либо через Администрацию Президента (которая единолично определяет судьбоносные вопросы). Но эта рекомендация касается лишь больших лоббистских проектов. Если же говорить о работе с центристскими фракциями в Парламенте (Государственная Дума и Совет Федерации), следует учитывать, что на современном этапе партийные съезды являются бюрократическими парадами, и бюрократическая логика применима в работе с членами подобных партий и блоков.
При взаимодействии с Правительством важно помнить, что прохождению даже самых выгодных предложений всегда мешает среднее исполнительное звено. Среднее звено не хочет за те же деньги брать на себя больше ответственности, и помимо прочего может быть не заинтересовано в вашем проекте в силу договорённостей с конкурирующими организациями, от которых оно (среднее звено), в тайне от своего руководства, получают ежемесячные откаты. Таким образом, даже если проект понравится руководству, его всегда может запороть среднее звено, когда оно будет давать отзыв на ваше предложение.
Резюмируя анализ лоббизма на федеральном уровне важно помнить, что классическая форма взяток в реальности наличествует лишь на нижнем уровне государственной власти. На уровне министерств используется принцип "дружбы" чиновника с отдельным бизнесменом или бизнес-группой. Никаких взяток, только "дружба", состоящая из "услуг". Таким образом, поймать чиновника за руку становится практически невозможным.
Специфика лоббизма на региональном уровне.
Реформа местного самоуправления ещё не дала видимых результатов и поэтому сложно предвидеть её влияние на региональный лоббизм в будущем. Предлагаю рассмотреть лишь современную специфику регионального лоббизма. Если выстроить своеобразный рейтинг - то среди региональных групп интересов наибольшим влиянием пользуются Московская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Тюменская группы. Свое влияние они оказывают в основном через 4 канала - Администрацию Президента, Государственную Думу, Совет Федерации и Правительство РФ.
С учётом новой системы организации Администрации Президента РФ - существенное место в региональном лоббистском процессе заняли аппараты Полпредов и Федеральных инспекторов. Именно от этих людей на стол Президента поступает информация из регионов. Региональным лоббистам следует больше сосредоточить своё внимание именно на них, а не на приёмных главы Администрации или членов Совета Федерации.
Если анализировать существующую практику, группы давления наиболее сильны в регионе в двух случаях: когда на его территории доминирует одна крупная корпорация либо когда регион малонаселен и промышленно неразвит. Если лоббист имеет обширные связи в федеральной исполнительной власти, он может повлиять на то, что в конкретном округе или регионе увидит свое начало федеральная программа строительства дорог или жилья, а может пригрозить, что этот округ окажется последним. Отсюда возникает мощнейший ресурс воздействия на региональную власть.
Система пропорционального представительства регионов по принципу "один регион - один мандат на съезде партии", не учитывающая размер региона и численность проживающего в нём населения, приводит к усилению влияния центра. На региональные отделения федеральных партий уместно оказывать давление через их федеральный аппарат.
Пожалуй, наиболее ярким феноменом российского регионального лоббизма стало административное предпринимательство. Практически во всех регионах и крупных городах администрации создали внебюджетные фонды. То есть в регионах происходит реальное слияние государственной (муниципальной) власти с частным сектором. Этот факт также необходимо учитывать при построении региональной лоббистской кампании.
Вопреки представлению о российском Парламенте, как о подконтрольном административному давлению учреждению, лоббисты зачастую лоббируют региональные интересы власть даже сильнее, чем раньше. Совет Федерации называют "палатой лоббистов" из-за того, что больше половины его состава - это представители регионального бизнеса.
Во многих регионах Российской Федерации еще помнят "толлинговые войны" крупнейших производителей алюминия. Эти лоббистские сражения дополнялись многочисленными PR-овскими акциями. К аналогичным мерам сегодня прибегают производители пива, лоббирующие интересы, связанные с возможностью рекламировать свою продукцию. Но всех превзошли лоббисты - производители отечественной курятины. Борьба с импортом "ножек Буша" привела к тому, что продукция отечественного птицепрома заняла первые места в Повестке Дня. К успешным лоббистам можно отнести и водочные компании, пролоббировавшие возможность рекламы минеральной воды, разлитой в бутылки - идентичные по своему внешнему виду с водкой. Водочные короли также пролоббировали известные ограничения рекламы пива на телеканалах и на улицах. Наиболее сильными лоббистами последнего периода считаются страховщики. Для демонстрации их лоббистских ресурсов достаточно вспомнить пресловутый закон об ОСАГО.
