logo
Общие требования к проектированию предприятий торговли

3.1 Основы планировки торгового зала

Планировка торгового зала - важный этап планировки объекта в целом. Оптимальная планировка магазина и правильно расставленное оборудование для торговли увеличивает прибыль предприятия. Поэтому грамотно разработанная планировка магазина и технологическое проектирование холодильного и теплового оборудования для торговли - залог успешного запуска объекта!

Почему хорошая планировка так важна? Исследования показывают: один из самых важных критериев удовлетворения потребителей - это насколько легко он может ориентироваться в магазине. Хорошая планировка напрямую влияет на товарооборот магазина. Если магазин спланирован так, что каждый покупатель должен пройти через все отделы, задержаться в магазине подольше - его покупка будет больше, он потратит больше денег. Необходимо не допускать слабых мест в магазине. Многократно проверять планировку, советоваться с профессионалами, прежде чем окончательно ее утвердить. Просчитать будущий ассортимент - поместиться ли он на полках? Нет ли узких проходов, загороженных торговой мебелью? Где находятся ключевые отделы - овощи-фрукты, хлеб, молочка, алкоголь? Где будет зона для проведения акций?

Торговый зал - часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Устройство и планировка торгового зала должны разрабатываться с учетом следующих требований:

- обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;

- создания условий для механизации трудоемких процессов;

- удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;

- эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;

- обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров;

- создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.

Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Подобная конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1:1; 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1:10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

Виды технологических планировок торгового зала в зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи:

* линейная -- размещение товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть:

1. Продольной: стеллажи с товарами преимущественно располагаются перпендикулярно входящему в зал покупательскому потоку;

2. Поперечной: стеллажи с товарами преимущественно располагаются параллельно входящему покупательскому потоку;

3. Смешанной: стеллажи с товарами располагаются по диагонали и вертикале;

* боксовая -- предполагает разделение площади торгового зала на изолированные друг от друга боксы (отделы). Используется, как правило, в крупных универсальных магазинах, где торговля часто ведется через прилавок, и торговых центрах.

Торговое оборудование размещается таким образом, что образует петлю, по которой движется покупательский поток. Покупатель тем самым вынужден обойти все отделы и посмотреть все предлагаемые товары.

Боксовая планировка предполагает более насыщенное использование указателей, внутримагазинной рекламы и информации, а также обеспечение достаточного пространства для прохода. Поскольку если покупатель захочет повернуть назад (против петли), ему придется двигаться навстречу общему потоку. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной покупке покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчета. Выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специального выбора (грампластинок, драгоценностей и т.п.).

* смешанная -- расстановка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок. При использовании комбинаций планировки очень важно позаботиться об указателях и знаках, чтобы совершение покупок не обернулось для покупателя кошмаром в лабиринте.

* выставочная -- размещение крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам;

* свободная -- расстановка оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.

Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии узла расчета, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте. При линейной планировке создаются благоприятные условия и для рациональной технологии работы магазина: наиболее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответственных лиц и взаимозаменяемости работников магазина.

Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционные формы обслуживания покупателей, зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Например, в магазинах по торговле продовольственными товарами ширина фронта рабочего места продавца должна быть не менее 2 м, а в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, -- не менее 3 м. Между пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м. Глубина рабочего места продавца может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.

При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла.

Размещение входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют в магазинах, продажа в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала.