logo search
PR билеты ответы

Вопрос 16. Характеристика «третьей волны» развития цивилизации по Олвину Тоффлеру - новые отношения в семье, новые коды поведения и новый стиль жизни. Демассификация средств и систем информации.

Олвин Тофлер:

1. до 18 в – аграрная волна; хранение памяти – устное, ненадежное

2. до 1955 г – индустриальная (до ядерного оружия); хранение памяти – надежное, но статичное (книги, фото, музеи и т.д.)

3. по н.м. – постиндустриальная – ведущая роль – электронные средства связи.

3-я волна – повсеместно во всем: образ жизни, отношения в семье, изменения в системе образования, коды поведения, хранение памяти – надежное и динамичное (компьютеры)

волна технологическая, но антииндустриальная. Подъем полуавтономной экономики. Вновь устанавливаются связи между производителем и потребителем (продажа, заказ по телефоны, через интернет (one-to-one business). Устранение бюрократии, правительства более простые и эффективные.

Благодаря новым системам связи работа может стать надомной => Возможность укрепить новые отношения в семье: открывают семейные дела, бизнес. Плюсы: работа для себя, без посредников, сближает членов семьи, работа на себя, а не на рынок. Новое понятие: просюмер = продюсер + консьюмер.

В информационной сфере: демассификация информации (люди ищут привилегированную информацию), увеличивается количество телеканалов, станций и т.д., больший интерес к местным. Информация – уже не товар, а стимулятор творческих идей и поиска. Наряду с новой мозаичной культурой развитие планетарного единства, возможно даже глобальная идеология. Силой является не просто знание, но знание о знании, способность управлять им, метазнание.

Но: третья волна встречает сопротивление представителей 2-й волны, которые хотят сохранить свой порядок. Успех на той стороне, которая сможет лучше воспользоваться изменениями, появляющимися вместе с 3-й волной.

1. до 18 века – аграраная волна. Ненадежное, устное хранение памяти 2. до 1955 г. – до создания ядерного оружия, индустриальная волна. Хранение памяти надежное, но статичное (книги, фото, музеи) 3. по наст. момент – постиндустриальная. Ведущая роль - электронные средства связи. Переход основывается на преобразованиях в техносфере: энергетич база, про-во и рапсределение. Электронные средства связи – повсеместно во всем: в семье, образе жизни, образовании, коды поведения. Хранение памяти надежное и динамичное. Волна технологическая, но антииндустриальная. Характеризуется восстановлением вновь связей между потребителем и производителем (one-to-one business). Устранение бюрократии, правительства более простые и эффективные. Благодаря новым средствам связи работа может стать надомной. Следовательно, возмлжность укрепить новые отношения в семье: открывают семейный бизнес. Работа для себя, без посредников, сближает членов семьи, работа на себя, а не на рынок. Демассификация информации (люди ищут привилегированную инф-цию). Увеличивается кол-во каналов ТВ, это способствует большему интересу к местным каналам. Информация уже не товар, а стимулятор творческих идей, поиска. Наряду с новой мозаичной культурой возможня глобальная идеология. Сила – способность управлять знанием. Эта волна встречает ожесточенное споротивление со стороны приверженцев второй волны.

Вопрос 17. Межличностные отношения - формальные и неформальные, деловые (социальные) и личные отношения. Сфера актуализации личных отношений деловых субъектов. Баланс «делового» и «личного» в деловых отношениях.

Межличностные отношения- система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Различия между формальным и неформальным общением выражаются степенью включенности межличностных отношений, степенью учета личностных особенностей партнера, мерой использования арсенала способов психологического воздействия.

Формальное общение протекает согласно культурно обусловленным нормам и правилам. Нормы служебного этикета. Важно выполнение требований роли и ожиданий партнера.

Неформальное общение делится на контактное и опосредованное. Контактное общение: активная обратная связь, обогащено контекстом, широкий спектр вербальных и невербальных средств, игровой характер, в большей степени задействует механизмы рефлексии. Предполагает непосредственное общение индивидов и рассматривается как определенный уровень достигнутого понимания, согласия, психологической близости. Важнейшая роль- процессы социальной перцепции. Пронизывает все виды общения, служит базой, условием делового, профессионального, дружеского общения.

При личностно-ориентированном общении его цель формируется непосредственно его участниками. При деловом общении цель взаимодействия лежит вне участников и процесса общения. Она образуется необходимостью решения конкретной организационной задачи.

Деловое общение - общение людей, подчиненное решению конкретной задачи, стоящей перед организацией, что накладывает определенные рамки на поведение людей.

Специфика делового общения:

  1. Достаточно жесткая регламентация целей и мотивов общения, способов осуществления контактов между сотрудниками. В результате деловое общение оказывается в значительной степени формализованным, отстраненным, «холодным».

  2. Иерархичность построения организации, в соответствии с которой между подразделениями и сотрудниками закрепляются отношения подчинения, зависимости, неравенства.