Специфика Public Relations в некоммерческом секторе
Общественные некоммерческие организации относятся к так называемому «третьему сектору». Третий сектор получил свой «порядковый номер» по времени появления и степени влияния на общество. Первым, естественно, стало государство, вторым – бизнес, свободное предпринимательство. В настоящее время большинство государств признаёт значимую роль третьего сектора в решении многих политических и экономических проблем. По своему составу третий сектор очень разнороден: от «продвинутых» НКО, обладающих первоклассными организационными, техническими, финансовыми, информационными и профессиональными ресурсами, до крохотных волонтерских групп, работающих нередко на свои же собственные сбережения. Цель НКО – реализация социальных проектов, улучшение ситуации и демократизация общества, а не борьба за власть или финансовые выгоды. [ C евортьян A ., 2000]. В принципе у НКО нет и собственных интересов, они аккумулируют и продвигают общественные потребности, складывающиеся из потребностей представляемых ими конкретных групп населения: поддержка моральная и материальная, привлечение к общественным проблемам все большего числа людей, улучшение состояния общества, выход страны из кризиса и т.п. Для общества ценность третьего сектора заключается еще и в том, что он играет роль «буфера», выразителя всего многообразия мнений граждан перед властями. НКО в силах корректировать политику государства, снижать напряжение в обществе и повышать уровень гражданского участия в политических процессах и принятии решений. Также сотрудники некоммерческих организаций, работая непосредственно с населением, выявляют и формируют общественное мнение по той или иной проблеме.
Отношение российского общества к НКО достаточно разнообразно: как отмечалось в публикации фонда «Общественное мнение», «российские граждане видят в общественных организациях номинальные структуры, а не реально действующие социальные институты: 70% населения вообще ничего не знают, либо лишь что-то слышали об этих организациях, 73% ответили отрицательно на вопрос, хотели бы они участвовать в деятельности такой организации». И даже те, кто осведомлен о деятельности таких организаций, часто не верят в их эффективность [Савва М., 2007].
Немаловажным фактором, влияющим на отношения к НКО, являются особенности их финансирования. Так получение денег от иностранцев может создавать негативный образ НКО как чужеродного элемента российского общества и чуть ли не шпиона западных спецслужб. Кроме того попытки зарубежных неправительственных организаций, зарегистрированных в России, вмешаться во внутреннюю политику страны и бывших советских республик формируют неблагоприятный имидж некоммерческих организаций. Примеры подобного вмешательства через финансирование политических партий и движений, через «обучение» лидеров и членов этих партий продемонстрировали Национальный демократический институт, Международный республиканский институт [Ковалев В., 2005], [Сайт «Русскоговорящая Европа», 2007], [Сайт посольства США в Казахстане, 2007].
Зачастую негативное и равнодушное отношение к третьему сектору связано с культурными и социально-психологическими особенностями общества в целом – неверие людей в возможность коллективной защиты своих прав и интересов, в возможность сопротивления власти. Снижают имидж НКО и обнародованные факты присвоения финансовых зарубежных средств лидерами организаций. Кроме того, как считает М.Савва, директор грантовых программ Южного регионального ресурсного центра, бедность притупила гражданские чувства и желание бороться за свои права [Савва М., 2007].
Ещё одна причина недоверия – наличие в третьем секторе «псевдоНКО», целью создания которых является уход от чрезмерного налогообложения, а не работа на нужды реальных клиентских групп [Ковалевская E ., Хрущева K ., Лебедева E ., 2005].
Очевидно, что в такой отчужденной (не толерантной) общественной атмосфере организации третьего сектора (и их деятельность) не способны занять место, соответствующее их роли в гражданском обществе. Для успешной реализации своих задач им нужна среда, которая поддерживает и разделяет с ними их цели и ценности. Особенность российской ситуации заключается в том, что задача формирования такой среды является для организаций третьего сектора такой же важной, как и задачи, которые вытекают из их специальной миссии [ Методика направленного информационного воздействия неправительственных организаций как способ изменения отношения населения к социально исключенным людям, 2007]. Поэтому в случае с НКО, более чем в других сферах деятельности, PR должен выполнять базисную функцию в деятельности организации.
Связи с общественностью в НКО играют роль, подобную роли мозга в человеческом теле: наши руки и ноги могут двигаться самостоятельно, но для того чтобы получились адекватные действия, нужна координация мозга. Именно принципы PR , характерные для открытой системы, которая адаптируется для общества и ответственна перед обществом, должны стоять во главе угла управления НКО. Такой менеджмент некоммерческих организаций позволит ей успешно функционировать: реализовывать проекты, получать поддержку программ со стороны местного сообщества, привлекать добровольцев, получать новые источники финансирования. Многие общественные организации уже несколько лет назад осознали эту необходимость: опрос, проводимый еще в мае 2002 г . среди петербургских НКО, показал, что у 67% опрошенных НКО есть среди сотрудников человек, прицельно работающий со СМИ, причем в подавляющем большинстве случаев он числится в штате. Три из четырех сотрудников имеют специальное образование. Должности PR -специалисты занимают самые разные: руководитель по PR, специалист по PR, пресс-секретарь, журналист, менеджер по связям с общественностью, PR-менеджер. А в некоторых организациях эту функцию берут на себя менеджер по развитию и даже директор [ Мачнев E ., 2002 ].
Александр Федотовских в понятие «связи с общественностью в некоммерческих организациях» связи со СМИ, фандрайзинг и спонсоринг, социальное партнерство с государством и бизнесом, продвижение различных идей общественного характера [ Федотовских A ., 2001].
Определяя цели и задачи, которые стоят перед PR -деятельностью в сфере НКО, кажется уместным назвать причины, по которым связи с общественностью используются в некоммерческом секторе:
Для осознания и принятия общественностью миссии организации.
Для формирования каналов общения с людьми, которым предназначены услуги, предоставляемые организацией.
Для создания и поддержания необходимых условий для привлечения средств.
Для формулирования и распространения идей, соответствующих миссии организации в публичной политике.
Для мотивирования людей (от членов советов и наемных работников до добровольцев и связанных с данной проблемой чиновников) работать на достижение миссии организации [Ишкова A ., 1996].
Пожалуй, закономерно то, что эти, да и другие авторы, пишущие о продвижении в сфере НКО, не отделяют связи с общественностью от привлечения денежных средств.
Действительно, специфика сферы общественных организаций состоит в том, что спонсоринг [1] и фандрайзинг [2] становятся частью связей с общественностью и одной из основных задач в работе с заинтересованными группами. Эта особенность PR в НКО имеет достаточно давнюю зарубежную историю: в 60-70 годы в Америке благотворительные организации рассчитывали преимущественно на государственные источники финансирования, а в 80-х, когда произошло резкое сокращение федеральной помощи некоммерческому сектору, им пришлось обратиться к старому надежному способу – системе «общинного кошелька». По данным филантропического журнала « Giving USA » («Америка жертвует»), сумма пожертвований на благотворительные цели в США за последние 20 лет выросла в 4 раза, превысила 2% внутреннего валового продукта и достигла рекордной цифры – 190 миллиардов долларов в год. Особенно стремительно этот процесс идет в последние 5 лет, причем основная часть пожертвований – 80% – исходит от частных лиц (остальное – от корпораций и фондов).
В России до конца 80-х годов 20 века как понятие и как адекватное ему действие фандрайзинг был невозможен. Единственными источниками финансирования существовавших тогда прогосударственных организаций (Красный Крест, Всероссийские Организации Инвалидов/Глухих/Слепых, Общество охраны памятников и пр.) были государственный бюджет и платная деятельность. Взносы физических и юридических лиц (за исключением членских взносов) были запрещены законом. В конце 80-х монополия государства и в этой области была разрушена. С тех пор некоммерческие организации имеют право привлекать для своего финансирования все возможные источники, включая пожертвования любых юридических и физических лиц, оговоренные в российском законодательстве — ФЗ «О благотворительной деятельности», ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «Об общественных объединениях» и «Налоговый кодекс РФ» (в частности часть 2, статья 251) [Кононович Л.Ю., 2007]. Чем они активно и занимаются, формируя неразрывную связь своих некоммерческих проектов с имеющимися в конкретных регионах социальными, политическими и экономическими проблемами.
Согласно результатам опроса, среди питерских НКО приоритетом в рейтинге задач нонпрофитных организаций стал вовсе не поиск клиентов (которых, видимо, у организаций уже достаточно) и даже не поиск средств, а привлечение партнеров, которое поставили на первое место почти 30% опрошенных. Все остальные пункты в рейтинге располагаются практически на одном и том же уровне: поиск доноров – 18%, поиск клиентов – 16%, улучшение имиджа и репутации – 16%, просвещение – 14%. Кроме того были названы связь с периферией (для сетевых организаций) и создание команды [ Мачнев E ., 2002]. Это говорит о правильно поставленной долговременной цели НКО – благодаря эффективной ПР-стратегии превращать группы ключевых стейкхолдеров в партнеров организации.
Основные цели PR -деятельности общественных организаций по-разному реализуются при работе с основными стейкхолдерами: в зависимости от ключевых характеристик этих заинтересованных групп выбираются специфические технологии и средства. Ведь нередко помимо убеждения в необходимости принять участие в какой-то социальной акции или сделать пожертвование чрезвычайно важным является удобство, доступность, простота процедуры участия или внесение вкладов. Обязательно при работе с каждой группой стейкхолдеров НКО должна использовать многофакторную мотивацию (желание помочь другим, признание элиты и сообщества, общественная награда за участие, чувство успеха, возможность использовать навыки и талант и др.). Важно уметь выделить область пересечения интересов общественной организации и основных стейкхолдеров, это позволит более точно определить, как удовлетворить их взаимные запросы, выбрать наиболее действенные инструменты работы. Приведение в соответствие интересов разных сторон — процесс трудоемкий, но это залог успеха PR -деятельности организации.
Общественность
Равнодушие широкой общественности к некоммерческим организациям, которые по сути и защищают интересы этой общественности, связано отчасти с социально-культурными традициями российского общества, как это было показано выше, либо с плохо организованной деятельностью по продвижению НКО.
Как правило, работа некоммерческих организаций плохо спозиционирована: люди не информированы о деятельности общественных организаций, не знают об их роли в развитии общества, об их миссии, о результатах работы. Хотя человеку по природе своей свойственно желание помогать другим людям, но мешающими факторами в этом процессе будет то, он не видит своей заинтересованности в деятельности организации, не чувствует своей нужности для общественных организаций. Кроме того, тормозить активность простых людей может отсутствие простых способов предоставления помощи, уверенности в том, что его ресурсы будут использованы по назначению.
Для решения этой задачи общественные организации России занимаются, например, издательской деятельностью. Два наиболее известных издания НКО журнального типа – это «Идеалист» (Краснодар/Москва) и «Пчела» (С.-Петербург). При этом первый – детище одного из ведущих специалистов по некоммерческому PR Светланы Рубашкиной – позиционируется скорее как внерегиональный, а «Пчела» – как северо-западное издание. Единственная в России «уличная газета» «На дне» издается также НКО – издательским домом благотворительного фонда «Ночлежка».
Самобытные газеты издают ресурсные центры – «Северная корреспонденция» в Архангельске, «Меценатъ» в Великом Новгороде, «Вестник «Служения» в Нижнем Новгороде, «Новая реальность» в Краснодаре, «Эффект присутствия» в Новосибирске, «Вестник НКО» в Томске (список можно продолжить). Кроме того, ряд журналов выпускается грантодающими структурами – зарубежными фондами или при их непосредственном участии («Идеалист» и «Пчела» также в большей или меньшей мере существуют на гранты). Среди таких журналов можно отметить московские «Деньги и благотворительность», «Корпоративный филантроп», «Вестник благотворительности», «Армия добра». В Петербурге известны также «Русский инвалид» Геннадия Дягилева, «Посиделки» Центра гендерных проблем, «Зеленый крест» одноименной экологической организации, «Латинский квартал» общественной организации «Молодежный город» и другие издания.
Для продвижения гражданских инициатив и социально ориентированных бизнес-компаний работает Агентство социальной информации, которое действует не только как СМИ, но и как специализированное PR-агентство [Мачнев E ., 2002]. Все эти специализированные издания ведут широкую информационную компанию, для того чтобы добиться узнавания и лояльности со стороны общественности .
Но большинство газет и журналов НКО (даже с большим тиражом, например, «Женский парламент» в Великом Новгороде имеет 5-тысячный тираж, «Лига избирательниц» в Петербурге – 10 тыс. экз.), несмотря на свой просветительский характер и нацеленность на широкую общественность, все-таки остаются внутрисетевыми изданиями. Для того чтобы выйти из этих рамок, НКО должны позиционировать свою деятельность через средства массовой информации. Информация о мероприятиях и акциях общественных организаций должна появляться в СМИ, на web -сайтах, рассылаться через директ-мейл, повышая интерес к работе общественных организаций, развеивая предубеждения. Обязательной частью этой информации должны быть открытые источники финансирования НКО, демонстрация «прозрачности» деятельности. Это может быть публикация отчетов, проведение публичных обсуждений деятельности, проведение исследований и составление базы данных потребностей местного сообщества с широкой оглаской через различные каналы коммуникации, разработка на местном уровне стандартов оказания социальных услуг [Духонин K . B ., 2007].
Наиболее эффективными шагами в процессе сближения общественных организаций с населением города являются специальные мероприятия, проводимые общественными организациями. Например, в 2000 г . 15 известных в Краснодаре общественных организаций (Ассоциация юных лидеров, Творческий союз «Южная волна», организация вынужденных переселенцев «Возрождение», Клуб безработных, Ассоциация «Модус Вэли» и др.) провели совместную акцию «Изменим мир к лучшему», которая включала:
- проведение «Уроков доброты» членами организации инвалидов «Орфей» в СШ №34;
- цикл передач, посвященных кампании и деятельности участвующих в ней НКО (всего 6 пятиминутных передач) на радио ВГТРК «Кубань»;
- форум краснодарских НКО «Есть идея», организованный Южнорегиональным ресурсным центром. Основной частью Форума стала конкурсная программа, которая проводилась с целью выявления наиболее интересных идей и проектных замыслов краснодарских общественных организаций по решению социально значимых проблем местного сообщества и установления перспективного сотрудничества с организациями, готовыми их поддержать;
- презентация фондов, где все участники Форума и широкая общественность смогли узнать о приоритетах и направлениях деятельности некоммерческих организаций, а также получить раздаточные материалы о текущих конкурсах и консультации по участию в них.
В результате проведения кампании в региональных СМИ вышло более 50 репортажей о специальных событиях, подготовленных ее участниками, была выпущена брошюра, в которую вошли описания проектных замыслов НКО, участвующих в конкурсной программе Форума «Есть идея» (5 из них получили поддержку мэрии города и местных бизнес-структур). По мнению участников Форума, данное событие стало ярким примером эффективного взаимодействия некоммерческих организаций и развития социального партнерства в городе [«Изменим мир к лучшему»: проведение кампании некоммерческих организаций г. Краснодара, 2007].
Ещё одним примером формирования позитивного восприятия благотворительности среди широкой общественности на всей территории России через событийный контекст стал уникальный проект «Ралли Белых Ночей» – м еждународный благотворительный мотопробег, организованный крупнейшим международным благотворительным фондом Великобритании CAF [3] . Ежегодно CAF выделяет более 300 миллионов долларов на социальные, культурные, образовательные программы в Великобритании и семи регионах мира. Проект поддержан крупными российскими донорскими организациями – Фонд Дмитрия Зимина «Династия», АЛЬФА-БАНК, Дальневосточное морское пароходство, Шеврон Тексако Инк.
