logo search
bilety_1-72_shpora

24. Договор консигнации его особенности

По договору комиссии комиссионер обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Сроки консигнации, т.е. период в течение которого товар должен быть продан со склада, как правило колеблются от 3 до 24 месяцев. Срок действия договора обычно больше срока консигнации и составляет от 3 до 5 лет, в течение которых консигнатор мог бы окупить затраты на организацию исполнения договора. Непременным условием консигнационного договора является то, что товары, передаваемые на консигнацию, остаются собственностью консигнанта до момента их реализации третьим лицам и оплаты их стоимости консигнанту. В договоре оговариваются минимальные продажные цены, ниже которых консигнатор не может продать товар без письменного согласия консигнанта. Договор дает консигнанту право активно влиять на уровень цен. Стороны оговаривают размер вознаграждения консигнатору.

По консигнационному соглашению консигнант поставляет партию товаров на склад консигнатора, который распродает ее по частям, заключая от своего имени и за счет консигнанта контракты купли-продажи

Поскольку договор консигнации является разновидностью договора комиссии, то все положения действительны для консигнационных соглашений, однако с учетом ряда присущих им особенностей, а именно:

  1. консигнационные соглашения заключаются только на сбыт товаров;

  2. консигнационные соглашения заключаются на сбыт относительно крупных партий товаров;

  3. консигнационные соглашения заключаются на определенный срок;

  4. платежи за реализованные на рынке товары переводятся консигнатором консигнанту после получения выручки от покупателей в установленные промежутки времени (например, раз в месяц, раз в квартал).

Консигнационное соглашение, так же как и комиссионное, содержит пределы полномочий посредника по минимально допустимым ценам реализации товара на рынке, Однако чтобы консигнатор мог проводить на рынке сбыта более гибкую ценовую политику, в соглашении могут указываться не минимально допустимые цены, а сумма общей выручки за проданную партию товара. Для сокращения затрат на взаимные расчеты стороны обычно договариваются, что консигнатор будет переводить консигнанту полученную выручку за минусом положенного ему комиссионного вознаграждения, При этом консигнанту при определении размеров вознаграждения следует учитывать, что указанная периодичность расчетов означает дополнительное финансирование консигнатора примерно на стоимость кредита одной трети общей стоимости поставленных на консигнацию товаров. Консигнационным соглашением всегда устанавливается срок, в течение которого консигнатор обязуется реализовать партию товара на рынке, например, в течение года.

Консигнационные соглашения обычно предусматривают право консигнатора вернуть консигнанту за счет последнего товары, не проданные в течение установленного периода реализации.. Такое условие включается в соглашение затем, чтобы консигнант не завышал минимально допустимые цены или общую сумму выручки, снижая тем самым конкурентоспособность товара.

Чтобы повысить ответственность консигнатора за сбыт товара, консигнанты нередко включают в соглашение оговорку о частичной безвозвратности консигнации, устанавливая ее в процентах от общего объема партии. Естественно, что консигнатор примет на себя такие обязательства при условии достаточной конкурентоспособности сбываемого товара на рынке и увеличении комиссионного вознаграждения.

Известны также случаи применения полностью безвозвратной консигнации, т.е. лишения консигнатора права возвращать консигнанту товар и возложения на него обязательства оплатить консигнанту всю не проданную к установленному соглашением сроку часть товара. Однако требуемое в этом случае увеличение комиссионного вознаграждения настолько существенно, что с самого начала резко снижает эффективность консигнационного соглашения.

На практике если к концу консигнационного периода поставленная партия товара оказывается проданной не полностью, то обычно консигнант и консигнатор встречаются и анализируют причины возникшей ситуации. В подавляющем большинстве случаев главной причиной неполной продажи товара является его недостаточная конкурентоспособность по техническому уровню или ценам. При поиске выхода из создавшегося положения консигнатор, естественно, не хочет оплачивать непроданный товар, а консигнант не может на этом настаивать, опасаясь, что требование оплаты товара может поставить консигнатора в слишком сложное финансовое положение. Если консигнант заинтересован в продолжении сотрудничества с консигнатором, то он чаще всего идет па снижение минимального уровня цен на оставшуюся часть товара. При этом скидка с цены не должна быть существенно ниже двойной стоимости транспортировки товара от консигнанта к консигнатору и расходов на уплату пошлины.

Принципы установления вознаграждения консигнатору аналогичны тем, которые были рекомендованы для комиссионеров. В основную часть вознаграждения обычно входит оплата главных обязательств консигнаторов: содержать склад, находить покупателей, заключать с ними контракты, осуществлять поставки товаров и вести текущую рекламную деятельность.

Наименее эффективным способом вознаграждения является оставление консигнатору разницы цен между установленным минимальным уровнем и реальной ценой реализации товара на рынке.Более прогрессивным является начисление процентов к реальной цене реализации товара на рынке, но в этом случае консигнант должен включить в соглашение обязательства консигнатора предоставлять одновременно с периодическим платежом копии заключенных с покупателями контрактов или счетов-фактур, выставленных консигнатором покупателям. В противном случае консигнатор, как и комиссионер, может кроме причитающихся ему процентов присваивать и разницу цен.

Если в обязанности консигнатора входит проведение маркетинговых исследований рынка новых товаров, целевых рекламных кампаний, предпродажной доработки и гарантийного обслуживания готовой продукции, то можно рекомендовать заключение на эти работы отдельных договоров с расчетами по системе «стоимость плюс вознаграждение».