logo
Общие требования к проектированию предприятий торговли

4. Оснащение магазина

Многие продуктовые сети в связи с кризисом пересмотрели бюджеты на открытие магазина и заказывают базовое, менее дорогостоящее оборудование. Обязательно проведится тендер на поставку оборудования среди серьезных компаний-поставщиков. Оцениваются предложения, но не только с позиции самой дешевой цены. Очень важны сроки поставки, монтаж и сервисное обслуживание.

План расстановки оборудования - важнейшая составляющая в процессе открытия торгового предприятия. После выполнения планировочных решений помещений производится расстановка необходимого оборудования и составляется перечень оборудования с указанием всех технических характеристик.

Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.

Мебель для торговых предприятий принято классифицировать по следующим наиболее важным признакам:

- месту применения;

- назначению;

- товарному профилю;

- конструкции.

Мебель для торговых предприятий делится на следующие основные типы:

- пристенные и островные горки;

- прилавки;

- кассовые кабины для магазинов самообслуживания;

- корзины для покупок;

- тележки для покупок;

- вешала для одежды.

Для оснащения магазинов также применяются: примерочные кабины, банкетки для примерки обуви, столы для упаковки товаров, столы для тканей и крупногабаритных товаров, столы передвижные для телевизоров, подиумы и т.д.

Торговый инвентарь -- приспособления, инструменты, приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также различных вспомогательных и хозяйственных операций.

Торговый инвентарь классифицируется по:

- месту использования (для складских и подсобных помещений, торговых залов);

- назначению (для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовки к продаже, отпуска, выкладки и рекламы; счетный, вспомогательный, санитарно-гигиенический, противопожарный);

Торговое холодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли. Оно представлено холодильными камерами, торговыми холодильными шкафами, охлаждаемыми витринами, горками, прилавками, прилавками-витринами, ларями.

Используемое для оснащения магазинов торговое холодильное оборудование по назначению делят на следующие основные группы:

- для хранения товаров (холодильные камеры, шкафы, закрытые прилавки);

- для показа и продажи товаров (открытые прилавки, витрины, прилавки-витрины, лари);

- демонстрационное оборудование (демонстрационные витрины, шкафы-витрины).

По температурному режиму холодильное оборудование принято подразделять на низкотемпературное (для замороженных продуктов) и обычное (для охлажденных продуктов). В низкотемпературном оборудовании товары хранят при температуре -18°С и ниже. Охлажденные продукты хранят при температуре 0-2°С.

Для торгового холодильного оборудования приняты условные буквенные обозначения: К - камера; Ш - шкаф; П - прилавок; ПВ - прилавок-витрина; В - витрина; X - холодильный(ая); С - среднетемпературный(ая); Н - низкотемпературный(ая); М - модульный; Ю - в южном исполнении. Цифры после букв указывают внутренний охлаждаемый объем в кубических метрах.

Холодильные камеры имеют сборно-разборную конструкцию. Устанавливают их в складских помещениях магазинов и хранят в них продукты в течение 3-5 суток. В охлаждаемых камерах поддерживается температура от 0 до +8°С, в низкотемпературных - до -18 °С.

Холодильные шкафы устанавливают на рабочем месте продавца или в складских помещениях небольших магазинов. Они могут быть со встроенным холодильным агрегатом или без него. В охлаждаемых шкафах поддерживается температура от 0 до +8°С, в низкотемпературных - до -18°С.

Холодильные витрины служат для показа и продажи охлажденных и замороженных продуктов. Для кратковременного хранения, демонстрации и продажи охлажденных и упакованных гастрономических продуктов в магазинах самообслуживания широко используют холодильные среднетемпературные витрины.

Холодильные прилавки-витрины служат для кратковременного хранения, демонстрации и продажи охлаждаемых продуктов. Конструкция этого вида оборудования предусматривает наличие двух охлаждаемых отделений - камеру прилавка и витрину.

Камера прилавка служит для хранения скоропортящихся товаров.

В магазинах, торгующих скоропортящимися продуктами по методу самообслуживания, в витрине выкладывают товары, предназначенные для демонстрации и выбора покупателями.

Холодильные лари в зависимости от температурного режима используют для продажи замороженных продуктов и мороженого или для охлажденных напитков.

Торговое измерительное оборудование -- весы, гири, меры длины и объема.

Весы классифицируются по:

- принципу действия (рычажные, электромеханические);

- месту и способу установки (настольные, передвижные, стационарные);

- виду указательного устройства (гирные, шкальные, шкально-гирные, циферблатные, цифровые, электронные);

- виду отсчета показаний взвешивания (визуальный отсчет, с документальной регистрацией);

- способу снятия показаний (с местным и дистанционным способами снятия показаний);

Контрольно-кассовое оборудование -- контрольно-кассовые машины, которые классифицируются по:

- количеству суммирующих счетчиков;

- количеству рядов для набора, суммы, вводимой в машину;

- количеству операционных счетчиков;

- наличию съемных клавиш-ключей.

Как показывают результаты исследований, площади в торговом зале не равноценны с точки зрения объема продаж в пересчете на 1 кв.м. Их значимость по мере движения покупательских потоков от входа (фасада магазина) по направлению к противоположной стене уменьшается. В зоне, прилегающей к входу (фасаду), реализуется около 40% всего оборота магазина. Следующая по значимости зона дает 30% продаж, а последующие -- соответственно 20% и 10%. Перераспределение групп товаров в зале с учетом этих обстоятельств позволяет повысить оборот.

Специалисты пришли к выводу, что показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент установочной площади (Ку), определяемый как отношение установочной площади к общей площади торгового зала. Оптимальная величина Ку в магазинах самообслуживания составляет 0,3-0,92; в универмагах -- 0,29; в магазинах обуви -- 0,33; одежды -- 0,28; хозтоваров -- 0,32. Иначе говоря, средний показатель близок к 0,3 по большинству групп товаров. Это норма, отклонение от которой должно заставлять задуматься о повышении эффективности работа зала. Предположим, что общая торговая площадь магазина -- 1000 м2, а оборудование занимает в нём в общей сложности 500 м2.

Ку=500/1000=0,5.

Это означает, что торговый зал перегружен оборудованием (50:50). В нём ограничены возможности выбора товара, напряжены потоки покупательских перемещений, затруднено обслуживание покупателей. Его целесообразно изменить.