В мотопробеге от Владивостока до Санкт-Петербурга (через города – Хабаровск, Чита, Улан-Уде, Иркутск, Красноярск, Кемерово, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Уфа, Казань, Нижний Новгород, Тверь, Москва) принимали участие «экзотические» для России байкеры – Его Королевское Высочество Принц Майкл Кентский (представитель британской королевской семьи, сын Принца Георга и Принцессы Марины, потомок знатного русского рода), Лорд Николас Фейрфакс (потомок одного из известнейших аристократических родов Англии, член Палаты Лордов), Принц Николас фон Пруссен (внук германского Кайзера Вильгельма), Кевин Сандерс (легендарный гонщик, дважды обладатель мирового рекорда Гиннеса за самое быстрое кругосветное путешествие на мотоцикле и премии Trans Americas ), Его Королевское Высочество Принц Филипп, герцог Эдинбургский и др. известные личности.
В крупных городах по маршруту следования «Ралли Белых Ночей» были организованы и проведены специальные мероприятия для широкой общественности, торжественные церемонии встречи участников мотопробега на центральных площадях городов, обеды и приемы, встречи с местным благотворительным сообществом, фотовыставки «Ралли Белых Ночей» в Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге, посещение Центра реабилитации для детей с онко-гематологическими заболеваниями во Владивостоке.
Информация о проекте находилась в повестке дня СМИ более 2-х месяцев. Организаторы считают, что поставленные задачи по привлечению внимания общественности в регионах России к теме благотворительности и благотворителям, по «изменению статуса» региональных благотворительных организаций были выполнены.
Распространяя информацию о себе, некоммерческие организации создают позитивное паблисити и формируют доверие. Это одни из самых важных факторов для убеждения человека поработать волонтером или пожертвовать какие-то собственные средства, потому что люди могут давать средства только тем, кому доверяют.
Каналами коммуникации с общественностью должны быть не только СМИ, но и личные встречи в общественных приемных, беседы с представителями целевой группы, агитация и распространение информации методом «от двери к двери», проведение ежемесячных или ежеквартальных собраний общественности на местности. Эти мероприятия с участием руководства НКО, волонтеров, потребителей социальных услуг формируют обратную связь, являются основой двусторонней коммуникации.
Но PR -менеджеры НКО должны стремиться не только информировать общественность, но и вовлекать ее представителей в различные проекты. Сделать их активными участниками события помогает раздача во время мероприятия различной знаковой сувенирной продукции (футболок, шариков, флагов и флажков, значков, стикеров, бейсболок и косынок с символикой проекта), нанесение каких-то знаков на тело и одежду в ходе проведения акций с учетом ценностей и интересов аудитории (например, смывающиеся татуировки для молодежи).
К способам вовлечения относятся также конкурсы по тематике проекта для школьников, студентов и журналистов, учреждение премий, «круглые столы», организация сбора подписей и др.
Мы уже упоминали о том, что чрезвычайно важным при работе НКО со стейкхолдерами является простота и удобство процедуры внесения пожертвования. Некоторые обычные люди, которые хотели бы помочь НКО, просто не доходят по разным причинам (нет времени, стесняются, что могут внести только маленькую сумму и др.) до сберкассы или отделения банка. Примером удобных технологий сбора средств могут служить специальные программы для покупателей, которые использует британская некоммерческая организация CAF .
Суть этих программ состоит в том, что, приобретая какой-либо товар или услугу, потребитель сознательно платит за него немного больше, потому что часть оплаченных им денег пойдет на решение социальных проблем. Инициатором таких проектов в России был WWF , который в 2005 г . получил от таких проектов более $ 250 000 (см. рис. 1). Использование технологий кобрендинга не только дает удобные для широкой общественности механизмы сбора пожертвований на социальные нужны, но и возвышает имидж НКО и коммерческого бренда.
PR -отделы НКО не должны забывать благодарить отдельных людей, которые хотят помочь решить социальные проблемы, за помощь (это могут быть письма благодарности, приглашение на праздники и события, статьи о достижениях волонтеров в СМИ и др.), тем самым постоянно повышая их самооценку.
Например, в Европе существуют следующие формы некоммерческого поощрения волонтеров-доноров: в Венгрии их дети поступают в вузы без экзаменов, во Франции только донор может поставить свою машину на Елисейских полях рядом с машиной президента, а в Чехии в Оперном театре лучшие певцы раз в год дают гала-концерт для доноров [Викентьев И.Л., 1995].
Таким образом, реализация «нескучных проектов» с их дальнейшим освещением в СМИ, предложение простых и удобных способов участия в благотворительности, сотрудничество с известными брендами товаров широкого спроса, различные формы поощрения волонтеров способствуют более активному привлечению ресурсов отдельных людей (например, в США более 70% всех пожертвований благотворительных организаций составляют домохозяйства [ Lamb F . L ., 2005]). Думается, что НКО сегодня должны активнее работать со школами и вузами: организовывать там конференции и семинары, демонстрировать истории успешной работы, чтобы уже с молодости воспитывать социально ответственное поколение, своих будущих добровольцев и сотрудников.
СМИ
Одним из основных каналов продвижения во внешней среде, донесения миссии организации до общественности, формирования доверия у ключевых стейкхолдеров являются СМИ.
Эффективность СМИ обусловлена тем, что за очень короткое время информация может достичь аудитории сотен, тысяч, миллионов человек. Кроме того, до сих пор публика больше доверяет информации, поступающей через СМИ, чем непосредственно от самой организации. Средства массовой информации могу быть полезными как в конкретной ситуации, при проведении мероприятий, так и при позиционировании организации. Новостями о жизни НКО, публикацией разнообразных материалов в СМИ можно оповещать общественность о своей деятельности, привлекать добровольцев, продвигать нужные решения и действия, повышать известность организации. Правильно организованная в СМИ кампания может быть полезной и для решения стратегических задач в изменении соотношения общественных сил, в решении проблем, ради которых создана организация.
Общественные организации в большинстве случаев осознают это: треть опрошенных санкт-петербургских НКО во время уже упомянутого нами опроса 2002 г . поставили на первое место различные методы работы со СМИ и мероприятия для журналистов [ Мачнев E ., 2002].
Сотрудники НКО должны ясно понимать, что основным в современном медиапространстве является формат новостей, СМИ не могут существовать без постоянно обновляющейся информации. Журналисты часто испытывают прессинг времени при сборе и подготовке своих материалов, поэтому в большинстве случаев они заинтересованы в получении информации от НКО, особенно профессионально подготовленной, в форме, отличной от рекламной, т.е. «готовой к употреблению». Такие материалы помогают журналистам делать их работу быстрее и лучше, что возвышает степень их удовлетворения от работы, улучшает имидж СМИ в общем. Кроме того, СМИ чаще всего осознают важность, полезность, необходимость общественных организаций, предоставляющих свои услуги, направленные на решение социальных проблем за символическую плату или вообще без неё, поэтому современные медиа (также имеющие социальную направленность) обычно публикуют материалы об НКО бесплатно.
В США каждое СМИ, будь то частное или государственное, обязано определенное место/время в год уделить для освещения деятельности НКО. При этом количество этого времени минимально (например, для телеканала это может быть 10-15 минут в месяц), а количество НКО много больше, так что задача общественной организации заключается в том, чтобы убедить редактора предоставить место именно ей, а не другой организации [ Музалевский M , 2007] . В России подобные нормативные акты касаются только социальной рекламы, поэтому, несмотря на единые общественные цели, устанавливая отношения со СМИ, НКО должна понимать, что СМИ живут по своим законам, у них есть своя аудитория, свои интересы, свой стиль, только учет и прогнозирование этих интересов, особенностей поможет наладить взаимовыгодное сотрудничество.
