logo search
Орехова Связи с общественностью (Public Relaton

9. Функции специалиста по связям с общественностью. Профессиональные требования к специалисту.

Специалист по связям с общественностью.

Квалификация специалиста по связям с общественностью предусматривает овладение необходимыми знаниями и навыками для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационной структуры, эксперта, консультанта, референта в государственных и общественных учреждениях и организациях, коммерческих структурах по вопросам массовой информации и деловой коммуникации, общественных связей, гуманитарных технологий, научных, культурных и туристических обменов.

Профессиональная деятельность выпускника направлена на изучение и выработку соответствующих рекомендаций по следующим аспектам: процессы и явления внутриполитической и международной жизни; межнациональные, межэтнические и международные отношения; социально-экономические проблемы города, области, республики, страны и современного мира в целом; общепланетарный, общенациональный, региональный и местный информационные потоки; научное и культурное сотрудничество; информационное обеспечение внутренней и внешней политики; формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом; создание единого международного экономического, экологического, культурного и информационного пространства; процессы глобализации; процессы, связанные с разоружением, строительством безопасного мира.

Функции специалиста по ПР

1. Написание и редактирование. Составление сообщений для печати и передачи в эфир, тематических статей, информационных бюл­летеней для служащих и внешних акционеров, писем, сообщений для Web-узла и других служб оперативной информации, отчетов для акционеров и ежегодных отчетов, речей, брошюр, сценариев фильмов и слайд-шоу, статей в профессиональных изданиях, инсти­туциональных рекламных объявлений, а также материалов о про­дукции и дополнительных технических материалов.

2. Связи со средствами массовой информации. Контакты с предста­вителями средств массовой информации, журналов и воскресных приложений, с независимыми писателями, а также с представите­лями профессиональных изданий. Цель подобных контактов — склонить соответствующие издания или средства массовой инфор­мации к публикации (или передаче в эфир) новостей и сюжетов об организации (эти новости и сюжеты могут быть подготовлены самой организацией). Реагирование на запросы со стороны средств массовой информации/проверка публикуемых материалов и до­ступ к влиятельным источникам информации.

3. Исследования. Сбор информации об общественном мнении, тен­денциях, появляющихся проблемах, политическом климате и за­конодательстве» сообщениях в средствах массовой информации, группах особых интересов и прочих вопросах, касающихся акционе­ров данной организации. Просмотр Интернета, служб оперативной информации, государственных электронных баз данных. Плани­рование программ исследований, проведение опросов, организа­ция заказов у исследовательских фирм.

4. Управление и администрирование. Составление программ и пла­нов в сотрудничестве с другими менеджерами; определение по­требностей, установление приоритетов, определение общественных

групп, постановка целей, а также разработка стратегии и тактики. Администрирование персонала, бюджета и графиков выполнения программ.

5. Консультирование. Рекомендации высшему руководству компа­нии по социальному, политическому и нормативному окружению; проведение консультаций с группой руководителей по поводу того, как избежать кризиса (и как на него реагировать, если он произойдет); работа с лицами, ответственными за принятие важ­нейших решений, с целью разработки стратегий управления кри­тическими и болезненными проблемами и своевременного реаги­рования на эти проблемы.

6. Специальные события. Организация и проведение конференций для обсуждения новостей, совещаний, дней открытых дверей, тор­жественного открытия выставок и т. п. с «разрезанием ленточки», празднования годовщин, событий, связанных с передачей пожерт­вований в благотворительные фонды, визитов высокопоставлен­ных лиц, конкурсов и соревнований, программ награждения и про­чих нерядовых мероприятий.

7. Устные выступления; Выступления с речью перед различными группами, оказание помощи другим в подготовке выступлений, а также руководство специальным бюро докладчиков, обеспечи­вающим создание для организации «платформы» перед важной для нее аудиторией слушателей.

