logo search
2012Vyipusknaya_diplomnaya_rabota

5. Примерные показатели для оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия

Таблица 50 – Система показателей оценки коммерческой деятельности торгового пред­приятия

Наименование

показателей

Алгоритм

расчета

Норматив­ное значе­ние

Обозначения в

алгоритме

Оценка выполнения потребительского заказа

Уровень товарного обеспечения

Дз = З / По × 100

Дз 100 %

З – закуплено товаров;

По – заказ торговли

Удельный вес поступ­ления товаров в сумме заказа (по итогам года)

Дп = П / По × 100

Дn  100 %

П – поступление товаров

Оценка хозяйственных связей по поставкам товаров

Уровень выполнения договорных обяза­тельств

Кnф / Ок × 100

Кn  100 %

Оф – фактическая сумма поступления товаров на предприятие;

Ок – сумма поступления товаров на предприятие, предусмотренная заклю-ченными договорами)

Продолжение табл. 50

Коэффициент равномерности поступле­ния товаров (в разрезе товарных групп, мага­зинов)

Кравн = 100 - 

 =  × 100 /

 =

Кравн  100 %

 – коэффициент вариа­ции, %

 – среднее квадратичес-кое отклонение; – план поставки това­ров за год, руб.;

X – фактически постав­лено товаров за год, руб.

Установление прямых хозяйственных связей по поставкам товаров между

предприятиями промышленности и торговли

Товарооборот, допус-кающий прямые связи

Оmin = N × Ч

Офак Оmin

N – минимальная норма отгрузки, руб.;

Ч – общее количество договоров;

Офак – товарооборот фак­тический

Экономия издержек обращения за счет устранения из товаро­движения посредниче­ского звена

Эи = О × Уи / 100

О – уменьшение опто-вого товарооборота за год у предприятия-посредника в связи с переходом на прямые хозяйственные связи, руб.;

Уи – уровень издержек обращения посредника к товарообороту, исчис­ленному в розничных ценах, %

Уменьшение суммы надбавок на оптово-отпускную цену произ­водителя товара за счет отказа от услуг посредника

ВДсм = О × Нn / 100

О – объем продажи това­ров после перехода на прямые хозяйственные связи за год, руб. в оптово-отпускных ценах;

Нn – доля посредника в надбавке на оптово-отпу­скную цену производи­теля, %

Продолжение табл. 50

Дополнительная при­быль, полученная за счет роста товарообо­рота (прямое согласо­вание развернутого ассортимента постав­ляемых товаров)

Пд = (О2 – О1)

× (Ун – Уи) / 100

О1 – розничный товаро­оборот до перехода на прямые хозяйственные связи за год, руб.

О2 – розничный товаро­оборот после перехода на прямые хозяйствен­ные связи за год, руб.;

Ун – уровень доходов предприятия торговли, %

Уи – уровень издержек обращения предприятия торговли, % к товарообо­роту

Экономия издержек обращения, достигае­мая за счет ускорения товарооборачиваемо­сти, экономия от сни­жения расходов по статье издержек, про­центы за кредит, за год

Эр = (ТО1 – ТО2) ×

дн – Р6) / 100

ТО1 – товарооборачивае-мость до перехода на прямые хозяйственные связи, дни;

ТО2 – товарооборачивае-мость после перехода на прямые хозяйственные связи, дни;

Одн – однодневный това­рооборот после перехода на прямые хозяйствен-ные связи, руб.;

Р6 – размер платы за пользование банковским кредитом, в % от суммы кредита

Экономия от снижении расходов по списанию скрытого брака и уценки товаров за год (прямое согласование качественных характе­ристик поставляемых

товаров)

Эс = (Ур1 – Ур2) × О2 / 100

Ур1 – уровень расходов по списанию брака и уценке товаров брака и уценке товаров до перехода на прямые хозяйственные связи, в % к товарообо­роту;

Ур2 – уровень расходов по списанию брака и уценке товаров после перехода на прямые хозяйственные связи, в % к товарообо­роту

Продолжение табл. 50

Эффективность заключаемых сделок

Рентабельность рас­ходов по сделке

Ри = ЧПр / ИО × 100

Чем выше, тем лучше

ЧПр – чистая прибыль по сделке;

ИО – издержки обраще-ния, относимые на сделку

Рентабельность за­купки товара

Рз = ЧПр / Цз × Кт × 100

То же

Цз – цена закупки товаров по сделке;