Вопрос 21. Речевые стратегии и тактики в деловых переговорах. Понятие коммуникативного фона, коммуникативного акта, понятие фрейма, сценария «ритуальной» речевой ситуации, понятие дискурса, обратной связи.
Речевое поведение
Функции общения: взаимодействия и воздействия.
Существует свод правил и законов ведения коммуникации.
Общие – в виде коммуникативных актов.
Коммуникативный акт – это совокупность речевых актов, совершаемых коммуникантами навстречу друг другу.
Диалог – обмен речевыми актами.
Коммуникативный акт – обмен речевыми действиями (т.е. шире, чем речевые акты).
Речевое поведение – совокупность конвенциональных и неконвенциональных речевых поступков, совершаемых индивидом или группой индивидов.
Конвенция – принятые в данном обществе и регламентируемые в нем формы взаимодействия, в т.ч. и речевые.
Законы и правила:
1. Коммуникативный акт возможен только при соблюдении фактора готовности (с обеих сторон).
Готовность – люди, идущие на это общение должны … … … , должны очень хорошо знать человека, оппонирующего им: его социальную роль, компетентность в данной проблеме, насколько он коммуникабелен.
2. должны быть доброжелательно настроены друг к другу.
3. с самого начала коммуникативного акта необходимо следить за соотнесенность стратегии с целевой установкой.
1 – что обсуждаем?
2 – с кем обсуждаем?
3 – зачем обсуждаем?
4. оценка речевой ситуации, выбора места и времени (своевременность и уместность обсуждения проблемы).
5. знания речевой модели партнера: его речевой/коммуникационной компетентности и языкового уровня.
6. проявление доверия с 2-х сторон и следование ритуалу и конвенциональности (есть ритуальные и установившиеся нормы общения и поведения в той или иной ситуации).
Любое общение по любой тематике влечет за собой определенное событие.
Фреймы – сценарии (мы приходим по определенным поводам, но ведем себя по определенным конвенциональным правилам).
Изучение языка по «топикам» = изучение по фреймам.
Фрейм – устойчивый и достаточно стереотипно воспроизводящийся жанр речевого взаимодействия (=ритуал, =топик).
В тепе переговоров присутствуют следующие фреймы:
-
договориться;
-
просто информировать;
-
гарантировать;
-
рекомендовать;
-
объяснять;
-
предупреждать;
-
приглашать…
7. позиция инициации: кто 1-й должен начать переговоры.
Инициация – маленький шажок к выигрышу.
Задача адресанта: понять, зачем и куда его ведут. Это определяет долю его активного участия в переговорах.
Речевая компетенция – совокупность общего языкового уровня и общих речевых навыков.
Коммуникативная стратегия – вопрос о формах и доле участия адресата в речевой ситуации.
3 позиции:
1) неучастие;
2) как собеседник (не владеет инициативой до конца переговоров);
3) на равных.
Следующая важная составляющая – языковые средства (инструмент, при помощи которого адресант может переворачивать ситуацию в свою пользу). Вербальные и невербальные средства, и заранее заготовленный репертуар тактик.
Содержание коммуникативных актов обусловлено соответствующими событиями – ритуальными речевыми ситуациями, задающими фон, т.е. свой фрейм и предполагающие ожидание определенной модели речевого поведения (признание в любви, обида, обещание).
Успешность коммуникации зависит далеко не только от общих знаний типов фреймов и моделей речевых ситуаций, а от мастерства, знания и умения, применяя соответствующие стратегии и тактики, вести переговоры без страха, инициативно и импровизируя.
Мы – представители нового поколения и мы должны жить в новых условиях!
Человек в новом мире должен:
-
быть способен жить в постоянно меняющемся мире, в новых, неведомых ранее, условиях;
-
молодежь должна быть воспитана таким образом, чтобы уметь обращаться с новизной;
-
использовать свои внутренние творческие способности, креативность;
-
рассчитывать только на свои способности и уметь импровизировать.
Цель: научиться, как себя раскрывать и понять свои скрытые способности4 как воспользоваться ими: здесь и сейчас; смело брать на себя ответственность и принимать решения в соответствии с нашим видением, т.е. самоактуализация.
Полная поглощенность настоящим (не будущим!!!). Открытость и самозабвенность, отвлеченность от привычно ожидаемых последствий, доверие самому себе.