8. Производство. Создание средств коммуникации на основе зна­ния и умения пользоваться возможностями мультимедиа, в том числе изобразительными и оформительскими средствами, фото­графией, версткой и настольными компьютерными издательски­ми системами; запись и редактирование аудио- и видеоинформа­ции; подготовка аудиовизуальных презентаций.

9. Обучение. Подготовка руководителей и других штатных доклад­чиков к работе со средствами массовой информации и публичным выступлениям. Совершенствование у других сотрудников органи­зации их устной и письменной речи. Оказание помощи во внесе­нии изменений в организационную культуру, политику, структу­ру и процесс.

10. Контакт. Выполнение роли связующего звена со средствами мас­совой информации, местной общественностью и другими внут­ренними и внешними группами. Выполнение роли посредника ме­жду организацией и ее важнейшими акционерами: выслушивание их соображений, проведение переговоров, улаживание конфликтов и достижение согласия. Выполнение роли гостеприимного хозяи­на при встрече гостей и посетителей организации; организация их досуга [15, 60-61].

Приведенные выше направления профессиональной деятельно­сти специалистов по PR, их функции и должностные обязанности носят характер простого перечисления, основанного на эмпирическом опыте. Несомненно, эта информация имеет большую практическую ценность и дает общее представление о содержании профессиональ­ной деятельности специалистов по связям с общественностью. Но для более глубокого теоретического осмысления данной проблемы не­обходима систематизация и определенная классификация функций профессиональной деятельности ПР-специалистов. Научно-исследо­вательские попытки такого рода предприняты в ряде публикаций оте­чественных теоретиков и практиков паблик рилейшнз. В частности, профессор И. П. Яковлев предлагает разделить функции специали­стов по связям с общественностью на две группы.

Первая группа объединяет функции сбора и анализа информации (работа на входе системы). К ним относятся следующие функции:

1) исследование общественного мнения, анализ статистических дан­ных, обобщение результатов социологических, психологических, экономических и других исследований;

2) изучение юридических, экономических, политических и других • документов;

3) сканирование публикаций в прессе по важным для организации вопросам;

4) контакты с журналистами, представителями органов управления, инвесторами, социальными группами, общественными движениями;

5) подготовка аналитических записок и рекомендаций руководству организации.

Вторая группа объединяет функции по распространению инфор­мации (работа на выходе системы). Здесь выделяются следующие функции:

1) подготовка информационных материалов (брошюр, статей, пресс-релизов) для прессы, органов управления, инвесторов и др.;

2) информирование общественности о целях и проблемах организа­ции на пресс-конференциях, в средствах массовой информации, в почтовой корреспонденции и т. д.;

3) совершенствование отношений с потребителями (участие в созда­нии и размещении рекламы и продвижении товаров на рынок, ор­ганизация специальных мероприятий и др.);

4) информационное воздействие на депутатов и органы исполнитель­ной власти для принятия более совершенных законов и решений.

Далее профессор И. П. Яковлев в соответствии с известным в за­рубежной практике PR четырехступенчатым алгоритмом разработки конкретной программы паблик рилейшнз или ПР-кампании предла­гает выделить по отношению к процессу деятельности в сфере PR следующие функции:

1) исследовательские, связанные со сбором, обработкой и анализом информации;

2) планирующие, связанные с определением целей, задач и разра­боткой плана мероприятий по их реализации;

3) организаторские, заключающиеся в участии специалиста в реа­лизации намеченных мероприятий;

4) экспертные, проявляющиеся в оценке эффективности проведен­ной работы и выявлении новых проблем, которые надо решать.

И, наконец, по третьему основанию, системе общественных отно­шений, И. П. Яковлев выделяет экономические, политические, культурные и социальные функции. Научная ценность предложенной клас­сификации, по нашему мнению, заключается в том, что она позволяет подходить к анализу и практической реализации функций специали­ста по PR комплексно, в их тесных взаимосвязях и взаимных пересе­чениях [34, 8-9].