Кт – количество закупае-мого товара по сделке

Рентабельность реа­лизации товара

Рр = Рф1 + Рф2 +…+Рфп/ Ра × n

Ку  1

Рф1, Рф2…– фактическое количество разновидно­стей товаров в момент отдельных проверок;

Ра – количество разно-видностей товаров, преду­смотренных обязатель­ным ассортиментным пе­речнем;

N – число проверок

Коэффициент соответ­ствия товарного ассор­тимента спросу на него

Кт = П / П1

Кт  1

П – число покупателей, отметивших соответст­вие товарного ассорти­мента спросу

П1 – общая численность опрошенных

Коэффициент наличия неходовых (не пользу-ющихся спросом) то­варов

Кнз = Тнз / Тз

Кнз  0

Тнз – запасы неходовых товаров (выше оптималь­ного размера);

Тз – общая сумма товар­ных запасов

Оценка коммерческой деятельности по организации розничной продажи

товаров

Использование внемагазинной формы продажи товаров

Удельный вес внема­газинной торговли в общем объеме роз­ничных продаж

Дв = Тв / Т × 100

Тв – товарооборот, полу­ченный от внемагазин-ной формы продажи товаров;

Т – общий объем рознич­ных продаж

Продолжение табл. 50

Использование прогрессивных методов продажи

Удельный вес магази­нов, использующих прогрессивные методы продажи:

– по товарообороту

– по торговой площади

– по количеству мага­зинов

Ипм = Тм / Том × 100

Ипм = Sм / Sо × 100

Ипм = Чм / Чо × 100

Тм – объем товарообо­рота магазинов, использующих прогрессивные методы продажи товаров;

Том – общий объем розничного товарооборота магазинов;

Sм – торговая площадь магазинов (отделов), использующих прогрессивные методы продажи;

Sо – торговая площадь магазинов;

Чм – число магазинов, использующих прогрессивные методы продаж;

Чо – общее число магазинов

Удельный вес продаж методом самообслуживания в товарообороте магазина

Пмс = Тмс / Том1 × × 100

Тмс – товарооборот, полу-ченный от использования метода самообслуживания;

Том1 – общий объем розничного товарооборота магазина

Использование средств активизации и стимулирования продаж товаров

Коэффициент использования средств активизации и стимулирования продаж товаров

– неценовых

– ценовых

Иса = Иис / Нис

Иса = Ицс / Нцс

Иис – используемые неценовые средства акти-визации и стимулирования продаж товаров;

Нис – неценовые средства активизации и стимулирования продаж, которые необходимо использовать по мнению специалистов и покупателей предприятия;

Ицс – используемые неценовые средства активизации и стимулирования продаж товаров;

Нцс – ценовые средства активизации и стимулирования продаж, которые необходимо использовать по мнению специалистов и покупателей

Продолжение табл. 50

Рекламная деятельность

Доля отчислений на рекламную деятельность

Дор = Рр × 100

­–

Рр – расходы на рекламу

Доля дополнительного товарооборота, полученного от рекламы в общем товарообороте магазина

К = Тд / Тм × 100

Чем выше, тем лучше

Тд – сумма дополнитель-ного товароборота, полу-ченного от рекламной ра-боты в торговом предприятии

Использование видов рекламы и информации

Коэффициент использования внутримагазинной информации

Ии = Иви / Нви

-

Иви – используемые средства внутримагазинной информации;

Нви - средства внутримагазинной информации, которые необходимо использовать по мнению специалистов и покупателей

Коэффициент использования внутримагазинной рекламы

Ир = Ивр / Нвр

-

Ивр – используемые средства внутримагазинной рекламы;

Нвр – средства внутримагазинной рекламы, которые необходимо использовать по мнению специалистов и покупателей предприятия

Коэффициент использования внемагазинной рекламы

Ир = Ивнр / Нвнр

Ивнр – используемые средства внемагазинной рекламы;

Нвнр – средства внемагазинной рекламы, которые необходимо использовать по мнению специалистов и покупателей предприятия

Оказываемые услуги

Эффективность платных услуг

Эу = Ру / Зу

Чем выше, тем лучше

Ру – объем реализации услуг;

Зу – затраты на услуги (себестоимость услуг)

Рентабельность (эффективность) платных торговых услуг

Эп = Пр / С × 100

То же

Пр – прибыль, получен-ная от предоставления услуг;