Работа со СМИ в любой организации, в том числе и общественной, должна начинаться с составления медиакарты – списка СМИ, включающего их тираж, регион покрытия, периодичность, учредителей, ФИО главного редактора, ведущих журналистов, номера телефонов, факса, электронную почту, время выхода в тираж и эфир, крайние сроки подачи материалов, основные темы, политическую позицию и позицию по актуальным проблемам, рейтинг СМИ, его аудиторию, основные разделы и передачи, жанровую и тематическую направленность. Этот список не составляется раз и навсегда, нужно постоянно проводить мониторинг рынка СМИ и вносить появляющиеся изменения в медиакарты. На основании этих карт создается лист рассылки, который используется для распространения в СМИ материалов об организации.
В работе со СМИ НКО должна поддерживать политику постоянного присутствия в коммуникационном поле, информировать СМИ буквально обо всем, формируя регулярный и объемный поток сообщений (рассказывать о жизни клиентов, известных доноров, связывать деятельность НКО с решением актуальных проблем региона и др.), поскольку для некоммерческой организации важен не краткосрочный всплеск популярности, а долгосрочное позитивное отношение.
PR -менеджеры некоммерческих организаций должны умело использовать разнообразные формы подачи информации и журналистские жанры. Так, например, одним из популярных и традиционных в США жанров для НКО являются письма в редакцию [ Lamb F . L ., 2005]. Считается, что это достаточно эффективный способ воздействовать на общественное мнение, поскольку демонстрирует обратную связь с читателем. Писать письма можно не только по вопросам деятельности организации. Публикации на другие темы социальной, экономической, политической жизни местного сообщества, подписанные сотрудником с указанием должности в некоммерческой организации, могут также способствовать росту ее известности.
НКО может выступить организатором дискуссий, круглых столов, бесед в редакции или студии с привлечением лидеров мнений, известных политиков, бизнесменов и др. известных лиц как для обсуждения узких проблем сообщества, так и глобальных вопросов построения демократического общества [Как работать со средствами массовой информации, 2007]. Общественные организации могут проводить исследования, готовить обзоры состояния различных сфер (социальной, культурной, спортивной и др.), в конечном итоге, представители НКО могут стать экспертами в своей сфере и давать комментарии в СМИ по разным вопросам. Таким образом, цель общественной организация – постоянно стимулировать СМИ к запросу информации.
Но все же основным средством для привлечения СМИ является создание информационного повода, поскольку как мы уже отмечали, новость – это адекватный «пропуск» в современное пространство СМИ. Интересным примером может служить акция «Неделя узника», организованная Пермским региональным правозащитным центром с участием «Общественного центра содействия уголовной реформе» (г. Москва) в Перми 7-15 октября 2000 года. Основными задачами мероприятия были привлечение внимания общественности к проблемам лиц, содержащихся в местах лишения свободы, и корректировка общественного мнения в отношении заключенных и бывших преступников в сторону милосердия, сочувствия, помощи в реабилитации при выходе на свободу. Мероприятие включало в себя организацию «круглого стола» в колонии УТ389-29 (г. Пермь) с приглашением СМИ, выставку «Человек и тюрьма» в крупном деловом центре города, проведение пресс-конференций и «круглых столов» во время работы выставки.
До непосредственного начала мероприятий в СМИ были разосланы пресс-релизы о состоянии колоний, СИЗО в Пермской области и в целом по стране, о мероприятиях в рамках проводимой акции; была проведена пресс-конференция с распространением пакета информационных материалов, печатной и иллюстративной продукции. Журналисты были специально приглашены на все акции во время «Недели», работа делегации СМИ была организована в колонии. Всего в «Неделе узника» приняло участие более 50 журналистов, до и после начала акции в СМИ прошла публикация материалов, радиорепортажи.
Эффективность PR -проекта была достигнута благодаря нестандартному названию акции, сенсационному месту проведения некоторых мероприятий (места лишения свободы), привлечению к участию в проекте VIP-персон и руководителей федеральных и региональных властных структур, сильному эмоциональному воздействию на общественность выставки «Человек и тюрьма» и др. Это обусловило заинтересованность СМИ, а высокий уровень предоставленных медиа-материалов обеспечил большое количество публикаций и репортажей [Неделя узника: Пермский региональный правозащитный центр, 2000]. Пермский региональный правозащитный центр получил синергетический PR -эффект от мероприятия: повысил уровень известности организации, улучшил ее имидж в профессиональной среде, властных структурах, помог установить новые контакты, сформировать доброжелательные отношения и доверие СМИ. СМИ в свою очередь благодаря сенсационности и необычности материалов смогло повысить свой рейтинг.
Специальное мероприятие по позиционированию благотворительности в России «Ралли Белых Ночей», которое мы описывали выше, также ставило своей целью привлечение внимания СМИ. В рамках проекта PR -агентство «Ньютон» провело единовременную работу более чем с 600 СМИ Российской Федерации. Журналисты были приглашены на все мероприятия по маршруту следования мотопробега (торжественные церемонии встречи участников мотопробега на центральных площадях городов, обеды и приемы, встречи с местным благотворительным сообществом, круглый стол «Стратегия развития благотворительной деятельности» в Екатеринбурге, фотовыставки «Ралли Белых Ночей» в Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге) . Было проведено 13 пресс-конференций и брифингов, на которых присутствовали более 280 представителей региональных и федеральных СМИ, заключительная пресс-конференция прошла в пресс-центре «Интерфакс». Необычный информационный повод («путешествие лордов на байках по России») и мероприятия, направленные на работу с прессой, обеспечили выход 1018 публикации в печатных и электронных СМИ Российской Федерации.
Конечно же, как и в сотрудничестве с любыми другими группами общественности, НКО не должна забывать благодарить СМИ за оказание поддержки. Это могут быть награды, письменные благодарности от НКО и власти, приглашение на мероприятия в качестве гостей, позиционирование социально ответственного имиджа СМИ в другой своей деятельности.
Государственные структуры
Одна из основных задач органов государственного управления по отношению к населению страны – проводить в жизнь политику, защищающую человеческое здоровье и безопасность, охраняющую окружающую среду, защищающую свободную рыночную экономику.
Как отмечалось выше, власть заинтересована в деятельности общественных организаций из-за того, что некоммерческий сектор частично берет на себя те функции, которые должно выполнять государство, но по той или иной причине их не выполняет. То есть третий сектор снижает социальную нагрузку на государство, помогает находить консенсус между решениями власти и общественным мнением [Духонин К.В., 2007].
Так, президентский проект создания Общественной палаты Российской федерации можно считать совместным PR -проектом власти и некоммерческих организаций. Членами общественной палаты в 2006 г . являлись руководители и представители крупнейших общественных организаций РФ – С.А. Абакумов (председатель правления Общероссийской общественной организации «Национальный гражданский комитет по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами»), Д.Б. Аюшев (Пандито Хамбо Лама, Глава Буддийской традиционной Сангхи России), Г.В. Боголюбова (президент Славянского фонда России), М.А. Большакова (председатель совета Общероссийской общественной благотворительной организации «Союз семей военнослужащих России»), Р.И. Гайнутдин (муфтий, председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман Европейской части России), В.Л. Говоров (председатель Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы) и др..
Согласно Федеральному закону РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32, Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;
2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;
3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
4) осуществления общественного контроля деятельности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом (см. официальный сайт Общественной палаты http://www.oprf.ru/rus/members/ ).
Для реализации этих задач Комитеты Общественной палаты курируют конкурсы на получение государственной финансовой поддержки для НКО, проводят совместно с НКО социальные акции и др. Так, например, стартовавшая 24.08.2006 акция «Волна здоровья. Займись собой», проходила под эгидой Общественной палаты РФ и при поддержке благотворительного фонда «Лиги здоровья нации». Во всех городах, где пролегал маршрут «Волны здоровья», организаторы провели специальные семинары для местных медиков и поделились с ними передовыми технологиями профилактики и лечения различных заболеваний. В каждом городе специалисты научного центра имени Бакулева, Научно-клинического центра отоларингологии Росздрава, клиники «Микрохирургии глаза имени Федорова» и Научного центра здоровья детей РАМН обследовали и консультировали всех желающих детей. Помощь была оказана более 1 тысячи ребят, 14 человек с врожденными пороками сердца получили сертификаты на лечение.