Обратная связь:
-
любой вид возвращенной от источника информации, которая полезна в регуляции поведения
-
получение субъектом восприятия от партнера по общению сведений относительно того, как, каким он воспринят
-
всякая информация, прямая или косвенная, отсроченная или немедленная, которую человек получает от реципиента (или реципиентов), своего поведения, своего облика, сведений о самом себе
3 вида обратной связи
-
коммуникатор обратной связи высказывает прямо передает, описывает свое восприятие рецепиента обратной связи
-
коммуникатор обратной связи высказывает свое отношение, установку к воспринимаемому поведению
-
коммуникатор обратной связи дает интерпретацию воспринимаемому, приписывая, в частности, определенный мотив наблюдаемому поведению
- Вопрос 2. Конфликт и кризис. Современные теории конфликта, типы конфликта. Технология преодоления кризисов с помощью пр.
- Вопрос 3. Текстовая коммуникация. Речь – язык – текст. Условия восприятия текста. Функции текста. Отношения между текстом и аудиторией.
- Текст – содержание, смысл того, что мы видим, слышим и т.Д.
- Смысл для себя и смысл для других, которые вкладываются в тексты
- Проблема кросс культурных обществ
- Влияние культурных и национальных традиций и ведение переговоров
- Вопрос 8. Типы пропаганды. Средства и приемы пропаганды. Отличие пр от пропаганды
- Вопрос 9. Основные этапы планирования пр-программы (race)
- Вопрос 10. Принципы, лежащие в основе pr-деятельности. Новостная сфера pr. Понятие «менеджер новостей» (spin-doctor). Функции и средства управления новостной информацией.
- Обязанности спиндоктора, спичрайтера, пресс-секретарей
- Вопрос 14. Коммуникативистика – новая научная область социологии коммуникации. Научно-технический прогресс и предпосылки глобального распространения массовых информационных средств связи.
- Вопрос 16. Характеристика «третьей волны» развития цивилизации по Олвину Тоффлеру - новые отношения в семье, новые коды поведения и новый стиль жизни. Демассификация средств и систем информации.
- Вопрос 18. Манипуляция. Составляющие манипулятивного воздействия. Способы введения в заблуждение на межличностном и групповом уровне. Технологии манипулирования массовым сознанием.
- 4. Личность (манипулятор в каждом из нас);
- Вопрос 19. Лоббирование.Специфика лоббизма в Росиию Цели лоббирования.
- Формы обратной связи
- Вопрос 22. Деловое общение.
- Вопрос 23. Периодизация становления паблик рилейшнз как социального института (на примере России
- Вопрос 26. Пропагандистский характер пр.Отличие рекламы от пр, рекламы и паблисити как видов информационного бизнеса
- Вопрос 28 (41). Функции текста. Текстовая коммуникация. Пр-тексты. Жанровая типология первичных текстов и медиатекстов.
- Основные Пр-тексты:
- Факт-лист – краткий документ, представляющий факты, подробности новостных событий.
- Комбинированные
- Листовка
- Медиатексты.
- Вопрос 29. Понятие «стереотип», «образ» и «имидж». Взаимодействие рекламы и pr-коммуникаций в создании корпоративного имиджа. Реклама и репутация. Этика и социальная ответственность корпорации.
- 6 Признаков личности политика:
- Все это база для формирования его образа. Создание политического имиджа
- Имидж как элемент коммуникативной системы
- Роль стереотипов в политике
- Что должен знать имиджмейкер?
- Общественность (типы)
- Вопрос 36. Манипуляция: цивильное и нецивильное психологическое влияние. Основные правила цивильного противостояния (по и. Сидоренко).
- Непсихологические средства влияния - это социальные и физические средства воздействия. (Угроза увольнения, побои и т.П.) Цели влияния
- Варварское и цивилизованное влияние
- Классификация видов влияния варварское (нецивильное) психологическое влияние
- Цивилизованное психологическое влияние
- Цивилизованное противостояние нападению и манипуляции Понятие цивилизованного противостояния
- Мониторинг эмоций 2)Психологическое самбо
- Дополнительные способы противостояния влиянию
- Вопрос 38 (47). Специфика развития pr в сша, Великобритании, Франции и России. Проблемы российского pr
- Вопрос 46. Мифы в современном обществе. Мифологизация как инструмент паблик рилейшнз. Характеристики мифа. Миф как модель действительности.