С – себестоимость услуг

Окончание табл. 50

Коэффициент дополнительного обслуживания (коэффициент полноты дополнительных услуг)

Ду = Кн / К

Ду  1

Кн – количество видов услуг, имеющихся в на-личии;

К – количество видов услуг по перечню для конкретного магазина

Коэффициент удовлетворения спроса в дополнительных услугах

Дус = Ру / Ус

Дус  1

Ру – реально оказанные услуги;

Ус – услуги в соответст-вии со спросом

Оценка имиджа

Доля рынка предприятия

Др = Т / Тз × 100

Чем выше, тем лучше

Тз – товарооборот зоны деятельности предприятия;

Коммерческая деятельность по управлению товарными ресурсами

Доля розничного товарооборота в товарных ресурсах

Эт = Т / (Зн + П – Зк) × 100

Эт  100

Зн – запасы товаров на начало года;

Зк – запасы товаров на конец года

Доля прочего выбытия в товарных ресурсах

В6 = Вф / (Зн + П – Зк) × 100

Чем ниже, тем лучше

Вф – фактическое выбы-тие товаров за прошлый год

Доля прочего выбытия в объеме розничного товарооборота

В6 = Вф / Т × 100

Чем выше, тем лучше

Доля собственных товарных ресурсов в об-щем объеме розничного товарооборота

Дстр = Стр / Т × 100

Чем выше, тем лучше

Стр – собственные товар-ные ресурсы

Доля собственных товарных ресурсов в разрезе отдельных товарных групп

Дстрг = Стрг / Ттг × х 100

Чем выше, тем лучше

Стрг – собственные товарные ресурсы по товарной группе;

Ттг – товарооборота по товарной группе

Прибыль, приходящаяся на единицу средних товарных запасов

Этз = Пр / Зс

Чем выше, тем лучше

Пр – сумма прибыли;

Зс – среднегодовые товарные запасы

Доля перераспределе-ных ресурсов в общем объеме поступления товаров

Дпр = Со + Пт / П ×

× 100

Чем ниже, тем лучше

Со – собрано товаров на оптовые базы;

Пт – переразмещение товаров

Таблица 51 – Составляющие коммерческой деятельности розничного торгового

предприятия, не поддающиеся формализации, факторы влияния и методы анализа

Объекты

анализа

Факторы

Метод анализа, его краткая

характеристика

Индивидуальная целевая концепция предприятия

  1. Месторасположение предприятия.

  2. Ассортимент товаров и оказываемых услуг.

  3. Метод продажи.

  4. Уровень цен.

  5. Продолжительность работы магазина (удлиненный, круглосуточный режимы)

  6. Маркетинговое обслуживание производителей товаров и других предприятий.

  7. Совмещение функций розничной торговли с другими функциями (бытовое обслуживание, закуп сельскохозяйственной продукции, прием посуды от населения, общественное питание и др.)

Анкетный опрос руководителей и специалистов торговых предприятий.

Интерес представляют мнения покупателей, так как достижение цели торговых предприятий – высокая рентабельность хозяйственной деятельности не предоставляется возможным без их благоприятного отношения к магазинам торгового предприятия.

Результаты применения:

– выявление особенностей, выгодно отличающих магазины исследуемого торгового предприятия от других;

– оценка приемлемости существу-ющей индивидуальной целевой концепции магазинов с точки зрения их эффективности;

– выявление возможных направлений изменения индивидуальной целевой концепции торговых объектов.

Имидж предприятия

  1. Потребительский рейтинг:

– впечатления, полученные до посещения магазина;

– впечатления, полученные во время и после посещения магазина.

  1. Деловой рейтинг:

– известность в профессио-нальных кругах;

– финансовая стабильность;

– публикации в СМИ;

– компетентность персонала;

– обязательность при выполнении договоров и др.

3. Престижный, внутриорганизационный рейтинг:

– степень удовлетворенности работой;

– управление деловой карьерой;

– профессионализм руководства;

– внутренние коммуникации;

– достижение предприятием своих целей и др.

Анкетирование руководителей и специалистов торговых предприя-тий, покупателей, деловых партнеров, конкурентов с использованием четырехбалльной шкалы оценки и значимости критерия оценки.

По каждой составляющей определяется оценка путем перемножения коэффициента весомости критерия на полученную оценку в баллах. С помощью суммирования показателей, полученных по каждой составляющей имиджа, определяется его интегральная оценка для объекта исследования.