Таким образом, власть решает социальные вопросы через взаимодействие с общественными организациями.
Ещё одна причина заинтересованности власти в НКО заключается в том, что общественные организации могут оказать ей политическую поддержку во время выборов. Например, Американская Ассоциация Пенсионеров (ААП) , одна из крупнейших некоммерческих организаций в Америке, насчитывает 30 миллионов членов. Она специализируется на лоббировании законопроектов, приносящих выгоды пожилым гражданам. Выборные официальные лица и кандидаты прислушиваются к мнению этой организации, потому что пожилые граждане обычно активно участвуют в голосовании. Частично благодаря этой организации пожилые люди являются одной из самых влиятельных групп в Америке [Ишкова A ., 1996].
Ситуация, когда общественные структуры являются ресурсом в политическом влиянии, характерна и для России. Например, самарское региональное отделение ЛДПР в феврале 2006 г . начало работу по созданию нового общественного объединения с рабочим названием «Губернский общественный союз». В него предполагалось объединить ряд общественных и политических организаций. С помощью единого бренда «Губернский общественный союз» лидеры ЛДПР хотят доносить свое мнение до представителей власти, причем не только на региональном, но и на общероссийском уровне. Объединившись с общественниками, либерал-демократы надеются стать услышанными и получить больше возможностей для лоббирования своих интересов. В то же время в партии не скрывают, что создают новую организацию с целью противостояния «Единой России» [Соловьева Д., 2005].
НКО также могут организовать и противодействие неприемлемым решениям, реформам и распоряжениям. Это можно продемонстрировать на примере принятия «Закона о монетизации льгот» в 2005г. Закон, призванный улучшить социальное положение граждан, вызвал масштабный негативный резонанс в обществе, приведший к кризисной ситуации: по городам России прошли массовые митинги и демонстрации протеста пенсионеров, инициированные общественными организациями, против реформы, в некоторых случаях были перекрыты основные авто- и железнодорожные трассы (см. обзор проблемы на сайте Информ-ТР http://www.tr.rkrp-rpk.ru/get.php?843 , а также [ Выступление и наказание, 2007 ]).
Политические партии заинтересованы в сотрудничестве с НКО, потому что согласно Российскому законодательству, ограничивающему источники финансирования политических партий, им запрещено принимать деньги от иностранцев, от компаний с более чем на треть иностранным участием, от органов власти и компаний, где доля государства более трети, а также от благотворительных организаций. По данным Центризбиркома, теперь именно некоммерческие фонды были основным, а для некоторых партий и единственным источником денег. В последнем квартале 2005 г . 80% всех пожертвований российским партиям (всего 293,4 млн. руб.) поступило от НКО. Как следует из сводных отчетов политических партий за 2005 г ., лидерами в использовании пожертвований от общественных структур стали «Единая Россия», СПС и «Яблоко». [Дульман П., 2006; Корня А., 2006]. Однако эта ситуация изменилась, поскольку 27 декабря 2006 г . Совет Федерации Федерального Cобрания Российской Федерации одобрил Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ограничений на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума" [Официальный сайт Совета федераций].
Как мы отмечали ранее, большинство НКО заинтересованы во власти как в источнике финансирования и получения разнообразных социальных и налоговых льгот (помещения, социальные программы и социальные заказы), они расширяют свои ресурсы, выстраивая взаимовыгодные отношения со структурами управления [4] . Эти отношения должны строиться именно как отношения партнерства, когда НКО, получая поддержку власти, оказывает услуги населению или решает его социальные проблемы, т.е. реально помогает власти выполнять ее государственные функции.
Многие общественные структуры достаточно давно включились в процесс законотворчества и лоббизма. В парламентских слушаниях последнего Верховного Совета и 1-й Госдумы на равных участвовали депутаты, чиновники министерств, коммерческие структуры и представители общественных организаций. Причем голос общественных организаций звучал решающе. Например, по разделу «Защита прав пациентов» тогда были приняты основополагающие общественно значимые законы «Об основах законодательства об охране здоровья граждан», «О психиатрической помощи», «О медицинском страховании», «Гражданский кодекс». Трибуна была доступна всем. Однако, начиная уже со 2-й Думы (с 1996 г .) стало заметно подавляющее влияние на подобных слушаниях чиновников госструктур и коммерческих структур, отстаивающих свои финансовые интересы [ Емешин К., 2007 ].
А. Шуба и А. Сунгуров выделяют целую группу НКО, основная цель которых посредничество в представлении интересов других общественных организаций перед властными структурами ( advocacy group ). Это сравнительно новый в России тип инфраструктурных организаций 3-го сектора (аналитические, образовательные и ресурсные центры). Такие НКО обеспечивают неправительственные организации научно обоснованными аргументами для защиты общественных интересов и серьезными альтернативами, а также через отдельных депутатов в представительных органах и ответственных чиновников в исполнительных органах, а также через СМИ лоббируют интересы других НКО, организовывают встречи лидеров НКО и представителей власти [ Шуба Н., 2001]. В России в эту группу входит сеть организаций «Интерлигал», специализирующиеся на правовом обеспечении НКО (http://www.interlegal.ru/), «Социально-экологический союз» (http://www.seu.ru), «Ассоциация независимых женских объединений» (http://www.owl.ru/win/women/aiwo/index.htm).
Хрестоматийным п римером такой организации-посредника может служить Центр анализа бюджетного процесса и бюджетных приоритетов ( Center for Budget Process and Priorities ), который успешно работает в Вашингтоне с 1982 г . История его создания связана с президентской программой сбалансированного бюджета Д. Рейгана, достичь которого предполагалось за счет снижение расходов на социальные программы, которые, как заявлял Рейган, были слишком раздуты предыдущей демократической администрацией. Соответственно, проект федерального бюджета на 1983г., предложенный администрацией Рейгана Конгрессу США, предлагал в качестве единственного пути к достижению бездефицитного бюджета снижение социальных расходов. Другие же варианты достижения этой цели просто не существовали в проработанном виде, так как бюджетной тематикой серьезно занимались лишь структуры администрации Президента.
В этой ситуации один из активистов Демократической партии США, которая традиционно опирается именно на малоимущие слои населения, создал некоммерческую организацию « Center for Budget Policy and Priorities », задачей которой являлся независимый анализ предложенных правительством проектов бюджета и выработка возможных альтернатив. Эта идея заинтересовала фонд Форда, который решил ее поддержать своим грантом. Центр заказал представителям академической науки, которые ранее не особенно интересовались проблемами реального бюджета, сделать анализ подготовленного администрацией Рейгана проекта бюджета и рассмотреть варианты достижения сбалансированного бюджета, альтернативные снижению расходов на социальные программы (например, путем более эффективного сбора налогов и т.п.).
Полученные предложения и наработки передавались лидерам некоммерческих организаций, представляющих интересы именно тех слоев американцев, которые в наибольшей степени могли бы пострадать от предложенных Рейганом сокращений социальных программ – инвалидов, многодетных и т.д. И уже лидеры этих НКО, выдвигающие теперь не только требования типа «Не допустить снижения социальных расходов», но и конкретные альтернативные предложения, воздействовали на своих конгрессменов либо с помощью профессиональных лоббистов, либо непосредственно подкрепляя свои требования как предложенными серьезными альтернативами, так и числом голосов избирателей данного конгрессмена, которые не будут его больше поддерживать в случае, если он поддержит предложения администрации Рейгана о сокращении социальных программ (А.Сунгуров цит. По [Шевченко Е., 2007]).
Вопрос и политизированности НКО является дискуссионным. Принципиальной позицией западных НКО является их независимость от каких-либо политических партий и движений. Некоторые же идеологи российских НКО полагают, что одним из путей усиления влияния 3-го сектора на властные структуры является как раз политизация деятельности общественной организации . Так, в Алтайском крае представители крупного бизнеса создали «Союз промышленников». Далее, отстаивая свои интересы, они создали уже политическую организацию «За возрождение промышленности», которая пошла на выборы и сейчас имеет фракцию в Краевом Совете [ Емешин К., 2007 ].
По мнению К. Емешина, подобная политизация неизбежна при рассмотрении взаимодействия власти и 3-го сектора. Опыт последнего десятилетия показал, что диалог между этими двумя сторонами минуя политические организации малопродуктивен. Общественные организации участвуют и должны участвовать в политических процессах, и это нисколько не противоречит их целям и условиям существования [Ходос Р. 2007; Емешин К., 2007 ].
Но, как мы и отмечали выше, для некоторых НКО сотрудничество с властью, политизация в полном смысле этого слова невозможны потому, что их основные цели и задачи связаны с контролированием действий властных структур, органов законодательного регулирования (см. Кейс « Нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан…» как пример противодействия общественных организаций Федеральной службе Ростехнадзор и Государственной Экологической Экспертизе). Хотя и такие НКО должны стремиться к конструктивному взаимодействию . Примером взаимовыгодного сотрудничества общественных организаций и политических партий в целях решения потребностей общества может служить «Антифашисткой пакт», который подписали 29 общественных организаций и политических партий Нижегородской области 9 февраля 2006 г . В их числе Нижегородская областная организация Красный Крест, НКО «Опора России» и Российский союз ветеранов. Цель соглашения – «объединить все здравомыслящие силы страны в борьбе с национальной рознью, с разжиганием расовой и религиозной вражды». К «Антифашистскому пакту» присоединились партии «Свободная Россия», «Союз правых сил», «Социалистическая единая партия России», «Патриоты России», «Российская партия пенсионеров» и ЛДПР [«Антифашисткой пакт» подписали 29 общественных организаций и политических партий Нижегородской области, 2006].
Позитивно выстроенные отношения некоммерческих организаций с органами государственности власти могут также сказываться и на построении отношений НКО с бизнесом: нередко корпорации охотнее готовы оказывать финансовую поддержку тем НКО, которые уже доказали свою состоятельность органам власти и заручились их поддержкой, кроме того такие общественные организации могут помогать бизнес-структурам устанавливать контакты с правительствами разных уровней.
Бизнес-корпорации
Если задача государственной власти состоит в том, чтобы регулировать социальную, экономическую, культурную жизнь общества, то цель бизнеса – приносить прибыль. Задачи, стратегии и тактики бизнеса связаны с этой целью и направлены на ее реализацию. Ему нужна позитивная известность, чтобы реализовывать произведенные продукты. Учет этих основных особенностей должен определять стратегии взаимодействия общественных организаций с бизнес-корпорациями с целью получения финансовых дотаций в социальную сферу.
В общем бюджете некоммерческих организаций США и Великобритании пожертвования фирм составляют около 1%. В то же время, суммы, пожертвованные фирмами, составляют менее 1% от их налогооблагаемой прибыли. Бюджет российских благотворительных организаций, практически не имеющих прямой финансовой поддержки со стороны государства, состоит из таких пожертвований более чем наполовину. Около 2/3 российских коммерческих структур занимаются благотворительностью (среди банков эта доля существенно выше). При этом очень многие московские фирмы жертвуют больше 1% своей налогооблагаемой прибыли, а некоторые даже превышают квоту освобождаемой от налогообложения части прибыли, направляемой на благотворительные цели. Всего в 2005 году отечественные корпорации направили на социальные проекты $1,5 млрд. [Слащева Ю., 2007]. Даритель не уплачивает налога только с пожертвованной суммы: в России это 3% (на некоторых направлениях – 5%), в США 10%, то есть государство, облегчая в какой-то мере проявления душевного порыва, само выступает как партнер мецената, как бы добавляя к благотворительному пожертвованию фирмы свою долю. Однако простой арифметический подсчет показывает, что благотворительность «экономически не выгодна». Ведь ни в одной стране мира не разрешается делать пожертвований вместо уплаты налогов, чего хотели бы добиться многие российские предприниматели [Вербицкий A ., 1996].
Почему же все-таки компании занимаются благотворительностью? Помимо чисто человеческих мотивов и п онимания важности и полезности вложений в социальную сферу, есть несколько деловых причин, связанных со стремлением каждой компании повысить степень узнаваемости и позитивный имидж компании. Сотрудники общественных организаций, занимающиеся фандрайзингом, должны учитывать данную мотивацию.
Во-первых, спонсоринг – показатель надежности . Как только один из известных банков прекратил свою благотворительную деятельность, он лишился чуть ли не половины своих клиентов. Для клиентов прекращение благотворительной помощи стало первым знаком скорого краха банка, а через некоторое время банк действительно лопнул. Обстоятельность, легальность, финансовое благополучие – показателем всего этого является именно продуманная и постоянная благотворительная деятельность. Если фирма способна выделить некоторую сумму на поддержку дома детского творчества, то обыватель думает, что у нее достаточно средств на коммерческую деятельность. И обыватель становится потенциальным клиентом или партнером в делах [ Рутковская М., 2007].
Имидж всегда социально обусловлен. Поддерживая развитие общества (стипендии перспективным студентам, совершенствование системы здравоохранения, инновационные проекты), бизнес вкладывает средства в «выращивание» своих собственных клиентов или работников. Компания гораздо легче соглашается выступить в качестве спонсора, если аудитория НКО или проводимого им мероприятия совпадает с целевой аудиторией компании. А также если во время акции можно продемонстрировать товар фирмы в качестве элемента мероприятия или приза (например, еду и напитки, компьютерные технологии и др.).
Бизнес, как и жизнь, не идеален, но правильно сформированный имидж позволяет сводить на нет многие недостатки. Участие в благотворительности, особенно в небольшом городе, показывает, что фирма или банк заботятся о городе, о его жителях. Это снижает агрессию по отношению к компании и к частному бизнесу вообще как со стороны населения, так и со стороны властей и СМИ. Это дает надежду на то, что если с компанией произойдут какие-то проблемы, вплоть до форс-мажорных обстоятельств, люди будут помнить о том, что корпорация помогала им, и будут более терпеливы и лояльны.
Наконец, участие в решении социальных проблем улучшает внутренний климат в коллективе корпораций , поскольку сотрудникам организации важно не только зарабатывать деньги, но и быть нужными, признаваемыми, реализованными людьми. Фирма должна поощрять участие персонала в благотворительных акциях в качестве добровольцев либо направлять их в качестве экспертов (например, юристов, бухгалтеров, специалистов по рекламе, менеджменту) в благотворительные организации. Это расширяет кругозор сотрудников, обогащает их опыт, умения и знания, создает новые связи, укрепляет чувство собственной значимости и необходимости [ Рутковская М., 2007]. Например, финансовые взносы на благотворительные цели в международном холдинге «Уильямс» (США) делают по следующей схеме: Широко распространена следующая модель: если сотрудник жертвует какой-то некоммерческой организации доллар, то корпорация перечисляет на этот же счет два. То есть во главу угла ставятся не личные симпатии топ-менеджмента, а пожелания всех сотрудников. Таким образом повышается лояльность сотрудников к руководству, их приверженность корпоративным принципам. Поощряется в холдинге и работа сотрудников волонтерами в общественных проектах. Иногда для этих целей сотруднику могут укоротить рабочий день либо предоставить выходной. Таких схем придерживаются и во многих других американских компаниях [ Музалевский M ., 2007].
Для спонсора важен высокий уровень проведения спонсируемого мероприятия, поскольку он связывает свой образ с мероприятием, и оно может быть источником повышения либо снижения имиджа. Некоммерческой организации очень важно доказать корпорации, что переданные средства будут долго работать на корпоративный имидж в системе маркетинга и в системе общественных интересов [Десять вопросов, на которые надо ответить до принятия спонсорского предложения, 1999].
Самое основное после того, как благотворительная организация получила согласие о дотации, сделать проект абсолютно прозрачным, вести постоянный отчет перед организацией-донором о полученных и потраченных средствах, о решенных проблемах, достижениях, демонстрировать спонсорам отдачу от социальных инвестиций. Сокрытие какой-либо информации может привести к кризису даже такие крупные и устойчивые общественные организации, как «Красный крест» (см. кризисную ситуацию американского «Красного креста» и Свободного фонда» после 11 сентября 2001 г .). А также чрезвычайно важно не забывать неустанно благодарить организации: это могут быть специальные знаки отличия, памятные таблички, обеды в их честь, награды, опубликование списка доноров на программе мероприятия, установление в их честь памятных досок и скульптурных композиций.
Итак, доказывать бизнес-структурам эффективность спонсирования НКО можно через:
- увеличение числа информационных поводов, которые позволят компании «быть на слуху»,
- количество материалов в СМИ и в Интернет, в которых фигурирует название или логотип компании,
- фотографии известных гостей мероприятия, которые держат продукцию компании или пользуются ею,
- размещения рекламных материалов компании на мероприятии (листовки, баннер, флаг и т.п.),
- возможность установить значимые контакты с другими корпорациями, властью, СМИ, которые в дальнейшем могут помочь коммерческой организации продвигать свои интересы или даже лоббировать их в политических кругах,
- создание имиджа социально ответственной компании, что является «пропуском» на международный рынок товаров и услуг, международные фондовые рынки и биржи.
Персонал
Работа с персоналом некоммерческого сектора должна преследовать те же цели и использовать те же формы, что и в случае с персоналом государственного и коммерческого секторов. Особенность же внутреннего пиара НКО состоит в том, что, кроме руководства и менеджеров общественной организации, персонал компании составляют волонтеры, или добровольцы, которые требуют специфических методов работы.
Биржа труда волонтеров ( http://volunteers.freenet.uz/ ) выделяла следующие характеристики волонтерской деятельности:
Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы [5] .
Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
Должен быть определенный человек, группа людей, общество, окружающая среда, помимо семьи или друзей волонтера, которым бы волонтер приносил пользу.
С одной стороны, внутренние отношения между персоналом некоммерческой организации отличаются неформальностью и дружелюбием, поскольку всех сотрудников НКО объединяет приверженность единым благим социальным целям. С другой стороны, трудность работы с волонтерами состоит в том, что это временные рабочие, которые могут не интересоваться миссией организации, ее долговременными целями и задачами. И хотя общественные организации практически всегда заинтересованы в добровольцах, которые способствуют функционированию и продвижению НКО, они должны чрезвычайно ответственно подходить к найму и отбору волонтеров и всегда помнить, что волонтеры – это их лицо, это люди, которые создают репутацию организации в глазах общественности, клиентов, бизнес- и госструктур. Прежде, чем волонтер будет готов работать с внешними клиентами организации, он должен понять миссию, цели, задачи, принципы работы, структуру некоммерческой организации, познакомиться с основным персоналом, пройти специальный тренинг и получить инструкции для работы волонтером, особенно в отношении этики поведения. Последнее связано с тем, что нередко общественные организации работают с социально незащищенным населением, людьми с ограниченными физическими возможностями, поэтому сохранение конфиденциальности, неразглашение частной информации, соблюдение этических принципов становится чрезвычайно важным. Общественные организации должны постоянно организовывать и продвигать обучающие тренинги для волонтеров в сфере конфликтологии, журналистики, эффективной коммуникации, для того чтобы, с одной стороны, оказывать населению качественные услуги и помощь, с другой – чтобы стимулировать приток добровольческих сил. НКО должна обязательно создать банк данных волонтеров, постоянно пополнять и обновлять его.
Волонтеры могут отдавать НКО не только свое свободное время и труд, но и помогать общественным организациям устанавливать связи с другими стейкхолдерами через свои связи со СМИ, бизнесом, государственными структурами, они также могут быть успешными агитаторами, поскольку в некоторые «закрытые» сообщества, такие, как этнические группы, пожилые граждане, молодежные группы, меньшинства, возможность проникнуть есть только у добровольцев. Например, волонтерами общественного фонда «Калб садоси» в г. Ташкент работают бывшие наркоманы. Эти люди, считает Маргарита Щербинина, обретают смысл жизни и дополнительные стимулы, работая в подобных организациях. Они, преодолев тягу к наркотикам, работают с большой ответственностью и энтузиазмом, пользуются большим доверием клиентов, чем психологи или наркологи, потому что сами испытали наркотическую зависимость и смогли остановиться [Щербинина М., 2001].
Человек, выбирающий волонтерскую работу, как правило, имеет многофакторную мотивацию. Это может быть желание реализации своих возможностей в другой в сравнении с основной работой сфере, желание помочь нуждающимся, почувствовать свою нужность и значимость, временное нетрудоустройство и поиск новой работы, необходимость трудового стажа в определенной профессии, установление контактов, выбор карьеры. Общественная организация для взаимовыгодного сотрудничества должна изучать и стараться удовлетворять эти потребности, помогать волонтерам добиваться их целей, давая возможность получить необходимый профессиональный опыт, предоставляя им в качестве поощрения рекомендательные письма для дальнейшего трудоустройства, организовывая тренинги, курсы переподготовки и повышения квалификации с целью карьерного роста. Поддерживать значимость волонтерской работы могут также приглашения на престижные торжественные мероприятия, благодарственные письма, материалы о добровольцах в СМИ и др.
Другие общественные организации
Специфика отношений между общественными организациями состоит в том, что в этой сфере практически отсутствует конкуренция, свойственная банкам и вузовской сфере. НКО стремятся к установлению деловых и партнерских отношений, поскольку благодаря этому увеличивают свои материальные и нематериальные ресурсы или получают доступ к новым. Сотрудничество с зарубежными НКО дает отечественным организациям возможность обмена опытом, информацией, кадрами, экономит деньги и время, поэтому нередко благотворительные организации объединяются в союзы и консорциумы. Достаточно частотно в рамках российской практики сотрудничество с западными и американскими некоммерческими фондами как грантодателями, партнерами в проведении мероприятий, организации проектов. В России функционирует достаточно много таких совместных программ. Например, проект «Волонтерство – путь к открытому обществу» всероссийской программы международного сотрудничества ДИМСИ ( www.dimsi.net/-program/prog-4.php ) занимается организацией обменов творческими коллективами, детьми и молодежью, научных конференций и совместных международных добровольческих акций, проектов (Всемирный День Молодежного Служения, Международный День Молодежи, Год Волонтера, «Большие Братья/Большие Сестры», «Юность без решеток», «Лидер здоровья», «Третий сектор и СМИ», «Школа гражданского общества», «Трудовая инициатива», «Артиада народов мира» и т.д.), работает над решением проблем занятости, трудоустройства молодежи, делает регулярную рассылку информации на дружеские сайты и т.п.
Фонды Форда, Сороса, «Айрекс», «Евразия» реализуют и координируют образовательные проекты, волонтерские проекты для некоммерческих организаций, например, программа РАВИ (российско-американская волонтерская инициатива), финансируемая Американским агентством по международному развитию (USAID).
Такие программы сотрудничества и консорциумы НКО не только дают общественным организациям дополнительные ресурсы, но и увеличивают их значимость в отношениях с государством и бизнесом. Например, одно их таких объединений – Союз благотворительных организаций России – ведет активную работу по представлению в органы власти предложений к проектам нормативных актов в области благотворительной деятельности, оказывает юридическую, информационную, финансовую помощь и поддержку членам Союза, благотворителям, добровольцам и благополучателям и др. [Союз благотворительных организации России, 2007].
Итак, к основным стейкхолдерам некоммерческих организаций относятся:
- Общественность;
- СМИ;
- Государственные структуры;
- Бизнес-корпорации;
- Персонал;
- Другие общественные организации.
PR должен играть центральную роль в планировании деятельности некоммерческой организации, не сопровождать, а определять ее стратегию, более чем в других сферах. Эффективные отношения с группами стейкхолдеров, их доверие может обеспечить долгосрочная коммуникация, учитывающая интересы и ценности обеих сторон, а также правильно выбранные каналы коммуникации. Позитивный имидж организаций в данной сфере в большой степени зависит от их «прозрачности» и открытости.
[1] Спонсоринг (sponsorship) - поручительство, попечительство, поддержка, представляет собой подбор или организацию события (или иного объекта спонсирования), ведение и контроль события, проведение и/или контроль ПР и рекламной кампании, гарантированное осуществление проекта и учета интересов спонсора
[2] Фандрайзинг (fund — средства, финансирование, raise — приумножение, сбор) переводится как «привлечение средств».
[3] Информация о «Ралли Белых ночей» получена на презентации директора PR -агентства «Ньютон» А.В. Глазырина, представленной в рамках Второго международного студенческого форума по рекламе и связям с общественностью «Байкал PR оект-2006».
[4] Таким НКО, как клубы по интересам, общества любителей кошек, организации самопомощи и др., по мнению А. Шубы, необходимо лишь невмешательство властей в их деятельность [ Шуба Н., 2001].
[5] Например, в США з аконодательный минимум оплаты волонтерам обычно составляет $2.00 в час; минимальный заработок, принятый в стране - $3.35 в час, но в некоторых штатах может быть выше; средняя зарплата приблизительно оценивается по стране в $13.00 в ч. (http://www.prpc.ru/met_nko/060613_1.shtml).
- 60. Работа пресс-центра фирмы: структура и функции пресс-службы; критерии выбора сми, этика и принципы профессионального общения с журналистами. Организация работы пресс-службы в пр-отделе
- 1.1. Структура и основные задачи пресс-службы пр-отдела
- 1.2. Характер взаимоотношений пресс-службы пр-отдела и сми
- 61. Ресурсное обеспечение маркетинговых акций.
- Фандрайзинг для нко
- 61. Роль коммуникации в информационном обществе.
- Изменение роли коммуникации в информационном обществе
- 1. Работа с общественными организациями.
- 3. Жители.
- Глава 2. Pr в государственных организациях
- Глава 3. Pr-службы в государственных организациях России
- 64. Самопрезентация специалиста как pr-ресурс: специфика, формы, технологии.
- Что такое «самопрезентация» и зачем она нужна?
- Манипулирование в рекламе
- Эвфемизмы
- Подмена понятий
- 66. Сми как ресурс реализации антикризисной программы фирмы. Антикризисный консалтинг
- 67. Современные политические pr-технологии России: опыт, тенденции и проблемы развития.
- Зарождение политического pr
- Что такое политический pr?
- Черный и белый pr
- Принципы работы со сми
- Особенности российских сми для политического pr
- 68. Составляющие коммуникационного менеджмента.
- 69. Специфика pr-деятельности общественных организаций.
- Специфика Public Relations в некоммерческом секторе
- 70. Специфика и содержание работы с целевой аудиторией акций паблисити.
- 71. Спонсоринг как разновидность pr-технологий: идеология, функции, приоритеты, мотивы, формы.
- Cпонсоринг и фандрайзинг, или как найти деньги на мероприятие
- "Просящие и дающие"
- Имя тебе - спонсор
- Что такое сносорский пакет?
- Технология работы по привлечению спонсоров
- Некоторые правила спонсоринга
- Спрос и его факторы. Функция спроса.
- Спрос как основная характеристика нормативно-потребительского поведения: механизмы и технологии формирования
- Внешняя среды организации и ее основные элементы
- Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. Особенности внешней среды
- 74. Сущность, функции, принципы и технологии организации информационного паблисити.
- 75. Сферы коммуникации и модели коммуникации.
- 1. Моделирование коммуникации в разных науках.
- 76. Типовая структура, принципы организационного строения и функции подразделений корпоративной pr-службы. Структура pr-служб
- 77. Требования к информационному, образному и архитектурному дизайну компании. Идентичность бренда
- Общая концепция бренда, миссия, позиционирование...
- Основные элементы идентичности бренда:
- 78. Управление коммуникативными потоками. Корпоративное издание для сотрудников – идеальный стратегический инструмент управления бизнесом
- 79. Управленческий аспект деятельности pr-специалиста.
- Планирование участия в выставке
- Прямые продажи
- Ознакомление с рынком
- Получение деловых связей и заключение перспективных контрактов
- Решение pr-задач
- Каковы бы цели Вашего участия не были, они должны удовлетворять следующим требованиям:
- Каковы условия участия в выставке?
- Вопросы, на которые нужно знать ответ:
- 81. Фирменный стиль организации: структура, этапы и технологии разработки. Этапы разработки фирменного стиля
- Создание фирменного стиля Создание фирменного стиля является важнейшим этапом начала работы любой организации!
- Этапы разработки фирменного стиля:
- Фирменный стиль компании: развитие и организация бизнеса
- Составляющие фирменного стиля компании
- Использование фирменного стиля — основные преимущества
- 82. Цели и содержание деятельности корпоративного web-сайта (конференции on-line, интернет-брифинги, интернет-паблисити).
- Рекламная коммуникация: социальный и креативный аспект
- 84. Этапы и технологии проектирования бизнес-структур.
- 5.5.2. Этапы разработки концепции организации
- 2. Обоснование маркетинговой стратегии организации.
- 3. Социальная политика организации:
- 4. Обоснование маркетинговых мероприятий организации:
- 5. Функционально–содержательная модель организации:
- 85. Этапы и технологии проектирования социально-культурной акции.
- 86. Этапы и технологии проектного обоснования рекламной кампании. Разработка и реализация рекламных кампаний
- Цели и этапы рекламной кампании
- 87. Этапы и технологии формирования концепции материалов паблисити.
- 88. Этапы формирования и реализации программ спонсоринга.
- 89. Эффективность управления коммуникациями процесс коммуникаций и эффективность управления
- Эффективные и неэффективные коммуникации
- Оценка эффективности pr
- Роль исследований
- Гадание на кофейной гуще и... Отчетах
- Важность определения целей
- Медиамониторинг
- Внутренние коммуникации
- Оценка неудач
- 90. Ярмарка как форма pr-акций: функции, классификация, этапы разработки и реализации.
- Классификация ярмарок по масштабу и характеру
- Ярмарки и выставки как инструмент маркетинга Акулич и.Л.
- 8.1. Становление и развитие ярмарок и выставок
- 8.1.1. Немного истории
- 8.1.2 Современная концепция ярмарок и выставок
- 8.1.3. Какие бывают ярмарки и выставки
- 8.2. Основные этапы подготовки и участие фирмы в работе ярмарок и выставок
- 8.3. Решение об участии фирмы в работе ярмарки или выставки
- 8.3.1. Цели участия фирмы в работе ярмарок и выставок
- 8.3.2. В каких ярмарках и выставках следует участвовать
- 8.4. Подготовка к участию в работе ярмарки или выставки
- 8.5. Участие в работе ярмарки или выставки
- 8.5.1. Выставочный стенд
- 8.5.2. Работа персонала на ярмарке или выставке
- 8.6. Подведение итогов участия в ярмарке или выставке
- 8.6. Оценка результатов участия в ярмарке или выставке
- 8.7. Основные причины неудачного участия в ярмарке или выставке
- 8.8. Ярмарочная и выставочная деятельность в республике Беларусь
- Классификация выставок и ярмарок